Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2018г.

Важной стратегической целью государственной политики в области экономического развития Российской Федерации является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей граждан. Эффективность и стабильность социально- экономического развития территории обусловлена эффективностью управления государственной собственностью.

Как отмечается И.В. Коротковой, сущность любого процесса управления состоит в планомерно организованном воздействии со стороны компетентных структур на состояние экономических, социальных, культурных и иных отношений в обществе для обеспечения эффективного функционирования его подсистем и упорядочения социальных процессов посредством постановки целей и реализации необходимых механизмов их организационного достижения [2, с. 22]. Одним из видов государственной деятельности, в пределах которого реализуется исполнительная власть, является государственное управление. В теории существует множество определений понятия государственное управление. Например, Р.Т. Мухаев под государственным управлением понимает властное регулирующее и организующее воздействие государства на социальную жизнедеятельность людей с целью ее упорядочения, сохранения либо преобразования [3, с. 324]. С точки зрения Т.Н. Радько, государственное управление понимает – это деятельность государственных органов исполнительно-распорядительного характера, содержанием которой является проведение в жизнь законов и подзаконных актов посредством реализации необходимых юридически властных полномочий [4, с. 99]. В юридической энциклопедии государственное управление определяется как организованное воздействие государства на развитие процессов и отношений в обществе властно-правовыми методами [6, с. 144].

Обобщая представленные определения, можно заключить, что государственное управление, по своей сущности, представляет собой организующее и регулирующее воздействие государства на поведение субъектов общественных отношений.

В ходе государственного управления органы государственной власти воздействуют на общественные отношения, в том числе на собственность. Собственность является особым общественным отношением, которое определяет сущность социально-экономического развития территории и влияет на социально-политические процессы. В ст. 214 Гражданского кодекса выделено два вида государственной собственности: федеральная и собственность субъекта. Также в статье указано, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Государственная собственность является экономической основой функционирования государственного сектора экономики, обеспечивающей реализацию воспроизводственных функций, материального и финансового обеспечения выполнения государственных функций, ориентированных на реализацию общенациональных интересов. При этом понятие «управление государственной собственностью» получило отражение и регулярное употребление в российском законодательстве только в начале девяностых годов прошлого столетия, что связано с началом формирования в стране института управления государственной собственностью. Следует отметить, что данная категория практически не отражена в федеральных нормативно-правовых актах, но закреплена в законодательстве субъектов РФ.

Управление государственной собственностью определяется как процесс осуществления уполномоченными на то государственными органами посредством механизма управления правомочий владения, пользования и распоряжения государственной собственностью. В теории и практике управления государственной собственностью основными понятиями являются субъекты и объекты собственности. Субъектами государственной собственности могут быть:

·         народ (права и полномочия осуществляются непосредственно или делегируются органам управления);

·         государство (через уполномоченные органы государственной власти, федерации и ее субъектов);

·         государственные организации и учреждения (обладающие правами собственности либо управления собственностью от имени государства).

В качестве объектов собственности выступают предметы, вещи, материалы, информация, духовные, интеллектуальные ценности, денежные средства, которые целиком либо в некоторой части принадлежат субъекту собственности.

Среди основных принципов управления государственной собственностью в субъектах выделяют следующие [5, с. 36, 1, с. 10]:

·         социально-экономическая эффективность – заключается в том, что управление государственной собственностью должно способствовать достижению положительных социальных и экономических результатов;

·         целеполагание, подразумевающее разработку такой системы целей, в которой очевидны основная и приоритетные цели. В частности, общей экономической целью должно быть обеспечение устойчивого развития экономики, ее государственного и муниципального секторов. Стратегической – создание материальных условий для возможности стабильного воспроизводства благ, направленных на удовлетворение социальных потребностей общества.

При реализации принципа целеполагания важно, чтобы органы государственной власти принимали лишь объективно обусловленные цели, в том числе и к конкретным объектам собственности, и фиксировали их в нормативно-правовых актах;

·         прогрессивная мотивация – заключается в разработке механизма материальной и иной заинтересованности субъекта управления от полученного результата, для чего необходимо использовать прогрессивную систему оплаты труда, карьерный рост, систему социального обеспечения, защиту и страхование и т.п. Так, в настоящее время, уровень оплаты труда практически не зависит от показателей эффективности управления объектами государственной собственности;

·         социально-экономическая, административная, уголовная ответственность – заключается в том, что субъекты управления должны нести ответственность за результаты управления;

·         комплексность и системность управления – выражается во взаимосвязи общей цели управления собственностью, функций управления, единстве действия органов представительной и исполнительной власти, всех управляющих структур и лиц. Также необходимо сочетание экономических и административных методов управления, использование единых критериев оценки эффективности управления и т.д. Разработка программы управления государственной собственностью должна содержать системный подход;

·         надлежащее нормативно-правовое регулирование – заключается в разработке, принятии и совершенствовании системы законодательных актов, создающих правовое обеспечение управления объектами государственной собственности;

·         профессионализм. Управление государственной собственностью должны осуществлять люди, имеющие высшее образование по специальности, поскольку результаты управления собственностью определяют нормы жизнедеятельности общества. Также реализация данного принципа предполагает проведение конкурса на замещение должностей в органы государственной власти [5, с. 36].

В целом, необходимо исходить из того, что государственная собственность занимает доминирующее положение как на территории всей РФ, так и на территории отдельного субъекта. От качества управления государственной собственностью зависит экономическая ситуация на территории субъекта, возможность заниматься бизнесом и комфорт проживания граждан. Деятельность органов государственной власти в сфере управления государственной собственностью должна быть эффективной и направленной на создание условий удовлетворения потребностей граждан.

Список литературы

 

1.       Батьянова Л.Н., Борисова Ю.В., Чигрина Е.В., Корнакова С.В. Территориальные правовые и социально-экономические проблемы управления государственной собственностью (на материалах Иркутской области) // Baikal research journal. 2017. Т. 8. № 3. С. 10.

2.       Короткова О.И. Государственное управление как необходимый процесс в условии эффективного развития собственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 4. С. 20–25.

3.       Мухаев Р.Т. История государственного управления в России: учеб. для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. 770 с.

4.       Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учеб. пособие. М.: Проспект, 2011. 135 с.

5.       Соловьев М.М. Кошкин А.А., Свирина Л.И. Управление государственной собственностью: методология, опыт, инновации: учеб. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. 303 с.

6.       Юридическая энциклопедия / отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2001. 1272 с.