Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы:
Город:
Тирасполь
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2018г.

Центральный банк государства с помощью определенных методов и инструментов осуществляет реализацию денежно-кредитной политики и денежно-кредитное регулирование экономики, способствует укреплению денежного обращения, финансовой стабильности, увеличению доходов населения и росту экономики в целом.

Денежно-кредитная политика базируется на основе прямых и косвенных методов воздействия, позволяющих центральным банкам довольно быстро достичь предполагаемых результатов в процессе контроля за количественными и качественными параметрами денежно-кредитной политики [5, с.70-71].

К методам прямого регулирования относится процентная политика центрального банка, основными инструментами которой являются ставка рефинансирования и ставки по операциям на открытом рынке.

С помощью ставки рефинансирования центральный банк воздействует на процентные ставки по вкладам и депозитам, кредитам, предоставляемым юридическим и физическим лицам, а также межбанковским кредитам. Кроме того, с помощью этого инструмента центральный банк кредитует коммерческие банки, когда у них отсутствует возможность увеличить ликвидность на межбанковском и открытом рынке. В такой ситуации центральный банк выступает кредитором последней инстанции, рефинансируя коммерческие банки. При помощи операций на открытом рынке центральный банк стабилизирует краткосрочные процентные ставки и ликвидность коммерческих банков, формирует уровень доходности на различных сегментах финансового рынка.

Целью проведения экспансионистской денежно-кредитной политики, или политики «дешевых денег», является снижение уровня базовых процентных ставок, что увеличивает доступность кредитных ресурсов и объемы кредитования, а осуществление рестрикционной денежно-кредитной политики – политики «дорогих денег», дает противоположные результаты: рост процентных ставок приводит к удорожанию кредитных ресурсов, делает их менее привлекательными для коммерческих банков, что сокращает масштабы кредитования.

Таким образом, в условиях экономического спада центральные банки стимулируют экономику за счет снижения процентных ставок и расширения кредитно-денежного предложения, при устойчивом экономическом росте базовые процентные ставки увеличиваются, тем самым стимулируется вложение средств в банковскую систему. Расширяя или сокращая кредитование экономики, государство решает стратегические задачи стабилизации экономического развития, укрепления денежного обращения, поддержания национального экспорта на внешних рынках.

Однако дискуссии экономистов по поводу повышения или понижения процентных ставок центрального банка продолжаются, при этом сторонники изменения процентных ставок в ту или иную сторону приводят ряд весомых аргументов.

Так, сторонники увеличения процентных ставок приводят такие доводы как, во-первых, возможность за счет предложения высоких процентных ставок по депозитам привлечь вкладчиков, обеспечив тем самым ресурсную базу банка. Во-вторых, путем назначения высоких процентов по рублевым вкладам предотвращается отток средств в валюту, что дает возможность сохранить золотовалютные резервы. В-третьих, в условиях экономического кризиса стимулирование производства за счет снижения процентных ставок по кредитам может привести к таким негативным последствиям, как затоваривание и кризис сбыта продукции, поэтому целесообразнее не стимулировать рост производства, а устранять диспропорции в экономике. При анализе причин экономического кризиса в качестве основной причины международное сообщество называет низкие процентные ставки, обусловившие аномально высокую доступность кредита в течение длительного времени, спровоцировавшую усиление рисков невозврата [1].

В пользу снижения процентных ставок выступают такие аргументы как то, что высокие проценты по кредитам делают их недоступными предприятиям реального сектора, приводят к выравниванию показателей рентабельности производства и уровня процентных ставок по кредитным ресурсам, в результате прекращается процесс воспроизводства основного капитала и экономическое развитие. Другим обоснованием снижения процентных ставок является требование обеспечения ликвидности банковской системы, что необходимо для своевременного выполнения коммерческими банками в полном объеме долговых обязательств перед вкладчиками, кредиторами и учредителями, кредитования и инвестирования в развитие национальной экономики.

Процентная политика центральных банков ведущих стран в рамках использования процентного коридора основана на предложении денежной ликвидности, когда таргетируемая процентная ставка достигает верхней границы коридора, и абсорбировании избыточной ликвидности путем ее привлечения в депозиты, когда процентная ставка приближается к нижней границе коридора.

Так, при проведении процентной политики Федеральная Резервная Система США устанавливает целевое значение ставки по федеральным фондам, которая является ежедневной, и по которой банки с избыточными обязательными резервами предоставляют кредиты банкам с недостаточными обязательными резервами. European Central Bank (ЕЦБ) при проведении процентной политики поддерживает коридор процентных ставок, где верхняя граница коридора – предельная ставка кредитования, по которой ЕЦБ предоставляет ликвидность банковскому сектору в случае повышения рыночной ежедневной процентной ставки денежного рынка. Нижнюю границу коридора образует ежедневная ставка по депозитам, по которой ЕЦБ в обычных условиях должен привлекать избыточную ликвидность кредитных организаций. Помимо указанных ставок ЕЦБ использует основную ставку  рефинансирования (main refinancing rate), которая применяется при еженедельных операциях ЕЦБ по предоставлению дополнительной ликвидности банковскому сектору [2, с.5-6].

В российской практике регулирование ликвидности финансовых рынков основано на ключевой ставке, устанавливаемой Банком России для прямого воздействия на уровень процентных ставок с целью достижения планируемого уровня инфляции. Так, в 2013 году Банк России принял комплекс мер, направленных на совершенствование инструментов денежно-кредитного регулирования в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции, что означает большее ориентирование движения курса на спрос и предложение, меньшее присутствие Банка России на валютном рынке и, за счет этого, меньшее предоставление ликвидности банкам.

В состав этих мер включены следующие мероприятия:

1.   Введение ключевой ставки путем унификации процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности, которая операционно соответствует минимальной процентной ставке на аукционах РЕПО на срок одна неделя и максимальной процентной ставке на депозитных аукционах Банка России на такой же срок.

2.   Формирование коридора процентных ставок, который задает параметры для рыночных процентных ставок на межбанковском рынке, и оптимизация системы регулирования банковской ликвидности. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации на 2017 год и период 2018 и 2019 годов» структура процентного коридора определена следующим образом: середина коридора – ключевая ставка Банка России, а верхняя и нижняя границы формируются процентными ставками по операциям рефинансирования (кредиты «овернайт») и депозитным операциям на срок один день, по которым кредитные организации могут разместить в Банке России свои ресурсы, если по каким-либо причинам их не разместили на межбанковском рынке. Так, с 30 октября 2017 года ключевая ставка установлена на уровне 8,25%, ставки по операциям постоянного действия: кредитным – 9,25%, депозитным – 7,25% [6].

3.   Изменение роли ставки рефинансирования в системе инструментов денежно-кредитной политики. Начиная с января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки, существующему на момент проведения этих мероприятий, и в дальнейшем ставка рефинансирования будет изменяться на ту же величину, что и ключевая ставка Банка России. Одновременно Правительство России во всех нормативных документах начинает использовать ключевую ставку вместо ставки рефинансирования [4, с.55-57].

Кроме того, Банк России применяет процентные ставки, находящиеся в границах коридора, по операциям на открытом рынке, осуществляя сделки купли-продажи государственных ценных бумаг и облигаций Банка России, а также сделки РЕПО. Это дает возможность кредитным организациям получать дополнительную ликвидность по более низким ценам, чем ставка рефинансирования, и абсорбировать свою ликвидность по ценам выше депозитных ставок Банка России. Центральный банк использует операции на открытом рынке с целью регулирования уровня процентных ставок на межбанковском рынке и установления их оптимального уровня, чтобы предотвратить волатильность рынка.

Приднестровский республиканский банк (ПРБ) в качестве стратегических целей денежно-кредитной политики на период 2017-2018гг. определяет содействие выходу из экономического кризиса, поддержание стабильности в монетарной и валютной сферах. Согласно «Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и плановый период 2017-2018гг.» ПРБ строит свою деятельность в отношении оптимизации системы инструментов денежно-кредитного регулирования, совершенствования механизмов проведения собственных операций на основе прогнозов показателей ликвидности банковского сектора. Установление ставки рефинансирования Приднестровский республиканский банк производит в зависимости от темпов инфляции и результатов анализа макроэкономической ситуации в республике, при этом управление ставкой рефинансирования преследует цель регулирования процентных ставок по кредитам и депозитам, а также определения денежных условий осуществления хозяйственной деятельности в приднестровской экономике [3, с.14].

Например, ставка рефинансирования Приднестровского республиканского банка, установленная с 11 августа 2014 года на уровне 3,5% была увеличена с 16 февраля 2017 года до 7%. [7]. Параметры ставки пересмотрены в соответствии с изменением масштабов и вектора влияния на состояние монетарной сферы ключевых факторов (темпов роста инфляции, курса национальной валюты, состояния платежного баланса и др.). Отметим, что рост ставки рефинансирования не привел к сужению кредитного портфеля банков Приднестровской Молдавской Республики. Например, на 1.01.2017г. кредиты и прочие размещенные средства приднестровских банков составляли 4162,87 млн. руб., на 1.07.2017г. – 4766,23 млн. руб., т.е. кредитный портфель увеличился на 603,36 млн. руб., что связано с ростом спроса на потребительские кредиты за счет интенсивной рекламы приднестровскими банками новых кредитных продуктов и программ кредитования. По состоянию на 1 декабря 2017г. размер кредитного портфеля уменьшился и составлял 4368,47 млн. руб., однако его величина выше по сравнению с началом года на 205,6 млн. руб. [7].

Таким образом, принципы построения процентных ставок должны быть основаны на состоянии спроса и предложения на кредитные ресурсы, объема депозитной базы, темпов инфляции и других факторов. При проведении процентной политики центральный банк оценивает рыночный спрос и предложение с целью прогнозирования возможного изменения общего уровня инфляции. В этой связи оценку эффективности проводимой денежно-кредитной политики необходимо увязывать с социально- экономическим развитием государства и его макроэкономической стабильностью. Процентная политика должна соответствовать экономической конъюнктуре, задачам развития/стабилизации экономики, обеспечивать достижение поставленных задач и реализацию эффективной денежно-кредитной политики.



Список литературы

 

1.    Актуальные проблемы процентной политики центральных банков. [Электронный ресурс]. URL: http://dengifinance.ru/aktualnye-problemy-procentnoy-poli/ (дата обращения 10.11.2017).

2.   Бурлачков В.К. Современная процентная политика центральных банков и феномен отрицательных процентных ставок // Финансы и кредит. – 2016. – №47(719). – С.2-14.

3. Вестник Приднестровского республиканского банка. – 2016. – №2-3. – С.14.

4.    Некрасова И.В., Звягин Н.В. Процентные ставки как основной инструмент денежно-кредитной политики Банка России // Евразийский Союз ученых. – 2016. – №6. – С.55-57.

5.    Толстолесова Л.А. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики: Учеб. пособие. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2015. – 144с.

6.     Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения 05.01.2018).

7.     Официальный сайт Приднестровского республиканского банка. [Электронный ресурс].  URL: http://www.cbpmr.net (дата обращения 05.01.2018).