Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Российская экономика за период 2014-2015 годов ухудшила свои показатели за счёт негативного влияния значительного падения цен на нефть и действия санкций, ограничивших доступ к мировым финансовым ресурсам и современным технологиям. Как будет развиваться экономическая ситуация в дальнейшем, что ожидает российский бюджет и расходы на образование в России в 2016 году?

По последним данным, опубликованным на сайте Международного валютного фонда, в текущем году объём ВВП России сократится на 1%, а не на 0,6%, как предсказывалось в октябре 2015 годах [1]. Прогноз усугубляет падение экономики России в 2016 году, что будет иметь негативное влияние на другие страны СНГ. В мировом масштабе прогноз ВВП меняется в сторону снижения от планируемого ранее на 0,2 процентного пункта в 2016 году и от 3,4 до 3,6 процентных пунктов в 2017 году [2].

Наглядно кривые отклонения прогнозов от предыдущих по некоторым странам представлены на Рисунке 1

-   на 2016 год, Рисунке 2 -на 2017 год.



При подтверждении данного прогноза возможна ситуация, которая будет иметь негативное воздействие на доходность бюджета и впоследствии на расходную часть, в том числе и на развитие приоритетных социально- экономических и научно-технических направлений страны.

Статья расходов на образование считается одной из ключевых показателей социального развития страны, отражающей затраты государства на увеличение уровня образованности граждан.

Так, группой авторов Гладышевой А. В. и Горбуновой О.Н. подробно рассматривается роль образования как социального института, формирующего трудовой ресурс, функции образования, связь образования с прогрессом. Делаются выводы о том, что изменения в экономике влекут за собой изменения в требованиях и к трудовому ресурсу [3].

На Рисунке 3 приведены данные рейтинга стран мира за 2014 год по уровню расходов на образование, рассчитываемого как общий объем государственных и частных расходов на образование, выраженный в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). Показатель рассчитывался на основе данных национальной статистики и международных организаций. В качестве источника информации выступает база данных Всемирного банка «World Development Indicators», обновляемая ежегодно [4].

Первую позицию занимает страна Тимор-Лешти, далее Лесото, Куба, замыкает первую десятку Кипр. Во вторую десятку входят - 15 Норвегия, 16 Швеция, 17 Новая Зеландия, в четвертую -33 Нидерланды, 34 Франция, 35 Израиль, в шестую- 53 Швейцария, седьмую -63 Венгрия, 67 Испания, восемую- 72 Канада, 74 Италия, девятую – 81 Чехия. Сотую позицию занимает Таджикистан и последнюю позицию - Объединенные Арабские Эмираты [4].

Для сравнения приведём расположение стран, рассматриваемых ранее в прогнозах по перспективам развития мировой экономики по возрастающим значениям показателям рейтинга на Рисунке 3.




Как видно, Россия с показателем 4.1 занимает 98 позицию из 153 рейтинга по уровню расходов на образование.

В экономической структуре национальное богатство страны определяется как основные ресурсы страны (активы), созданные и накопленные предыдущими поколениями с целью использования в производственной деятельности для изготовления товаров, оказания услуг и потреблении, обеспечения жизнедеятельности людей.

Выделяют главные движущие элементы, входящие в состав национального богатства это материальные (природные ресурсы, социально-производственный капитал) и нематериальные ресурсы (человеческий капитал - демографический потенциал, интеллектуальные и духовные ценности нации).

Значение показателя национального богатства является критерием для определения эффективности работы экономической системы по обеспечению благосостояния народа. Чем выше показатель национального богатства, тем могущественнее экономический потенциал - возрастание возможности увеличения валового внутреннего продукта и поднятия жизненного уровня населения страны.

Обратившись к рейтингу Всемирного банка ВВП за 2014 год ( с учетом обновленний 29  декабря 2015 года) и выбрав для сравнения среди представленных 193 стран мира восьмерку уже упоминаемых ранее стран была построена диаграмма - Рисунок 4.


Рисунок иллюстрирует ВВП в процентном соотношении выстраивая рейтинг стран. Россия в рейтинге занимает шестое место среди выбранной для исследования восьмерки стран и десятое место в общем рейтинге среди стран мира. Стоит отместить, что Россия, переместившись с 9 на 10 место по обновленным данным, все таки занимает неплохие позиции, и входит в десятку сильнейших экономик мира.

По данным Федеральной службы государственной статистики на Рисунке 5 проиллюстрирована динамика развития национального богатства страны. Показатель национального богатства входит в значение оценки национального достояния государства.




Национальное достояние включает в себя все ресурсы и ценности, входящие в объекты материальной, художественной, духовной и интеллектуальной государственной собственности. В том числе природные ресурсы, трудовой потенциал, накопленное имущество, интеллектуальный и человеческий капитал и др.

Бибаров–Гусударев А.П., анализируя  различные правовые научно-практические и исследовательские работы, в которых присутствует категория «национальное достояние» делает вывод о многообразии подходов в его интерпретации и приводит следующую дефиницию этого понятия - национальное достояние России – это принадлежащая народу универсальная совокупность определённых неотчуждаемых материальных, духовных и интеллектуальных ресурсов и ценностей, имеющих общенациональное значение, признанных обществом уникальными. Отмечается последовательность, с которой в некоторых современных работах указывается на естественные причины существования особой совокупности объектов, называемым национальным достоянием [8 с.80].

Однако, дать объективную оценку национального достояния государства не представляется возможным ввиду отсутствия определяющих критериев достоверности оценки стоимости интеллектуальной собственности, духовного и культурно-исторического наследия и т.д.

Важнейшей частью национального богатства является человеческий капитал, сопряжённый с основосоставляющим и необходимым для жизнедеятельности общества процессом образования, являющимся приоритетной отраслью развития экономики страны.

В этой связи при проведении анализа по финансовому исполнению Федерального бюджета относительно всех произведённых товаров и услуг в Российской экономике в динамике пяти прошедших лет выделим отдельно исполнение по расходам на образование в целом и исполнение бюджета Министерством образования и науки Российской Федерации. Полученные данные приведены в Табл.1.

Таблица 1

Показатель /год

2010

2011

2012

2013

2014

Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов

(в млрд. руб.) , в т.ч.:

17616,66

19994,64

23174,71

25290,9

27 611,66

Образование

1893,86

2231,76

2558,36

2888,78

3037,29

Удельный вес (%)

10,75

11,16

11,04

11,42

11,00

Валовой внутренний продукт (в млрд. руб.)

46 308,54

59

698,12

66 926,86

71 055,39

77 893,06

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) к ВВП

38,04

33,49

34,63

35,59

35,45

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) образования к ВВП

4,09

3,74

3,82

4,07

3,90

Федеральный бюджет, всего (в млрд. руб.), в т.ч. :

9 054,7

9 651,0

11 400,3

11 500,7

12 618,8

Образование

428,76

531,2

584,0

646,8

611,9 

Удельный вес (%)

4,74

5,50

5,12

5,62

4,85

Расходы Министерства образования и науки

220,33

297,90

333,68

380,69

339,08

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) к ВВП

19,55

16,17

17,03

16,19

16,20

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) образования к ВВП

0,93

0,89

0,87

0,91

0,79

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) расходов Министерства образования и науки к ВВП

0,48

0,50

0,50

0,54

0,44

 

Обобщив полученные результаты, можно сделать вывод, что за последние пять лет в среднем удельный вес по исполнению бюджетов бюджетной системы РФ к валовому внутреннему продукту составил:

ü консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов - 35 %, в т.ч. образование - 3,92 %;

ü федеральный бюджет – 17 %, в т.ч., на образование - 0,88 %;

расходы Министерства образования и науки - 0,49 % .

Средний удельный вес   бюджетных затрат на образование к консолидированному бюджету составил в среднем 11%, а к федеральному - 5%.

Заглядывая в будущее, произведём прогноз  расходов на образование с учётом оценки Министерства финансов по ВВП России - 78,7 трлн. рублей ($1,15 трлн.) на 2016 год и представим в Табл.2.

Таблица 2

Показатель /год

2016

Валовой внутренний продукт (в млрд. руб.)

78 700,00

Федеральный бюджет, всего (в млрд. руб.), в т.ч.:

13 116,7

Образование

564,301

Министерства образование и науки

298,159

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) к ВВП

16,67

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) расходов образования к ВВП

0,72

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) расходов Министерства образование и науки к ВВП

0,38

Основываясь на наблюдениях можно отметить, что в будущем вероятность падения позиции России в мировых рейтингах очевидна, как по развитию экономики с изменением ВВП, так и по расходам на образование в связи с сокращением бюджетного финансирования.

Образование, являясь фактором развития экономики страны в целом, так и общества должно по праву занимать достойную позицию в бюджете государства, дополнительно привлекая при этом иные источники.

С целью недопущения развития прогнозируемых событий необходимо проведение мероприятий по применению стимулирующих мер для привлечения большего объёма внебюджетных средств, частных инвестиций на развитие области образования.

Инвестируя в образование сегодня, мы инвестируем перспективы нашего будущего.

 

 

Список литературы

1.     Николаев Я. МВФ ухудшил прогноз по сокращению российского ВВП// Российская газета от 19 января 2016 г.

2.     Интернет источник: Бюллетень «Перспектив развития мировой экономики» // официальный сайт Международного валютного фонда: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/WEO/2016/update/01/pdf/0116r.pdf      (19.01.2016г.)

3.     Гладышева  А.В.,  Горбунова  О.Н.  Роль  образования  как   социально-экономического  института  в современной экономике// Социально-экономические явления и процессы/ 2012. №10 (46-51).

4.     Интернет источник: Рейтинг стран по расходам на образование: официальный сайт группы организаций Всемирного банка http://data.worldbank.org/

5.     Макарова Ю.В., Мациборская Д.А., Пацук О.В. Эффективность национального богатства в России/ Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты// 2015 №20 (с. 168-172)

6.     Интернет источник: Показатели мирового развития 2014г. // официальный сайт группы организаций Всемирного банка: http://databank.worldbank.org/data/download/GDP.pdf (20.01.2016г.)

7.     Интернет        источник:        Единая        межведомственная        информационно-статистическая       система: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=36731(20.01.2016г.)

8.     Бибаров  -  Государев  А.П.  Теоретико-правовая  характеристика  национального  достояния/.  Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015- [6 с. 80].

9.     Николайчук О.А. / Национальное богатство России: история и современность / 2014 № 2 Том 6, (с.110-117)

10. Интернет     источник     //     Официальный     сайт     Министерства     финансов     Российской     Федерации: http://info.minfin.ru/kons_rash_isp.php   (20.01.2016г.)