Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИОРИТЕТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Являясь частью регионального социально-экономического комплекса, «слепком» фундаментальных пространственных характеристик внешнеэкономического комплекса страны, таможенные органы способны в существенной мере изменять параметры внешнеэкономического развития государства, оказывать преобразующее воздействие на содержание сложившихся в конкретных пространственных структурах внешнеэкономических отношений. В условиях рыночных преобразований инструменты механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности становятся основным рычагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе, а ключевыми направлениями являются развитие экспортного потенциала, создание транспортно-логистической инфраструктуры для осуществления внешнеэкономических операций.

Одним из наиболее важных аспектов активной интеграции России в мировое хозяйство считается проблема низкой внешнеэкономической активности большинства субъектов РФ, обусловленной асимметрией в уровнях развития российских регионов, различиями в их ресурсной и инфраструктурной обеспеченности, и низкой степенью вовлеченности отдельных регионов во внешнеэкономический процесс. Для России роль приграничных регионов особенно значительна, поскольку страна занимает первое место в мире как по протяженности государственных границ, так и по числу приграничных стран. Общая протяженность сухопутных границ России – около 14 тыс. км. Федерации. Чрезмерная концентрация процессов таможенного оформления в крупных экономических центрах приводит к тому, что инфраструктура приграничных районов, через которые вывозятся и поступают внешнеторговые грузы, развивается по остаточному принципу. Рост внешнеторгового оборота Российской Федерации с каждым годом лишь усиливает неравномерность инфраструктурного развития между внутренними и приграничными субъектами Российской Федерации, приводя к нерациональной концентрации всех видов деятельности в крупных мегаполисах и деградации приграничных регионов страны.

Особенности территориально-экономической структуры России обусловили тенденцию преимущественного таможенного оформления товаров в крупных городах и незначительные объемы приграничных таможенных органов в общем объеме таможенного оформления товаров. Подавляющая часть ввозимых товаров из пункта пропуска направляется по процедуре таможенного транзита во внутренние таможенные органы с последующим помещением на склады временного хранения, где товары проходят таможенное оформление, а затем реализуются конечному получателю и потребителю. При этом зачастую транспортные потоки ввозимых товаров и товаров, выпущенных в свободное обращение, направлены навстречу друг другу. Таким образом, размещение таможенных постов, производящих оформление внутри городов, усиливает транспортные проблемы. Ситуация усугубляется отсутствием эффективно работающего законодательства, запрещающего или существенно ограничивающего необоснованный въезд грузового транспорта на территорию городов. Результатом сложного переплетения данных пространственно опосредованных процессов становится неоптимальная территориальная организация механизма таможенного регулирования ВЭД, приводящая к нерациональному использованию транспортных средств, повышенной нагрузке на транспортную сеть городов и неблагоприятной экологической обстановке. Таможенные органы, исчерпав имеющиеся ресурсы, не могут обеспечить возрастающие потребности участников международной торговли в быстром и качественном государственном контроле.

Снижение транспортной нагрузки на города за счет переноса таможенного оформления обусловливает необходимость проведения таможенными органами мероприятий по изменению месторасположения или реорганизации «внутренних» таможенных постов и созданию крупных центров электронного декларирования. При этом зачастую решения о ликвидации каких-либо таможенных органов вызывают негативную реакцию у отдельных участников ВЭД, представителей около-таможенных структур, глав муниципальных образований и субъектов РФ. Однако, реалии  таковы, что  существование в крупных городах  ряда таможенных  органов с незначительными объемами декларирования является нерациональным и непозволительной роскошью для государства в условиях финансово-экономического кризиса.

Для успешного решения накопившихся проблем необходима консолидация усилий как государства, так и бизнес-структур. Требуется совершенствование нормативной правовой базы, согласованное развитие таможенной, транспортной, инженерной, информационно-технической и социальной инфраструктуры в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Гармонизация интересов государства в лице таможенных органов и представителей бизнес-сообщества, синхронизация их действий предполагает придание им программного характера, использование механизмов государственно-частного партнерства. Это позволит получить мультипликативный эффект и обеспечить рациональное расходование ресурсов.

Характер поставленных задач показывает, что они отвечают критериям для решения их в рамках отдельной целевой программы: длительный временной период выполнения программы, невозможность её выполнения только за счёт средств государства или частного сектора, большая доля работ по созданию инфраструктурных объектов,  необходимость  межотраслевой координации,  координации государственных структур федерального и регионального уровней, государственных структур и частных предпринимателей.

Значительная протяжённость государственной границы Российской Федерации, большое количество пунктов пропуска через государственную границу, сложившаяся на данный момент топология объектов таможенной и таможенно-логистической деятельности, необходимость крупных инвестиций в преобразование транспортной (особенно на железнодорожном транспорте) и таможенно-логистической инфраструктур, оптимизация технологических процессов, вопросы, связанные с созданием Таможенного союза – факты, свидетельствующие о проблематичности решения поставленных задач вне рамок программно-целевого метода.

Применение программно-целевого метода направлено на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Основными недостатками и издержками подхода к организации таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, без использования программно-целевого метода являются:

-   невозможность определения и формирования единых целевых показателей (индикаторов), необходимых при выборе всего комплекса предполагаемых к реализации мероприятий, обеспечивающих решение поставленных проблем;

-   сложность оценки эффективности  предполагаемых изменений из-за отсутствия единых целевых показателей (индикаторов), связанных с реализацией мероприятий и их финансированием;

-   невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава предполагаемых к реализации мероприятий;

-   нескоординированность проводимых мероприятий по целям, задачам, срокам и приоритетным конечным результатам, осложняющая определение оптимальной последовательности их реализации;

-   недостаточный уровень администрирования и управления ресурсами, выделенными для решения поставленных проблем, и вследствие этого неэффективное использование финансовых ресурсов;

-   неурегулированность вопросов межведомственного взаимодействия и координации при осуществлении государственного контроля перемещения товаров в изменившихся условиях.

Как следствие, решение поставленных проблем традиционными методами без использования программно- целевого планирования может привести к увеличению сроков достижения необходимых результатов и нецелевому использованию финансовых средств.

Использование программно-целевого метода позволит обеспечить согласованность выполняемых мероприятий по времени, приоритетности, объемам финансирования и контроль их эффективности.

Данные обстоятельства определяют необходимость создания единого программного механизма, предусматривающего развитие таможенной, транспортной, инженерной, информационно-технической и социальной инфраструктуры в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. При этом строительство таможенно-логистических терминалов должно осуществляться бизнес-сообществом с использованием механизмов государственно-частного партнерства и с детальной проработкой правовых и организационных аспектов инвестиционных схем. Это позволит существенно снизить нагрузку на федеральный бюджет и сформировать институциональную основу для обеспечения финансовой реализуемости инвестиционных проектов при привлечении внебюджетного финансирования.