Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ: КЛАСТЕРНАЯ ИЛИ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА?

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

В современной экономике активное формирование и развитие кластеров является результатом не только естественных процессов кластеризации, но и следствием широкого применения кластерного подхода на уровне государственного управления. Развитие кластеров становится неотъемлемым элементом инновационной политики государств и реализуется посредством кластерной политики. Одним из важных аспектов в этой сфере является обоснование методологических подходов в ее формировании.

Работа выполнена в ФГБНУ СВРАНЦ и ФГБОУ ВО Вятская ГСХА.

Важным аспектом при определении целей кластерной политики является соотнесение ее с промышленной политикой. Анализ показывает, что в этой сфере сегодня формируются два диаметрально противоположных подхода.

Первый подход основан на однозначном убеждении М. Портера [7] о том, что не следует смешивать кластерную политику с промышленной политикой. Основной объект промышленной политики – отрасль (поддержка перспективных и важных отраслей). Инструменты промышленной политики направлены на создание «тепличных» условий для развития отрасли (в том числе прямые субсидии, налоговые и другие льготы, государственные заказы и государственные инвестиции). Возможны также меры по снижению конкурентного давления на предприятия, чтобы обеспечить опережающее развитие отрасли по сравнению с другими. В противовес этому в рамках кластерной политики основная роль правительства – поощрение конкуренции как движущей силы развития кластера, а не ее разрушение. В свете этого кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.

Второй подход напротив, отождествляет кластерную и промышленную политику. Так, Ю.А. Ахенбах [2, с.19] утверждает, что «формирование научно-производственных кластеров следует рассматривать как инструмент активной промышленной политики, обеспечивающий конкурентоспособность региональной и национальной экономики». В.В. Лизунов, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев [4, с.26] считают кластерную политику частью промышленной политики государственного регулирования. В.Л. Абашкин, А.Д. Бояров, Е.С. Куценко [1, с.19] отмечают, что европейские программы развития кластеров в большинстве случаев направлены на поддержку высокотехнологичных секторов (биотехнологии, информационные технологии и т.д.). Анализируя кластерную политику российских регионов, они также считают, что промышленно развитые регионы России рассматривают продвижение кластеров в качестве основы промышленной политики [с.21].

Подтверждающие факты были выявлены нами в процессе исследования направлений кластерной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в зону деятельности Межрегионального кластера по производству и переработке озимой ржи (ноябрь 2014 года). В качестве приоритетов кластерной политики регионы выбирают не только кластеры со сложившимся высоким уровнем межрегиональной специализации (в том числе с высокими коэффициентами локализации), но и отрасли высоких технологических укладов (как правило, пятого и шестого). В Кировской области в качестве основного приоритета кластерного развития выбраны биотехнологии, в Республике Марий Эл - производство нефтепродуктов, в Костромской области – кластер автомобильной промышленности и т.д. (третья часть избранных приоритетов региональной политики). Обосновывая выбор этих отраслей, обычно указывают на наличие открывающихся возможностей роста отрасли, а в качестве целей регионального развития – масштабный (часто в разы) рост отрасли. Иногда это создание отрасли в регионе почти

«с нуля». В качестве стимулирующих мер практически всегда используются меры достаточно мощной финансовой поддержки (субсидирование, налоговые льготы, бюджетные и т.д.). В совокупности это позволяет утверждать, что такое стимулирование отдельных отраслей больше вписывается в теорию и принципы промышленной политики, нежели политики кластерной.

Смещение кластерной политики в сферу политики промышленной убедительно доказывает и тот факт, что понятие «промышленные кластеры» ввел новый Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (ст.20), а также установил ряд условий, ограничивающих возможность применения к ним мер стимулирования [5]. Стандарт промышленного кластера был подготовлен Ассоциацией инновационных регионов России, Агентством стратегических инициатив, Минэкономразвития РФ совместно с Высшей школой экономики. В частности ст.20 закона указывает на необходимость соблюдения следующих условий:

-    должны быть создана специализированная организация, осуществляющая методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластера;

-    кластер и его специализированная организация должны соответствовать требованиям, установленным к ним Правительством Российской Федерации. Порядок подтверждения такого соответствия также устанавливает Правительство Российской Федерации. В этих целях принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 года № 779 [6];

-    создание новых и развитие существующих кластеров на территориях субъектов Российской Федерации осуществляются с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и ее субъектов.

Противопоставление кластерной политики, в основе которой лежит в первую очередь стимулирование конкуренции как внутренней движущей силы развития кластера и его выхода на межрегиональные и международные рынки [3], и промышленной политики, основу которой составляет снижение конкурентного давления в целях опережающего развития отрасли, имеет как теоретическое, так и практическое значение. С одной стороны, кластерная и промышленная политика имеют схожие цели - обеспечение социально- экономического развития территории; направлены на схожие объекты - отрасли и кластеры как совокупность отраслей и предприятий; используют одинаковые инструменты (правда, в разном сочетании и с разными приоритетами). С другой стороны, кластерная и промышленная политика, по нашему убеждению, должны основываться на разных принципах и разных организационно-экономических механизмах их реализации.

В практической плоскости опасным является попытка реализовать кластерную политику на основе механизма промышленной политики и наоборот. К сожалению, в научной сфере этим проблемам пока не уделяется должного внимания, поэтому в практике работы региональных органов власти такие ошибки реальны. Думается, что данные аспекты заслуживают особого внимания и могут быть предметом самостоятельных научных исследований. Его результаты должны сформировать научное обоснование приоритетов региональной экономической политики в целом, а также выбора кластеров в качестве объектов либо кластерной, либо промышленной региональной политики.



Список литературы

1       Абашкин, В.Л.,  Бояров,  А.Д.,  Куценко, Е.С.  Кластерная  политика  в России: от теории к практике  // Форсайт. – 2012. - № 3. – Т.6. – С.16-27.

2       Ахенбах, Ю.А. Формирование и развитие научно-производственных кластеров в регионе: теория, методология, практика [Текст]: автореф. дис. … докт. экон. наук. – Тамбов, 2012. – 43с. // http://dlib.rsl.ru/viewer/01005050293#?page=1 (дата обращения 11.08.2015).

3       Костенко, О.В. Кластер как объект управления и социально-экономическая система // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. – 2015. - № 6.

4       Лизунов, В.В. Кластеры и кластерные стратегии. Монография / В.В. Лизунов, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев. Издание 2-е исправл. и дополн. – Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012. - 280 с. // http://omskmark.moy.su/NPRus/NPRus_book/NPRus-book_0001.pdf (дата обращения 11.08.2015).

5       «О промышленной политике в Российской Федерации» [Электронный документ]: [Федер. закон от 31.12.2014; ред. от 13.07.2015] // Собрание законодательства РФ. – 2015. - № 1. – 05 января. - Режим доступа [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.

6       «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» [Электронный документ]: [Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779] // Собрание законодательства РФ. – 2015. - № 32. – 10 августа. - Режим доступа [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.

7       Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. [Текст]. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608с.