04 января 2016г.
Выступая в качестве проводников государственной политики, банки с государственным участием в Российской Федерации выполняют как традиционные банковские, так и специфические функции, вытекающие из особого статуса таких банков [3, с. 139], в состав которых входит развивающая функция. Ее экономическая сущность проявляется в видекредитования, и как следствие, поддержки и развития группой этих банков приоритетных для государства отраслей национальной экономики. Одной из наиважнейших отраслей экономики страны выступает сельское хозяйство как базовая отрасль, которая включается в состав агропромышленного комплекса (далее - АПК), тем самым оказывая значительное влияние на все остальные отрасли АПК, но отсутствие необходимого объема различных видов источников финансирования является фактором, который ограничивает возможность развития отрасли.
Потребность действующей в современных экономических условиях государственной поддержки сельского хозяйства в виде кредитования была обусловлена причинами, главными из которых являются особенности финансово-экономических отношений, складывающихся в сельском хозяйстве, а также совокупность финансовых и нефинансовых рисков, и получила воплощение в учреждении в 2000 г. Открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» (далее - ОАО «Россельхозбанк»), в рамках Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия первоначально на 2008-2012 гг. (далее - Госпрограмма-2012) [1], а затем на последующий период - 2013-2020 гг. (далее - Госпрограмма-2020) [2].
В соответствии с законодательством ОАО «Россельхозбанк» создан в качестве специализированного системообразующего банка, который способен решать проблемы обеспечения кредитными ресурсами АПК, и элемента, на базе которого сформирована национальная финансово-кредитная политика в сфере сельского хозяйства и АПК страны. Банк играет ключевую роль в реализации выше обозначенных государственных программ в области достижения финансовой устойчивости, а также повышения уровня рентабельности в сельском хозяйствеи АПК в качестве инструмента управления средствами.
Необходимо отметить, что ежегодно государство осуществляет докапитализацию ОАО «Россельхозбанк». Так, за период 2008-2013 гг. уставный капитал увеличился в итоге на 190 320,00 млн. руб. (Рисунок 1).Все средства, полученные от государства в уставный капитал, были направлены на кредитование основных субъектов: предприятий АПК; граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ); крестьянских (фермерских) хозяйств; сельскохозяйственных потребительских кооперативов; в 2013 г. - физических лиц, проживающих в сельской местности и населенных пунктах с численностью до 100 тыс. человек.
Рис.1. Динамика изменения величины уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» за 2008-2013 гг. (в млн. руб.) (составлено автором на основе
www.rshb.ru)
Рис.2. Динамика изменения
долей кредитов заемщикам сферы АПК, в т.ч. предоставленных в рамках реализации государственных программ,
в общем кредитном портфеле
ОАО «Россельхозбанк» в
2008-2013 гг. (в %) (составлено автором
на основе
www.rshb.ru)
Проанализировав структуру кредитного портфеля ОАО «Россельхозбанк», было установлено, что на долю кредитов, предоставленных заемщикам сферы АПК, в общем кредитном
портфеле ОАО «Россельхозбанк» в 2008-2013 гг. приходится более
70% (Рисунок 2).
При
этом была выявлена
тенденция ежегодного уменьшения доли кредитов заемщикам
сферы АПК с 85,35% в 2009 г. до 72,95% в 2012 г. Аналогичной тенденцией характеризовалась доля кредитов, предоставленных заемщикам сферы АПК в рамках реализации Госпрограммы-2012 - с 56,17% в 2009 г. до 34,88% в 2012 г., что объясняется последствиями мирового финансового кризиса и сложными
погодными условиями
в стране в этот период (засуха, наводнения, пожары и т.д.), которые в итоге оказали
отрицательное воздействие на производство сельскохозяйственной продукции,
что явилось причиной ухудшения
финансового положения основной группы
заемщиков.
Однако в рамках реализации Госпрограммы-2012 ОАО «Россельхозбанк» предоставил кредитов на
общую сумму в 1 722,60 млрд. руб., что позволило ему стать лидером в области кредитования сферы АПК, а в рамках реализации Госпрограммы-2020 за 2013 г. - 562,90 млрд. руб., что превышает
установленный ориентир
в Госпрограмме-2020, из которых на долю долгосрочных кредитов в исследуемый период приходится около 40%, соответственно, на долю краткосрочных - 60% (Рисунок
3).
Рис.3. Объемы выдачи кредитов заемщикам сферы АПК и их доли в рамках реализации государственных программ ОАО «Россельхозбанк» по срокам в 2008-2013 гг. (в млрд. руб. и в %) (составлено автором
на основе
www.rshb.ru)
По
итогам 2008-2012 гг. значительная доля кредитного портфеля ОАО «Россельхозбанк», около 85%, в рамках реализации государственных программ по субъектам
кредитования было сформировано за счет удовлетворения потребности в кредитах заемщиков-предприятий АПК, наименьшая доля - за счет заемщиков- сельскохозяйственных потребительских кооперативов (Рисунок
4).
Рис.4. Структура кредитного портфеля ОАО
«Россельхозбанк» в рамках реализации государственных программ по субъектам
кредитования в 2008-2013 гг. (в млрд. руб. и в %) (составлено автором на основе www.rshb.ru)
Также
отметим, что по итогам 2013 г. пропорции
выдачи кредитов изменились за счет появления
нового субъекта
кредитования - физических лиц, проживающих в сельской местности
и населенных пунктах с численностью до 100 тыс. человек,
доля которого составила - 12,93%.
Таким образом, главные результаты проведенного нами анализа заключаются в следующем:
1) определено, что ОАО «Россельхозбанк» является специализированным системообразующим банком со 100%-ным участием государства в уставном
капитале, на основе которого сформирована национальная финансово-кредитная политика
в сфере сельского хозяйства и АПК Российской Федерации;
2) выявлена ключевая роль ОАО «Россельхозбанк» в реализации Государственных программ в области развития сельского хозяйства
и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
2. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
3.
Магазинер Я.А. Банки с государственным участием в современной банковской
системе Российской Федерации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2014. - №4 (199).
- С. 138-147. - 0,65 п.л.
4.
www.rshb.ru - официальный сайт ОАО «Россельхозбанк».