04 января 2016г.
Участников Таможенного союза с 1 января 2012 года Единого экономического пространства продолжается гармонизация и унификация национальных налоговых систем, включающая:ревизию всех соглашений во избежание двойного налогообложения, особенно с оффшорными юрисдикциями, с тем, чтобы они не могли быть использованы для уменьшения налоговых обязательств предприятий-резидентов государств - членов Таможенного Союза; выравнивание налоговых обязательств хозяйствующих субъектов государств-членов Таможенного союза; предотвращение уклонения от уплаты налогов на доход и капитал; введение эффективных методов контроля за трансфертным ценообразованием в государствах-членах Таможенного союза.
Были приняты ряд взаимоувязанных мер по пресечению незаконного вывоза капитала под видом своевременно не полученной экспортной выручки и непогашенных импортных авансов [2]:
- наделено налоговые органы полномочиями валютного регулирования и валютного контроля, а не только агентов валютного контроля (для этого необходимо ввести порядок обязательного уведомления таможенными органами и банками налоговых органов во всех осуществляемых физическими и юридическими лицами валютных операциях вывоза капитала);
- введен порядок уплаты НДС импортерами, осуществляющими предоплату поставок товаров и услуг нерезидентами, в момент осуществления платежа;
- прекращен практика включения во внереализационные расходы безнадежных долгов предприятиям со стороны нерезидентов (если импортер или экспортер не обеспечил гарантированного исполнения сделки партнером-нерезидентом либо возмещения ущерба при непогашении импортного аванса нерезидентом, он должен списывать убытки за счет уменьшения капитала, а обязательство по уплате налога на прибыль уменьшаться не должно);
- ужесточены административной и уголовной ответственности за незаконный вывоз капитала с территории государств-членов Таможенного союза под видом неоплаченной покупателями-нерезидентами продукции, непогашенных импортных авансов, непогашенных заемщиками-нерезидентами кредитов, уплаты завышенных процентов по иностранным кредита.
По данным мировой статистики, сейчас в мире функционирует более десяти Таможенных союзов, большинство из которых возникли в течение последних двух десятилетий, что свидетельствует об активизации процессов региональной экономической интеграции. Проблемы создания и функционировании региональных таможенных союзов рассмотрены в специальной литературе достаточно широко, особенно это касается таможенного союза ЕЭС, который стал началом создания единой Европы.
Увеличение числа таможенных союзов, укрепление их позиций на международной арене свидетельствуют о том, что данная форма интеграции приносит значительные экономические, политические и социальные выгоды для их участников, союз делает национальные экономики сильнее, который позволяет выступать его участникам единым интегрированным экономическим и политическим блоком в международных отношениях, увеличивает политический и экономический вес государств в глобальном масштабе, а также открывает перспективы для частных лиц и хозяйствующих субъектов интегрирующих стран
Важнейшим составляющим элементом развития экономического механизма страны является налоговая система, сформированная в соответствии с национальным налоговым законодательством. От того насколько близки налоговые системы государств, во многом зависит и эффективность их интеграции.
Например, углубляющиеся интеграционные процессы на территории постсоветского пространства являются неотъемлемой чертой современного развития государств-участников СНГ. Промежуточным этапом таких процессов является Таможенный союз ЕврАзЭс, который начал функционировать с 1 июля 2010 г. Формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Об эффективности работы Таможенного союза ЕврАзЭс свидетельствуют следующие данные: рост суммарного внешнеторгового оборота Таможенного союза в декабре 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. увеличился на 18 % [4].
Анализируя налоговые системы государств-членов Таможенного союза, следует отметить значительное число общих черт, обусловленных историческими предпосылками. Вместе с тем условия развития национальных экономик привели к формированию многочисленных отличий как по отдельным налоговым понятиям, терминам и институтам, так и в целом налоговых систем. Налоговая гармонизация может предусматривать сохранение определенной самобытности и не должна вести к полной стандартизации порядка взимания налогов и сборов. Весьма важным представляется определение основных подходов к проведению унификации налоговых законодательств, а также определение направлений и этапов этой работы. В первую очередь следует выяснить, какие различия в налоговых законодательствах наиболее негативно влияют на процесс экономической интеграции, в том числе, на расширение межгосударственных экономических связей и создание равных условий хозяйствования //.
В целях эффективной интеграции в сферах экономики к настоящему времени налоговые системы в государствах-членах Таможенного союза полностью сформированы совершенствования налоговой системы:
- Республике Беларусь и Республике Казахстан действует двухуровневая система налогообложения (республиканский, местный уровни);
- Российской Федерации – трехуровневая система налогообложения (федеральный, региональный и местный уровни).
Анализ и практика функционирования интеграционных образований участников Таможенного союза позволяют сделать однозначный вывод – неравенство условий хозяйствования является существенным препятствием в создании единого экономического пространства и приносит государству, имеющему менее конку- рентоспособную продукцию, серьезные проблемы, связанные как с не полным поступлением доходов в бюджет, так и оттоком инвестиций. В данной ситуации применение налоговой конкуренции является одним из способов выровнять эти условия и «перетянуть» на себя капиталы. И хотя идея налоговой конкуренции противоречит, по сути, идее единого экономического пространства, она существует как в практике (длительный пример функционирования Евросоюза), так и в теории и практики [5].
В связи с этим, в перспективе государствам-членам Таможенного союза следует единообразно определить сферу действия налоговых кодексов государств-членов Таможенного союза в отношении регулирования взимания основных налоговых платежей (общегосударственных и местных налогов), а также сборов, имеющих налоговый характер. Необходимо продолжить унифицированные подходы в части определения соотношения положений налогового и таможенного законодательства для эффективного развития региональной интеграции стран участников экономической интеграции.
Таким образом, в целях дальнейшего повышения экономической эффективности региональной интеграции между государствами Таможенного союза в налоговом законодательстве необходимо совершенствовать основные правовые предписания, касающиеся взимания налоговых платежей таможенными органами, в таможенном законодательстве будут установлены особенности применения правовых норм в части определения сроков уплаты, плательщиков и прекращения обязательств по уплате налоговых платежей и т.д. [6].
Список литературы
1. Тарарышкина Л.И. Особенности налогообложения внешнеторговых операций в условиях Единой таможенной территории Таможенного Союза ЕврАзЭС// Белорусский экономический журнал. 2012. C. 115
2. Статистические данные Комиссии Таможенного союзаhttp://www.tsouz.ru/
3. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав Правительств от 15.03.2011 N 77. С.32
4. Муканов К.Н. Социально-экономическое развитие Казахстана в условиях инновационной экономики. – Агентство Республики Казахстан по статистике, 2009, июль, с. 70-71.
5. ТинасиловМ.Д. Креативный менеджмент в инновационной экономике Республиканская научно- практическая конференция «Д.А. Кунаев и индустриально-инновационное развитие современного Казахстана», 100-лет Д.А. Кунаеву, Алматы 2012
6. Тинасилов М.Д. Инновационная экономика стран Центральной Азии (на примере Казахстана и Кыргызстана): теория, методология и практика. ИИЦ. КазНТУ Алматы, 2012.