04 января 2016г.
Инвестиционный климат – это совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска [Б.А. Райзберг, 1999].
На сегодняшний день многие экономисты сходятся во мнении, что инвестиционного климата в России ухудшается. На данный факт влияет ряд факторов, основным из которых являются санкции западных стран в отношении России, поддержавших инициативу США, и пересмотр международных рейтингов. Пока нельзя однозначно утверждать, что введенные западом санкции, а так же ответные санкции России окажут только негативное влияние, хотя уже наглядно видно, что именно это происходит в банковском секторе, так как санкции в отношении финансовых организаций привели к росту рисков инвестирования.
Положительным моментом здесь может являться активизация мероприятий по поддержанию отечественного производства в необходимых отраслях[6]. В этом направлении государство предпринимает существенные шаги.
В сложившейся обстановке улучшение складывающегося положения в отношении инвестиционного климата в Российской Федерации может осуществляться несколькими способами.
В первую очередь, это создание территорий опережающего развития или особых экономических зон, что может стать положительным фактом и, в свою очередь, действенным инструментом для привлечений инвестиций в Россию. На указанных территориях ведется работа по снижению административных барьеров ведения бизнеса. Создание таких зон позволит апробировать ряд механизмов повышения инвестиционной привлекательности отдельных регионов страны, которые позднее можно будет использовать в масштабе всей России.
Такой территорией опережающего развития в ближайшее время должен стать Крым. С начала мая 2014 года Государственный совет Крыма установил новые ставки налога на добавленную стоимость в размере 4 % для обычных товаров и 2 % – для социально значимых товаров, включая продукты питания, детские вещи и медикаменты, при этом по России данная ставка налога составляет 18%. Кроме того, местные власти приняли на себя все задолженности налогоплательщиков. Данное решение также принято с целью привлечения дополнительных инвестиций. По нашему мнению, имеется вероятность того, что создание таких зон существенно не повлияет на привлечение иностранных инвестиций, однако) оно способно привести к перераспределению внутренних инвестиций из других регионов в эти регионы.
Среди мер, направленных на сохранение сложившегося инвестиционного климата в стране (до введения санкций), следует отметить следующие:
1. Считаем, что для снижения сырьевой ориентации отечественной экономики следует изменить потребительское отношение к ресурсному потенциалу страны, направить инвестиции в обрабатывающий сектор и высокотехнологичные отрасли, а также увеличить долю готовой продукции.
2. Следует использовать выгодное географическое положение страны, что поможет России воспользоваться увеличением международного спроса на продукты питания, воду и землю, а также последующим ростом цен на них на международном рынке.
3. Требуется модернизация финансовой системы РФ, то есть переход от сырьевой, спекулятивной модели, к качественно новой финансовой системе, которая активно содействует экономическому росту; стимулирует модернизацию российской экономики и усиление в ней инновационной составляющей.
4. Для построения инновационной экономики России необходимо усилить политику по введению в систему образования инновационные методы, элементы бизнес-образования [5].
5. Требуется усиление финансирования и развития необходимой инфраструктуры. В этом направлении, в частности, требуется реализация в полном объеме средств, выделенных на инфраструктуру в связи с предстоящими событиями (чемпионат мира по футболу 2018 г.). В этом направлении также важно привлечение частного капитала к строительству, эксплуатации и финансированию инфраструктурных объектов [1].
6. Для усиления направлений борьбы с коррупцией необходимо неформально и эффективно выполнять планы, разработанные и принятые Правительством РФ [3].
7. Положительный эффект следует ожидать и от снижения административных барьеров, применения разнообразных форм стимулирования предпринимательской активности и упрощения ведения бизнеса [4].
Список литературы
1. Исследование инвестиционной привлекательности России 2013 год:формируя будущее России [Электронный ресурс] // Формируя будущее России. 2013. - URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Ras2013-rus/$FILE/Ras2013-rus.pdf (дата обращения 12.12.2014).
2. Исследование INSEAD: глобальный индекс инноваций 2013 года [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL:http://gtmarket.ru/news/ 2013/07/01/6051(дата обращения 13.12.2014).
3. Осипов, С.Л. Долгосрочная финансовая политика предприятия: учебное пособие / С.Л. Осипов, Н.Н. Симоненко, Р.В. Павлов. – Хабаровск, ДВАГС, 2010.
4. Симоненко Н.Н. Инвестиционная стратегия: учебное пособие / Н.Н. Симоненко, В.Н. Симоненко, Т.В. Возбранная. – Комсомольск-на-Амуре, ГОУВПО «КнАГТУ», 2011.
5. Симоненко Н.Н., Симоненко В.Н. Инновационный потенциал организации (фирмы) / Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 5-2. С. 130-133.
6. Симоненко Н.Н., Симоненко В.Н. Функционирование механизма регулирования предпринимательских рисков / Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 5-2. С. 147-149.
7. TheHeritageFoundation: Рейтинг экономической свободы стран мира 2013 года. [Электронный ресурс] / Центр гуманитарных технологий. Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2013/01/10/5277. - Загл. с экрана. Яз. рус., англ.