Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА БАЗЕ ИННОВАЦИЙ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

   Ускорение процессов глобализации мирового хозяйства приводит к обострению конкуренции на мировых рынках. Национальные экономики, стремящиеся занять доминирующую позицию в мире, постоянно повышают уровень своего развития, создают и удерживают конкурентные преимущества. Положение страны на мировом рынке напрямую зависит от развития ее регионов. Способность регионов в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям рынка, реализация которых увеличивает благосостояние региона и его жителей формирует конкурентные преимущества страны.

   В основе конкурентоспособности региона лежат его конкурентные преимущества, которые и определяют уровень развития всей региональной социально-экономической системы. Существуют различные подходы к определению понятия конкурентного преимущества  Р.А.  Фатхутдинов формулирует понятие  конкурентного преимущества объекта, в частности региона как эксклюзивной ценности, которой он обладает, и которая дает ему превосходство над конкурентом [4].А.В. Андреев рассматривая конкурентные преимущества региона, отмечает, что это специфические черты и особенности региона, важные для его целевых рынков и отличающие его от других регионов [1]. Иванова Е.А считает, что конкурентные преимущества – это те факторы, которые уже обеспечивают преимущества анализируемого объекта (субъекта) перед конкурентами или будут обеспечивать в будущем при реализации запланированных мероприятий [2].

   Конкурентные преимущества социально-экономической системы разделяются на две группы: обеспечивающие и базовые. К группе базовых преимуществ относится природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификацию, научный и управленческий персонал, производственную базу, а к обеспечивающим–качество управленческого аппарата, предпринимательский климат, стоимость рабочей силы и инфраструктура.

   Факторы конкурентных преимуществ, такие как природные ресурсы, дешёвая рабочая сила, климатические условия, географическое положение, не зависящие от деятельности человека и заданные изначально, дают конкурентные преимущества не высокого порядка, обычно, неустойчивые, зависящие от большого количества внешних условий и, к тому же, имеющиеся у многих других регионов.

    Ряд  факторов  обеспечивают  более  качественные  конкурентные  преимущества  (технологические, инновационные).  Они  создаются  в  процессе  хозяйственной  деятельности  человека.  Это  современная инфраструктура, исследовательские учреждения, квалифицированные кадры, отделы и лаборатории, которые занимаются сложными расчѐтами параметров организации производства на основе инноваций. Таким образом, можно сделать вывод о том, что более значимым фактором конкурентоспособности региона являются инновации.

   Инновация представляет новшество, воплощённое в виде нового или усовершенствованного продукта или технологического процесса его изготовления, нового подхода к организации производства и его управления.

Выделяют две стадии инновационного процесса - фундаментальные и прикладные исследования. Только крупные и эффективные корпорации могут финансировать полный цикл инновационного процесса. Фундаментальные исследования направлены на получение новых научных знаний и финансируются, как правило, за счет государственного бюджета. Прикладные исследования необходимы для изучения возможностей практического применения открытых ранее явлений и процессов.

   Инновационная деятельность включает стратегический анализ ретроспективы и перспективы инноваций, разработку инновационной политики, составление плана реализации инноваций, материальное стимулирование творчества персонала.[3].

    Анализ динамики основных индикаторов инновационного развития региона за период 2000 - 2011 годов позволяет сделать вывод о том, что Нижегородская область по инновационной активности занимает одно из лидирующих мест в России:

1.     Число лиц, занятых научными исследованиями и разработками на 10000 занятого населения в Нижегородской области, хотя и сократилось почти в два раза в рассматриваемый период времени, в 2013 году составило 232,1 чел.

2.     Внутренние затраты на научные исследования и разработки в % к ВРП также оставались почти неизменными в рассматриваемый период. В 2013 году значение данного индикатора составило 4,8%, что превышает среднероссийский уровень более чем в 3 раза.

3.   Удельный вес инновационно активных организаций Нижегородской области превышает значения этого показателя по России за рассматриваемый период в среднем в полтора раза и в 2013 году составил 17,7%.

4.      Интенсивность затрат на технологические инновации в рассматриваемый период  времени не испытывала существенных изменений. При этом значение данного показателя в Нижегородской области в 2013 году составило 3,38%, превышая среднероссийский уровень в 1,54 раза.

5.     Доля отгруженной инновационной продукции во всей отгруженной продукции промышленности продемонстрировала резкие изменения на рассматриваемом интервале времени. В 2013 году она составила более 17,1%.

6.   Коэффициент изобретательской активности (число поданных заявок на изобретения и полезные модели в расчете на 10 тыс. населения) в течение ряда лет довольно слабо изменялся и в 2013 году составил 2,19.

     Таким образом, по большинству индикаторов инновационного развития Нижегородская область входит в десятку лучших регионов России. По данным независимых источников по уровню инновационного потенциала в целом область занимает четвертое место среди регионов страны, уступая Москве, Московской области и Санкт- Петербургу. Это во многом связано с грамотной и последовательной политикой, проводимой руководством региона. Законодательным собранием Нижегородской области и Правительством Нижегородской области выстраивается целостная система управления инновационными процессами в регионе, реализующая широкий спектр управляющих воздействий, направленных на развитие инновационной деятельности. [5]

   Инновационный процесс необходимо исследовать, учитывая его многоуровневую основу. Инновационный процесс на макроуровне включает в себя развитие инновационной деятельности в рамках национальной инновационной системы в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны в целом.

    Инновационный процесс мезоуровня функционирует в рамках региональной инновационной системы, подчиненной общим приоритетам социально-экономического развития государства в целом, но имеющей свои специфические территориальные особенности и инновационные возможности. В настоящее время в России существуют явные диспропорции в развитии регионов, устранение которых может обеспечить формирование региональной инвестиционной системы на базе конкурентных преимуществ территорий и их переориентации на инновационную модель. Выделяются три фазы состояния инновационного процесса:

·   инвенциальная фаза, которая предполагает первоначальное внедрение результатов научных исследований,

· имитационная фаза, ориентирование на распространение инноваций на новые рынки,

· адаптивная, т.е. трансформация имеющихся продуктов и оптимизация возможностей производства.

   Исследуя фазовые состояния инновационного процесса в российских регионах, можно определить устойчивые группы регионов с преобладающей фазой инновационного процесса и разработать действия  по поддержанию инновационного процесса и перевода его в более высокую стадию в данной группе регионов.

   Инновационный процесс на микроуровне включает целенаправленную инновационную деятельность хозяйствующих субъектов с целью получения предпринимательской прибыли от внедрения инноваций.

   Элементы инновационного  процесса на каждом из  рассмотренных уровней влияют на конкурентоспособность продукта, фирмы, региона и страны в целом.

    Таким образом, одним из источников конкурентных преимуществ безусловно является инновации, используя которые регион может стать лучше своих конкурентов и достичь главной его цели – высокого уровня жизни своего населения, соответствующего как отечественным, так и мировым стандартам.

 

Список литературы

1.     Андреев А.В. 55. Основы региональной экономики : учебное пособие / А.А. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В.Плучевская. – М. : КНОРУС, 2010. – 336 с.

2.     Иванова Е.А. . 27 Оценка конкурентоспособности предприятия : учебное пособие / Е.А. Иванова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 298

3.     Суша Г.З. Экономика предприятия: Учеб.пособ. - М.: Новое знание, 2011. - 384 с.

4.     Фатхутдинов Р.А. 25. Стратегический маркетинг / Р.А. Фатхутдинов. – 4-е изд. – СПб. : Питер, 2012. – 352 с.

5.     Постановление от 31 июля 2013 г. N 504 "Об утверждении концепции инновационного развития Нижегородской области до 2020 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minprom.government- nnov.ru/ (дата обращения 20.05.15).