17 февраля 2018г.
Малый и средний бизнес в Российской Федерации в настоящее время является важным сектором экономики, одним из ключевых факторов социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения.
Динамика развития малого и среднего предпринимательства в последние годы является положительной. Малые и средние предприятия и ИП в РФ на начало 2018 г. - это 6,04 млн хозяйствующих субъектов, рабочие места для 16 млн граждан (22 % от общего числа занятых). Для сравнения отметим, что в 2016 г. количество субъектов МСП составляло 5,84 млн, которые обеспечивали рабочие места для 18 млн граждан (25 % от общего числа занятых). В Российской Федерации только 4,7 % граждан трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями [1,2].
Среди субъектов МСП наибольшую долю занимают ИП – 53,35 %, юридическим лицам принадлежит 46,65 %. Малое и среднее предпринимательство в РФ – это, в первую очередь, микробизнес (95,5 процента общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). Число средних предприятий сравнительно невелико. Анализ распределения МСП по категориям показал, что наибольшую долю занимают микропредприятия – 90, 8 %. На долю малых предприятий приходится 8,5 %, средних – 0,7 %. В структуре субъектов МСП – ИП доля средних составляет 0,02 %, малых – 0,87 %, микро- 99,2 %.
Компании, только собирающиеся начать свою деятельность или перейти в новый для себя регион, вынуждены преодолевать различные административные барьеры. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) провёл очередной раунд опроса представителей бизнеса. За прошедшие десять лет оценки почти не изменились: в 2016 году 16,5% респондентов ответили, что начать новый бизнес в их регионе легко, в 2011 году их доля была 16,8%, а в 2007 году - 16,3% (рис. 1).
Малый и средний бизнес развивается на территории РФ неравномерно. Распределение субъектов малого и среднего
предпринимательства по регионам характеризуется высокой степенью концентрации. Наибольшее число субъектов МСП наблюдается в ЦФО – 31 % и ПФО - 18 %. Согласно статистическим данным на 2 федеральных округа с наибольшим
количеством субъектов МСП - юридических лиц приходится
52,8 % общего их количества. Схожая картина наблюдается в разрезе индивидуальных предпринимателей – 45,2 %
соответственно.
В Тверской области на 10.01.2018 г. функционировало 47900 субъектов МСП (2,6 % от общего
количества по ЦФО и 0,79 % - по РФ), из них 44,1 % - юридических лиц и 55,9 % - ИП. Всего в сегменте
МСП было официально трудоустроено более 150 тыс. человек
[2]. В структуре субъектов МСП- юридических лиц доля микропредприятий составляет 89,6%, малых – 9,8 %, средних – 6,0 %. В структуре субъектов МСП – ИП микропредприятия занимают 99 %.
Около 20 % валового внутреннего продукта Российской Федерации, создаются организациями МСП [1]. Сектор
малого и среднего
предпринимательства в целом по РФ сосредоточен, в основном,
в сферах торговли (40 %), предоставления услуг населению (30 %) строительстве жилых и нежилых зданий
(15 %).
Оборот средних и малых предприятий Тверской области в 2016 г., включая микропредприятия, (по оценке Министерства экономического развития Тверской области) вырос за истекший
год на 5,7 % до 210,23
млрд рублей. В структуре оборота средних и малых предприятий (включая микропредприятия) в 2016
г.
наибольший вес, по-прежнему, занимали предприятия оптовой и розничной
торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий
и
предметов личного
пользования (свыше 46,0 %), обрабатывающих производств (более
22,0 %) [3].
Важным аспектом эффективного развития МСП является координация федеральной и региональной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки малого и среднего бизнеса.
В качестве примера можно привести разработанный стратегический подход государственной поддержки субъектов МСП в Тверской области.
Реализации политики развития субъектов МСП определяется: Законом
Тверской области от 13.04.2009 № 24-ЗО (с изм. от 23.12.2015)
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Тверской
области»; Постановлением Правительства Тверской области от 22.11.2013 N 508-пп (в ред. от 06.05.2017 № 124-пп) «О государственной программе Тверской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Тверской области" на 2014 - 2019 годы» и рядом других постановлений.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 07.03.2016 № 389-р утвержден
размер субсидии, предоставляемой в 2016 г. из федерального бюджета бюджету Тверской области, в размере
88,9 млн
руб., в том числе 88,1 млн руб. на реализацию
мероприятий государственной поддержки малого и среднего
предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства подпрограммы 3 «Государственная поддержка предпринимательства и инновационной деятельности в Тверской
области» государственной программы Тверской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Тверской области» на 2014-2019 годы.
Заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на государственную поддержку малого и среднего
предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 14.07.2016 № 094-МБ-16 (уровень софинансирования для региона установлен 5/95 % - региональный /федеральный бюджеты соответственно), в том числе: предоставление субсидий начинающим субъектам молодежного предпринимательства на создание собственного дела – 6,0 млн руб. (объем финансирования из областного бюджета Тверской области – 0,3 млн руб.); предоставление субсидий субъектам малого и среднего
предпринимательства на приобретение оборудования (модернизацию производства) – 70,3 млн руб. (областной бюджет – 3,7 млн руб.); исполнение обязательств Фондом содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства по предоставлению краткосрочных заемных средств субъектам МСП – 9,3 млн руб. (областной
бюджет – 0,5 млн руб.); развитие Регионального интегрированного центра – Тверская
область – 2,5 млн руб. (областной
бюджет – 1,0 млн руб.) [3].
Однако, несмотря на активную государственную поддержку, отдельные меры проводимой государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях недостаточны для эффективного развития субъектов МСП. Предпринимательской деятельности в России, согласно результатам опроса 2016 г., проведенного РСПП, мешают три ключевые проблемы: снижение спроса; недостаток квалифицированных кадров; рост цен /тарифов. При этом для бизнеса они в равной степени
значимы: каждый
из вариантов
набрал чуть менее
трети голосов. Близко
к этим ответам расположились ещё два, набравшие одинаковую долю -28,5 %: коррупция в органах власти; чрезмерное
контрольно-надзорное давление на бизнес.
Представители крупного бизнеса в два раза чаще, чем компании
малой и средней
размерности, выбирали ответ «наиболее острая проблема для бизнеса - чрезмерное
контрольно-надзорное давление на бизнес». Компании-субъекты среднего бизнеса оказались единодушны - почти 60 % из них считают,
что именно снижение спроса стало главной проблемой для бизнеса в 2016 году (доля выше средней доли почти в два раза). Для малых компаний выше значимость проблем, вызванных избыточно высокими налогами, коррупцией
со стороны органов власти
и сложностью с доступом к кредитным ресурсам [5].
Вместе с тем, несмотря
на непростую экономическую ситуацию, в значительной части рэнкингов, оценивающих конкурентоспособность и качество
деловой среды, позиции России улучшились. В Global Competitiveness Index 2016-2017, который готовится Всемирным экономическим форумом, Россия переместилась с 45 на 43 место. По сравнению
со странами-членами БРИКС,
позиции России не очень усилились, а в ряде случаев даже ослабли. Она опережает остальные страны только по двум показателям - высшее образование и инфраструктура. По размеру рынка, здоровью и начальному образованию, а также макроэкономической стабильности однозначным лидером является Китай. По состоянию институтов, эффективности товарных рынков, развитости финансового рынка,
готовности к внедрению
инноваций и условиям ведения
бизнеса ведущие позиции
занимает Южная Африка [1].
Реализация ряда мер, разработанных Правительством РФ за последние годы, способствует активизации создания благоприятных условий
для
развития малого и среднего бизнеса:
•
в целях координации оказания субъектам малого и
среднего предпринимательства поддержки в 2015 г. (в соответствии с ФЗ РФ от 24.07.2007 N 209-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.11.2017 № 356-ФЗ) «О
развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации») создано Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего
предпринимательства» (Корпорация МСП);
•
с 2016 г. реализуется «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации на период до 2030 года»,
в которой определены
долгосрочные приоритеты государственной
политики в сфере развития
МСП;
•
реализован антикризисный план Правительства РФ, треть мероприятий которого связана с поддержкой МСП и исполнена
в полном объеме;
•
начато внедрение проектного подхода к поддержке
МСП - Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 N 147-р (ред. от 06.12.2017) «О целевых моделях упрощения
процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации». Внедрение целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства»
позволит сформировать в субъектах РФ базовую инфраструктуру поддержки предпринимательства, а также повысить
уровень доступности мер поддержки как для граждан, планирующих осуществлять предпринимательскую деятельность, так и для действующих субъектов МСП;
•
в целях обеспечения предсказуемости налоговой политики в отношении
малых предприятий приняты следующие
меры: увеличен пороговый размер дохода для применения УСН (150 млн руб.); продлено
действие ЕНВД до 2018 г.;
•
самозанятые граждане, осуществляющие некоторые виды деятельности, освобождены на период 2017-2018
гг. от обложения налогом на доход и от уплаты страховых взносов при подаче уведомления в налоговый орган;
•
расширена имущественная, финансовая и информационно-консультационная поддержка субъектов МСП. В 2005-2016 гг. в субъектах
РФ сформирована широкая сеть организаций инфраструктурной поддержки. На созданные объекты инфраструктуры опираются в своей деятельности АО "Корпорация МСП", АО "МСП Банк", АО "РЭЦ", что позволяет достигать дополнительного положительного эффекта в части увеличения объемов поддержки, оказываемой
субъектам МСП;
•
Президентом России определены цели и основополагающие принципы совершенствования госполитики по развитию конкуренции. Одним из основополагающих принципов государственной политики
по развитию конкуренции является обеспечение развития малого и среднего
предпринимательства. Национальный план развития конкуренции в РФ на 2018-2020 гг. предусматривает, в частности,
следующее: в каждой отрасли
должно присутствовать не менее 3 хозяйствующих субъектов, из них хотя бы один должен относиться к малому бизнесу
(кроме сфер естественных монополий и ОПК); к 2020 г. должно быть снижено количество "антимонопольных" нарушений органов власти не менее чем в 2 раза по сравнению к 2017 г.; также вдвое к этому времени
должна быть увеличена доля госзакупок у малого бизнеса и СОНО и на 18% - закупок госкомпаний у малых и
средних предприятий [7].
Важными факторами, оказывающими воздействие на развитие ситуации в российской
экономике на прогнозном горизонте (2018 – 2020 гг.), будут оставаться меры по
развитию малого и среднего предпринимательства, включающие решение 10 ключевых
задач, направленных на дальнейшее развитие и повышение
эффективности этой сферы бизнеса [4].
Одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере малого и среднего
предпринимательства на современном этапе
- вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий. Стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем
продукте в 2 раза (с 20 до 40 %), что будет соответствовать уровню развитых стран. Наиболее значимые для бизнеса мероприятия Стратегии будут реализовываться в формате
системных проектов с использованием методов проектного управления. Целевые индикаторы реализации
Стратегии на период до 2030 г. отражены в таблице 1.
Таблица 1 –
Целевые индикаторы реализации Стратегии развития малого и
среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года* [6]
Показатели
|
2015 г.
|
2018 г.
|
2020 г.
|
2025 г.
|
2030 г.
|
Оборот МСП в % к 2014 г.
|
98
|
118
|
134
|
185
|
250
|
Доля занятых в
МСП в
общем числе занятых, %
|
25,6
|
27,3
|
28,4
|
31,5
|
35,0
|
Количество нестационарных торговых объектов круглогодичного размещения и
мобильных торговых объектов, тыс. ед.
|
195,5
|
200,0
|
264,0
|
286,0
|
286,0
|
Минимальная доля участия МСП в
госзакупках, %
|
18
|
25
|
25
|
25
|
25
|
Доля экспорта МСП в общем объеме экспорта из России, %
|
6,5
|
7,0
|
7,5
|
9,0
|
12,0
|
Доля кредитов МСП в общем кредитном портфеле ЮЛ
и ИП, % | 17,3 | 19,0 | 20,0 | 22,0 | 23,0 |
Количество МСП (включая ИП) на 1000 человек населения, ед. | 39,0 | 40,0 | 42,0 | 44,0 | 46,0 |
Доля
граждан, планирующих открыть свой бизнес в течение трех ближайших лет,
% | 5,0 | 7,0 | 7,5 | 10,0 | 12,5 |
*фрагментарно
Стратегия развития субъектов МСП рассматривается как механизм, который позволит скоординировать действия органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки и обеспечить на этой основе соответствие принимаемых мер ожиданиям бизнеса и общества в целом по отношению к созданию
благоприятных и комфортных условий для реализации
предпринимательского потенциала граждан.
Список литературы
1.
Доклад «О состоянии делового
климата в России в
2016 году»: [сайт] http//media.rspp.ru (дата обращения 22.01.2018).
2.
Единый реестр субъектов
малого и среднего предпринимательства:
[сайт] https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения 22.01.2018).
3.
Правительство Тверской области: [сайт] URL:http/тверскаяобластьрф/ (дата обращения 24.01.2018).
4.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации
на 2018 год
и на
плановый период 2019 и 2020 годов. [Электронный ресурс] // Режим доступа: WWW.consultant.ruedu. consultant.ru/.-
Загл. c экрана.
5.
Российский союз промышленников и предпринимателей / Аналитика: [сайт] www.rspp.ru (дата обращения 22.01.2018).
6.
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации на период до
2030
года (вместе
с
"Планом мероприятий ("дорожной
картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года"): Распоряжение Правительства
РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 08.12.2016). [Электронный ресурс] // Режим доступа: WWW.consultant.ruedu. consultant.ru/.- Загл. c экрана.
7.
Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на
2018
-
2020
годы"). [Электронный ресурс] // Режим
доступа:
WWW.consultant.ruedu. consultant.ru/.-
Загл. c экрана.