Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЯМИ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ В ПЕРИОД ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Выработка решений по повышению эффективности функционирования предприятий санаторно-курортной сферы в период экономического кризиса предполагает исследование наиболее значимых влияющих на нее условий и факторов. С одной стороны, предприятия санаторно-курортной сферы подчиняются тем же законам и правилам, как и все другие предприятия, при определении рентабельности и связанных с ней показателей. С другой стороны,  специфика сферы их  деятельности  как услуговой  сферы и  как сферы,  имеющей высокую социальную составляющую, поскольку влияет на качество жизни и здоровье населения, накладывает определенные характерные черты, которые необходимо учитывать при разработке стратегических и тактических мер по повышению эффективности предприятий, оказывающих санаторно-курортные услуги.

Функционирование предприятий санаторно-курортной сферы, как и любого другого предприятия, независимо от видов деятельности и форм собственности, определяется его способностью приносить достаточный доход или  прибыль как конечный финансовый  результат работы. В условиях рынка прибыль выступает основным фактором стимулирования предпринимательской деятельности. Она создаёт возможность для расширения деятельности, удовлетворения социальных и материальных потребностей членов коллектива, является основным источником формирования бюджета. За счёт прибыли погашаются долговые обязательства предприятий перед банками и инвесторами.

Роль экономического анализа в условиях рыночных отношений в кризис неизмеримо возрастает и имеет два аспекта:

-   внутренний, за счёт растущей ответственности предприятия перед совладельцами, работниками, банками и другими кредиторами;

-   внешний, как необходимость анализа финансового состояния при установлении деловых контактов для упрочения положения на рынке.

Финансовая деятельность предприятия охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества. Финансовое состояние является результатом хозяйственной деятельности предприятия и характеризуется финансовой устойчивостью, платёжеспособностью и ликвидностью.

Анализ финансового состояния предприятия санаторно-курортной сферы включает в себя расчёт коэффициентов платёжеспособности (П) и ликвидности (Л).

В первом случае коэффициент рассчитывается как отношение собственного капитала к активам, а во втором - отношение высоколиквидных активов (денежных средств на счетах) к краткосрочной задолженности.

Предприятие считается платёжеспособным, если его общие активы больше, чем долгосрочные и краткосрочные обязательства, и ликвидным, если его текущие активы больше, чем краткосрочные обязательства.

При этом необходимо учитывать, что финансовое управление деятельностью и наличие денежных средств более важно, чем текущая прибыль, а отсутствие денежных средств в банке может привести к кризису финансового состояния. Показатели можно считать удовлетворительными и хорошими в случае низких издержек и отсутствия задолженностей. Именно этот немаловажный фактор значительно повышает коэффициенты, а значит, для того, чтобы разобраться в реальном положении дел, необходимо рассмотреть рентабельность и результаты отчёта по прибыли. Чем выше уровень рентабельности, тем больше эффективность хозяйствования.

В этой связи каждая туристическая фирма производит расчёт общей рентабельности (Ро), рентабельности продукции (оборота) (Роб) и числа оборотов средств Чо.

Общая рентабельность определяется как отношение прибыли до начисления процента к активу баланса: Ро= P/A *100% ,                                                  (1)

где Р - прибыль до начисления процента; А - активы.

Роб = П/Вр*100% ,                             (2)

где П - прибыль до начисления процента; Вр - выручка от реализации.

Чо = Вр / А *100%,                             (3)

где Вр - выручка от реализации; А - активы.

В мировой практике рентабельность единицы отдельных видов продукции (Рп) исчисляется так же, как отношение прибыли по данному товару к его себестоимости:

Рп = (Ц-С)/С*100%,                                        (4)

где Ц - цена товара; С - себестоимость товара.

Данная формула может быть использована также для расчёта рентабельности отдельных туров. Например, практика показывает, что наибольшая рентабельность в международном туристическом бизнесе достигается при краткосрочных (до 8 дней) путешествиях с размещением в отелях высокого класса.Таким образом, общие подходы к определению рентабельности предприятий санаторно-курортных услуг могут быть использованы. Однако, как было сказано ранее, есть и определенная специфика. При анализе рынка туристических услуг были получены следующие данные : в 2014 г. на 20 бронирований был лишь один тур по России, то уже в 2015 г. на 20 туров приходилось 5-7 туров в Сочи и Крым, регион Кавказские Минеральные Воды на второй и третий квартал эта цифра выросла в 3 раза связи введением Россией ограничений в отношении ряда стран. Интересную тенденцию продемонстрировал Кипр, семидневный отдых там, напротив, подешевел с 43415 руб. до 34059 руб. – это около 24%, Таиланд: с 64512 руб. до 59057 руб. 12 ночей, Испания 72850 руб. до 58101 руб.,10 ночей Для сравнения: г тур в Сочи или Крым с вылетом в ближайшие дни на 7 ночей/8 дней в отель 3* будет стоить порядка 50000 руб.. При более раннем бронировании аналогичный тур в Крым обойдется уже в 65000 руб. в дальнейшем при наступлении периода отпусков данные цены вырастут в среднем на 30%. Однако если в Европейских отелях не самой высокой звездности можно отдохнуть по системе ол-инклюзив, то комфортный отдых в Крыму стоит дороже, чем размещение в люксовой европейской гостинице. В этом отношении бюджетный отдых возможен лишь в изношенных санаториях.

В частности, определение производительности предприятий и организаций санаторно-курортных услуг тесно связано с определением качества услуг. В результате описанный выше общий подход (когда при традиционном подходе (производство осязаемых продуктов) производительность определяется как отношение суммарного выхода к суммарному входу) работает только в условиях постоянного качества. В случае же организации сферы услуг не соблюдается условие постоянного качества, из-за чего возникают сложности выявления соотношения количества выхода (одной единицы услуги) к входу. Кроме этого воспринятое качество зависит и от выхода, и от процесса. Основные положения управления качеством касаются сферы промышленного производства (Ф. Кросби, Э. Деминг и др.). Однако особенности услуг и специфика деятельности сервисных организаций лежат в основе разработанного подхода, выделяющего управление качеством услуг в особую область, не связанную с управлением осязаемыми продуктами [1]:

-   потребителям труднее определить качество услуг, чем качество товаров;

-        качество услуги является результатом сравнения ожиданий потребителя и реального уровня предоставления услуги;

-        оценка качества услуги происходит как на основании результата, так и процесса предоставления услуги.

Из этих трех положений видно, что  ключевым  моментом  определения качества услуг лежит мнение покупателя, его удовлетворение и восприятие полученной услуги. Именно эта предпосылка лежит в основе распространенных в настоящее время концепций определения качества услуг, в том числе, санаторно-курортных. В соответствии с этим большинство ученых сходятся во мнении, что в случае услуг нельзя говорить об объективном качестве, а лишь о воспринятом (потребителем).

Понятие «воспринятое качество» было введено К. Гронрузом [2]. Воспринятое качество услуги определяется как соотношение ожиданий потребителя и восприятия полученной услуги. Для описания воспринятого качества предполагается существование двух параметров качества - технического качества (качества выхода) и функционального качества (качества процесса взаимодействия) [1].

Техническое качество санаторно-курортной услуги может быть определено как-то, что потребители получают при взаимодействии с данным предприятием санаторно-курортной сферы. Функциональное качество - как потребители получают услуги. Функциональное качество может быть оценено объективно. При этом техническое и функциональное качество, а также имидж компании определяют ожидание потребителей (Рисунок 1).

Идеи воспринятого качества К. Гронруза были развиты в GAP-модели А. Парашураман, В. Зайтамл, Л. Берри [5], использующей предложенный Гронрузом разрыв «ожидания потребителя - восприятие полученной услуги».

В основании модели лежит набор разрывов (Рисунок 2).

В соответствии с данной моделью качество санаторно-курортной услуги с точки зрения потребителя зависит от величины и направления разрыва между ожиданиями потребителя об услуге и восприятием услуги после её получения.



Согласно представленной на Рисунке 2 модели, чем больше разрыв между ожидаемым потребителем качеством услуги и его восприятием после её получения (т.е. разрыв 5), чем ниже качество предоставляемой услуги.

Последняя стадия достижения конкурентоспособности часто сопровождается выходом на международный рынок. Следует отметить, что отечественные предприятий санаторно-курортной сферы, и в частности, КМВ, в настоящее время недостаточно конкурентоспособны не только для выхода на международный туристско- рекреационный рынок, но и на внутреннем российском рынке. Тем не менее, санаторно-курортная сфера КМВ обладает существенным потенциалом и значительными природно-ресурсными преимуществами для повышения конкурентоспособности и прибыльности предприятий данного сектора.


Таблица 1 Основные разрывы между ожидаемым и воспринятым качеством санаторно-курортной услуги [1]

Разрыв

Содержание

Условия возникновения

Разрыв 1

Разрыв между ожиданиями потребителями санаторно-курортных слуг и представлениями менеджеров санаторно- курортного предприятия об этих ожиданиях.

В случае существования разрыва менеджеры не в полной мере имеют представление об ожиданиях и потребностях потребителей.

Разрыв 2

Разрыв между представлениями менеджеров санаторно-курортного предприятия и стандартами (мировыми, отраслевыми, стандартами безопасности и т.п.) предоставления соответствующей санаторно-курортной услуги.

Разрыв возникает, если, несмотря на осведомленность менеджеров об ожиданиях потребителей, эти представления не отражаются в разрабатываемых стандартах предоставления услуги.

Разрыв 3

Разрыв между созданными стандартами предоставления санаторно-курортных услуг и их фактическим (реальным) предоставлением.

Могут появляться, даже если разрыв 2 минимален, но санаторно-курортные услуги в реальности не предлагаются надлежащим образом из-за личности лица, предоставляющего услугу (т.е. низкой квалификации работника).

Разрыв 4

Разрыв между внешними коммуникациями санаторно-курортного предприятия и предоставление услуги

Возникает, если санаторно-курортное предприятие (организация) создает у потребителя ложное представление об услугах (сознательно или в результате принятия низкоквалифицированных и ошибочных решений), которые на самом деле могут быть предоставлены.

Разрыв 5

Разрыв между ожидаемым потребителем качеством услуги и его восприятием после её получения

Определяется всеми остальными видами разрывов

 

Состояние санаторно-курортного комплекса туризма в России нельзя признать удовлетворительным. Сложное социально-экономическое положение, низкий уровень доходов, невысокий уровень управленческой структуры российского туризма только несколько причин. На наш взгляд, основными из них являются инертность, а также нежелание или неспособность государственных структур и организаций, занятых в сфере



туризма, использовать опыт, накопленный в нашей стране в годы советской власти, а также опыт наиболее продвинутых в этом направлении стран. Реализация новых целей туризма делает необходимым не только структурную перестройку социально-политического и экономического характера, но и поиск новых, более эффективных форм работы.

И если следовать принципу «кто не развивается, тот отстает и погибает», то у российских санаторно- курортных предприятий нет другого выхода, кроме как рассматривать в качестве стратегической цели своего развития выход на международный рынок туристских услуг, что потребует от них разработки соответствующих программ повышения качества предоставляемых потребителю услуг и конкурентоспособности.

 

Список литературы

1.     Parasuraman A., Zeuthaml V.A., Berry L. L. A Conceptual Model of Service Quality and its Implication for Future Research, Journal of Marketing, Vol. 49, 1985.

2.     Gronroos C. A Service Quality Model and its Marketing Implication, European Journal of Marketing, Vol. 18, N 4, 1984.

3.     Gronroos C. Strategic Management and Marketing in the Service Sector, Helsingfors Swedish School of Economics and Business Administration, 1982.

4.     Предводителева М. Д., Балаева О. Н. Организации сферы услуг: экономика и управление. Москва, 2002.

5.     Parasuraman, A., Zeuthaml, V.A., Berry, L. L., «A Conceptual Model of Service Quality and its Implications for Future Research», Journal of Marketing, Vol. 49, Fall 1985.

6.     Стратегия социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказких-Минеральных Вод до 2020 года. http://www.urbanistika.ru/portfolio/MMC/Strategiya      KMV/strategiya-razvitiya-regiona-KMV