02 апреля 2016г.
К системам налогообложения, которые наиболее характерны для субъектов малого предпринимательства можно отнести общую систему налогообложения (далее ОСНО), упрощенную систему (далее УСН) и система в виде единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД).
Работать по ОСНО наиболее
выгодно не малым предприятиям, а компаниям среднего
и крупного бизнеса, которые работают с
покупателями, которые также
являются плательщиками ОСНО и уплачивающими НДС [1]. В этом случае,
они имеют возможность уменьшить налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет на сумму налога по приобретенным товарам,
работам, услугам и сохранить список лояльных клиентов.
ОСНО, как правило, дает наибольшую налоговую нагрузку
на бизнес и в связи с этим субъекты малого предпринимательства могут рассмотреть в качестве
альтернативного варианта специальные налоговые режимы
Упрощенная система налогообложения – наиболее выгодный
режим для субъектов
малого предпринимательства, не случайно она и самая распространенная. Преимущество данной системы налогообложения заключается в том, что организация платит единый налог, который заменяет уплату налога на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество
организаций за исключением налога, уплачиваемого с кадастровой стоимости
недвижимого имущества
[2].
Применение упрощенной системы налогообложения, вне зависимости от выбранного объекта налогообложения, оптимально для малого бизнеса,
если покупатели и заказчики организации также не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Наиболее положительным аспектом
этого специального налогового режима является наиболее низкая,
по сравнению с общим режимом
налогообложения, налоговой нагрузка. В частности, производится уплата только единого налога, что снижает
и временные затраты
на подготовку
налоговой отчетности. Единый налог заменяет уплату
основных налогов, который
уплачиваются плательщиками общего
режима налогообложения. Такие налоги являются
основными и существенными, которые в совокупности уплачиваемых налогов могут
занимать значительную долю. Налоги,
которые не уплачиваются юридическими лицами при упрощенной системе налогообложения, представлены в Табл.1. Также необходимо отметить, что периодичность предоставлении налоговой декларации
по единому налогу,
только по итогам налогового периода,
которой составляет календарный год. Введение обязанности уплачивать налог на имущество организаций с кадастровой стоимости, не уменьшит
привлекательность этого режима налогообложения [3].
Таблица 1
Налоги, не уплачиваемые при применении упрощенной системы налогообложения
Налогоплательщик
|
Вид налога
|
Организация (юридическое лицо)
|
Налог на прибыль организаций
|
Налог на добавленную стоимость
|
Налог на имущество, за исключением налога, уплачиваемого с кадастровой стоимости недвижимого имущества
|
Еще
одна система налогообложения, которая
будет рассмотрена в данной
работе – специальный налоговый
режим в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности. По нашему мнению,
одно из самых главных
преимуществ рассматриваемой системы
налогообложения — фиксированная сумма базовой доходности, которая фактически не зависит
от реальных доходов и расходов организации. Также эта система имеет достаточно весомый недостаток, который приводит к тому, что не все заинтересованные компании, не во всех субъектах
Российской
Федерации
имеют
возможность
ее
применять. В частности, местные
власти
и муниципальные органы принимают решение о примени этого режима
налогообложения
в
конкретном муниципальном округе или на территории всего субъекта Российской Федерации.
В результате исследования можно сделать выводы,
что по итогам 2015 г. количество компаний,
относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства должно увеличиться. Это можно рассматривать как положительный аспект, поскольку
возрастет количество компаний,
которые могут получить доступ к федеральным и региональным льготам
по поддержке субъектов малого
и среднего предпринимательства. Тем не менее, количество компаний малого и среднего бизнеса на душу населения достаточно низок по сравнению с экономически развитыми странами. Также необходимо отметить тот аспект, что деятельность малого и среднего бизнеса
в крайне низкой доле, связана с инновационными
проектами, производством и другими направлениями, которые могли бы положительно повлиять
на увеличение ВВП и развитие экономики
страны в целом.
Для субъектов малого предпринимательства наиболее привлекательными являются специальные режимы налогообложения,
так как при применении общего
режима налогообложения хозяйствующему субъекту придется предоставлять достаточно большой объем отчетности
и уплачивать наибольший объем совокупности уплачиваемых налогов,
а это, по нашему мнению, приведет к увеличению затрат на управление бизнесом.
Также необходимо отметить, что после уплаты
всех налогов субъект малого предпринимательства может утратить операционную способность, что приведет
к снижению оборотов
и отсутствию возможности развития бизнеса. Поэтому, в основном,
малые предприятия в большей степени
отдают своё предпочтение специальным налоговым режимам. Общий режим налогообложения, преимущественно выбирают субъекты
малого и среднего предпринимательства, у которых наибольшей долей
клиентской базы являются плательщики налога на добавленную стоимость.
Также
можно сделать вывод, что вне зависимости от системы налогообложения, организационно-правовой формы, видов
деятельности малые предприятия обязаны вести учет по плану счетов и
принципу двойной записи, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Какие льготы применять - зависит от множества
аспектов, но прежде всего от выбранной системы
налогообложения.
Список литературы
1.
Морозова Т.В. Некоторые аспекты выбора
общего режима налогообложения и учета налогов малыми предприятиями // Новый университет серия «Экономика и право» - 2015 - № 5 (51). С. 39-46.
2.
Галайда А.М. Достоверность бухгалтерского и налогового учета // Транспортное дело России. – 2012 - № 6-1. С. 257-258.
3.
Морозова Т.В.,
Сафонова Э.Г. Особенности разработки учетной политики
малыми предприятиями при упрощенной системе налогообложения. // Дискуссия. – 2014 - № 9 (50). С. 59-63.