Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

На современном этапе развития мировой экономики региональный аспект международного сотрудничества становится одним из ключевых моментов для решения глобальной проблемы конкурентоспособности АПК. Эффективное функционирование региональных интеграционных объединений все в большей мере влияет на результативность экономической деятельности. При этом эффект взаимодействия усиливается при географической концентрации ведущих конкурентов одной отрасли.

Реализация возникающих в интеграционных объединениях дополнительных возможностей экономического роста зависит от эффективности сотрудничества и готовности к реальному взаимодействию. Углубление внешнеэкономического сотрудничества в той или иной конкретной форме должно способствовать росту конкурентоспособности конкретных национальных товарных или региональных рынков как сегментов мирового хозяйства.

Евразийский экономический союз Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России в настоящее время является наиболее эффективной моделью экономической интеграции на постсоветском пространстве, открытый для присоединения к нему, по мере готовности, новых членов, в первую очередь, из числа бывших советских республик. В государствах-членах ЕАЭС сосредоточен основной мировой потенциал пока еще не задействованных в сельскохозяйственном обороте пахотнопригодных земель. В частности, в России, по разным оценкам, это 20-30 млн. га. Их вовлечение в активный производственный процесс позволит странам Евразийского экономического союза внести весомый вклад в борьбу с решением глобальных проблем  развития мировой экономики [2, с. 355].

 

 1    Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014


Тесные кооперационные связи в сфере АПК, традиционно существовавшие между государствами-членами ЕАЭС, базируются, главным образом, на межрегиональной специализации и размещении аграрного производства, сложившихся еще в советский период, исходя из природно-климатических особенностей и преимуществ каждого из государств в производстве и переработке той или иной сельскохозяйственной продукции. Несмотря на то, что в целом агроклиматический потенциал Армении, России, Белоруссии и Казахстана уступает западноевропейскому и североамериканскому, здесь также имеются регионы, где данные условия соответствуют высоким мировым стандартам – южные и черноземные области России, отдельные регионы Беларуси и Казахстана. Дополнительным позитивным фактором является географическая, культурная и институциональная близость участников национальных агропродовольственных рынков ЕАЭС, что формирует мощные стимулы к развитию агропромышленного производства [3, c. 103-104].

Государства-участники ЕАЭС занимают около 3,5% в мировом выпуске при большом преобладании российской экономики. Экономика России составляет около 87% от суммарного ВВП государств – участников ЕАЭС, Беларуси – чуть более 5%, Казахстана – около 8%. Регион является среднеоткрытым с точки зрения объемов внешней торговли. В целом отношение внешнеторгового оборота к ВВП в регионе составляет около 50%, что приблизительно соответствует открытости китайской экономики. При этом уровень открытости ЕАЭС превышает открытость таких стран, как Япония (22%), Индия (35%), США (25%), страны еврозоны (37%), и существенно уступает Германии (81%). Внутри ЕАЭС наиболее открытой является экономика Беларуси, товарный экспорт и импорт которой суммарно составляют около 146% ВВП, в то время как в России это соотношение находится на уровне 46%, в Казахстане – 70 %. В целом внешняя торговля государств – участников ЕАЭС составляет 2,9% мировой торговли. При этом традиционно регион имеет значительный внешнеторговый профицит. Экспорт государств – участников ЕАЭС составляет 3,6% от объема мирового товарного экспорта, что несколько превышает вес региона в мировом выпуске, доля импорта составляет 2,2% от мирового импорта [1].

Сельское хозяйство является одной из стратегических отраслей экономики государств – членов ЕАЭС, обеспечивающей продовольственную безопасность, а также влияющей на продовольственную безопасность в мире. По данным за 2014 год, государства-члены ЕАЭС занимают ведущие позиции по производству подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля, пшеницы, мясной продукции, зерновых и бобовых культур, овощей и бахчевых. По экспорту пшеницы и ячменя государства-члены занимают 3-е место в мире, по экспорту ржи – 5-е место.

Исключительная значимость развития Евразийского экономического союза в сфере АПК связана с тем, что государства-члены ЕАЭС в совокупности образуют уникальный по своим размерам и протяженности транспортный коридор, напрямую связывающий Западную Европу с Китаем, Индией, государствами Центральной и Юго-Восточной Азии. В случае успешного инфраструктурного развития доставка продукции АПК по нему может значительно увеличиться, что в свою очередь, послужит дальнейшему расширению аграрного экспорта и производства, позволит гораздо успешнее решать задачи обеспечения региональной и глобальной продовольственной безопасности.

Вместе с тем, можно выделить ряд общих черт стран ЕАЭС, ограничивающих конкурентоспособность агропромышленного комплекса:

-   искусственное сдерживание цен на сельхозпродукцию в целях обеспечения доступности продовольствия, что приводит к недополучению доходов зернопроизводителями и негативно влияет на их производственную, инвестиционную и инновационную активность;

-       низкая динамика инновационного развития, включая внедрение достижений биотехнологий и технологий, адаптированных к глобальным изменениям климата. Для всех стран ЕАЭС характерна устаревшая производственная и технологическая база, медленное обновление основных фондов, низкие затраты на научно- исследовательские разработки, что приводит к чрезмерной материалоемкости и энергоемкости ряда ключевых производственных отраслей по сравнению с другими странами мира, существенному повышению себестоимости продукции АПК, ее удорожанию для конечных потребителей;

-        отсутствие согласованности действий по оптимизации структуры производства и торговли (межстрановой и международной) продукцией АПК с учетом конкурентных преимуществ каждой из стран. В государствах-членах приняты на государственном уровне долгосрочные программы развития сельского хозяйства, но их положения не учитывают возрастающий уровень интеграции в рамках Таможенного союза, прогнозы развития аграрной отрасли государств-членов не в полной мере отражают потенциал общего аграрного рынка;

-     инфраструктурные (транспортные, логистические, перерабатывающие, торговые и др.) ограничения внешней торговли продукцией АПК, особенно остро проявляющиеся в урожайные годы, когда железнодорожный, автомобильный, морской, речной транспорт, склады и элеваторы явно не справляются с возросшими объемами перевозки и хранения, что приводит к потерям выращенного урожая и осложняет межгосударственные поставки продукции АПК как в рамках ЕАЭС, так и за его пределы;

-   разнонаправленная страновая политика в отношении экспорта сельхозпродукции.

Анализ основных нормативно-правовых документов, регулирующих аграрную сферу (специальные законы республиканского/федерального уровня и госпрограммы развития сельского хозяйства или АПК на среднесрочный период) стран — членов ЕАЭС, однозначно указывает на приоритет национальных интересов над союзными.

При этом если Казахстан и Беларусь упоминают или учитывают членство в ЕАЭС хотя бы в отдельных мерах, общих положениях, то соответствующие российские акты составлены с полным игнорированием этого, что абсолютно недопустимо при действительном курсе на тесную интеграцию. Везде по тексту российской госпрограммы прописаны национальные интересы, нет мер по реализации даже согласованных с союзниками вопросов (интегрированная информационная система, прогнозные балансы, унификация обращения племенной продукции и др.). Здесь Россия подает отрицательный пример своим партнерам. В целом все страны в основополагающих документах, регулирующих аграрную сферу, имеют пункты о приоритетности импортозамещения, о необходимости поддерживать отечественный АПК, но не об общем аграрном рынке и импортозамещении продукцией из государств ЕАЭС. Все это по факту указывает на слабую ориентированность стран ЕАЭС на проведение единой аграрной политики.

Фактически государства - члены ЕАЭС не ориентируются на кооперацию в рамках  стратегических программ развития АПК, что приводит к усилению противоречий между участниками интеграционного объединения, направлению национальных бюджетных и иных ресурсов на внутрисоюзную конкуренцию. Результатом указанных негативных тенденций является ухудшение структуры внешней торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием. Анализ внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем за 2013-2015 годы показывает, что значительная часть ресурсов агропродовольственного рынка государств-членов ЕАЭС формируется за счет импорта, что свидетельствует о недостаточном уровне конкурентоспособности продукции стран ЕАЭС на рынках третьих стран.

Не определены механизмы согласования приоритетов и индикативных показателей развития сельскохозяйственных отраслей государств-членов, координации в сферах регулирования общего аграрного рынка, развития экспортного потенциала, научных разработок и технологической модернизации, унификации требований и правил в области ключевых аспектов аграрного производства (семеноводства, племенного животноводства), формирования единой системы информационного обеспечения и в ряде других сфер. В этой связи можно констатировать, что действующая договорно-правовая база Евразийского экономического союза не позволяет в полной мере обеспечить формирование общего аграрного рынка и продовольственную безопасность.

Необходимость решения данных проблем предопределяет объективную целесообразность более глубокой социально-экономической интеграции между странами ЕАЭС в вопросах устойчивого развития регионального агропромышленного производства и рынка исходя из взаимной заинтересованности в обеспечении стабильности и устойчивости функционирования агропромышленного рынка, эффективного использования каждой из стран конкурентных преимуществ исходя из специфики агроресурсного и научно-технического потенциала, достижения синергетического эффекта от согласованных мер поддержки и развития зернового производства, консолидации усилий по развитию агропродовольственного экспорта.

 

Список литературы

1.     Концепция согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства [Электронный ресурс] http://www.eurasiancommission.org/ru/act/       prom_i_agroprom/dep_agroprom/agroprom/Pages/default.aspx.

2.     Мозолева Н.В. Императивы развития интеграционных процессов в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана // Бизнес в законе. № 6. 2012. С. 352-355.

3.     Рау В.В. Россия в Таможенном союзе: аграрный аспект // Проблемы прогнозирования. № 1. 2013. С. 102- 111.