Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИНЕРГИЯ КАПИТАЛОВ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Авторы:
Город:
Зеленоград
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Аннотация. Раскрывается важность взаимодействия человеческого и социального капиталов для успешного функционирования наукоемких предприятий, активизации и результативности инновационной деятельности, коллективного научно-производственного труда. Определено сходство и отличие социального и человеческого капиталов. Отмечается, что человеческий и социальный капитал является важной качественной составляющей инновационного развития и обеспечивают его успех в условиях эффективного взаимодействия.

 

SYNERGY OF CAPITAL AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF MODERN ENTERPRISES

Abstract. It reveals the importance of the interaction between human and social capital to the success of high technology enterprises, revitalization and effectiveness of innovation, research and production of collective labor. It identifies the similarities and differences of social and human capital. It is noted that the human and social capital is an important component of quality of innovative development and ensure its success in terms of effective interaction.

Ключевые слова: человеческий  капитал, социальный капитал, синергия, инновационное развитие наукоемких предприятий.

Keywords: human capital, social capital, synergy, innovation development of high-tech enterprises.

Модернизация российской экономики сориентирована на инновационный путь развития. В свою очередь инновационное развитие экономики страны является важным фактором обеспечения конкурентоспособности и, следовательно, укрепления ее экономических позиций в мире.

Решение основных задач инновационного развития возлагается на организации и предприятия, в которых результаты интеллектуальной деятельности носят творческий, инновационный характер и реально внедряются в производство, к их числу относятся наукоемкие предприятия (НП).

Своевременной тенденцией развития менеджмента наукоемких предприятий является ориентация на взаимодействие в командах и рабочих группах.

В условиях усложнения техники, технологий, развития НТП время талантливых одиночек прошло. Формирование команд из работников, связанных друг с другом сетями, как формальными, так и неформальными контактами взаимодействия и взаимопомощи в современной организации являются залогом их успешной деятельности.

В связи с этим особое внимание ученых и практиков, специалистов в области менеджмента и социологии сосредоточено на исследовании взаимосвязи социального и человеческого капиталов и отражении важной роли персонала в современной организации.

Однако, если понятие человеческого капитала (ЧК) имеет вполне определенную характеристику, которой руководствуется большинство ученых [3], то социальный капитал определяется многовариантно, хотя, конечно, можно выделить общую часть.

Кратко разберемся, в чем суть и содержание этих видов капитала и в важности их взаимодействия особенно в инновационной сфере деятельности.

Человеческий капитал - совокупность врожденных способностей, приобретенных знаний, образования, опыта, навыков, здоровья, целесообразное использование которых способствует увеличению дохода индивида, предприятия или общества.

Обратим внимание на то, что капиталом будут только те способности и знания, которые приносят доход. Если же они могут приносить доход, но не востребованы, не используются, не приносят доход, то это потенциал - трудовой, а в инновационной сфере для предприятия важнее даже творческий потенциал.

Теперь о социальном капитале (СК). Обобщенное понятие СК сводится к социальным связям, социальным сетям и взаимосвязи между ними, которые могут выступать ресурсом получения выгод (при этом как отмечает Пьер Бурдье) «исключительно групповым ресурсом» [2].

В нашем исследовании, пожалуй, более предпочтительным будет определение Р. Барта [4], который трактует социальный капитал как «дружеские, рабочие и более общие контакты, через которые вы получаете возможность использовать ваш финансовый и человеческий капитал». Краткая характеристика «форм капитала» представлена в Табл.1.



Таблица 1  

Формы капитала и их характеристика




 

Человеческий

 

Социальный

Объективированное состояние

Знания, навыки, опыт, способности

Социальные связи, доверие, отношения межличностные

Способы формирования капитала

Образование, наставничество

Знакомство (в т.ч. в сетях)

Затраты на формирование капитала

Время, затраченное на образование, приобретение опыта

Время на установление социальных связей, построение социальных сетей, обретение доверия и др.

 

Информационное поле, включающее деловые профессиональные и социальные контакты является неотъемлемой почвой любой творческой деятельности, что же касается инженерно-технической, научно- производственной это просто непременное условие развития. Сознавая значимость социального взаимодействия менеджмент организации предпринимает попытку использовать синергетический эффект объединения социального и человеческого капиталов для повышения творческой активности.

Для управления процессом взаимодействия человеческого и социального капиталов в организации необходимо уточнить, в чем их сходство и отличия.

Схожие характеристики в частности сводятся к следующему:

- неосязаемый, нематериальный характер проявления;

- их увеличение (не уменьшение) в процессе использования;

- наличие внутренней социальной ценности для их обладателей;

- способность приносить экономическую выгоду;

- их проявление как базы интеллектуальной инновационной деятельности.

Принципиальным отличием человеческого капитала от социального является то, что человеческий капитал может накапливаться определенным человеком. Что касается социального каптала, то если речь идет об отдельном человеке, то теряется смысл понятия СК, отражающего ценность связей, межличностных отношений.

Важно также отметить, что социальный капитал снижает трансакционные издержки организации.

Успех инновационной деятельности наукоемких предприятий связан с непрерывным процессом наращивания человеческого капитала. Именно наличие персонала высокой квалификации (инженеры- разработчики, инженеры-исполнители, высококвалифицированные рабочие, осваивающие новую продукцию) ставят на практически недосягаемый уровень менее богатых человеческим капиталом конкурентов. Вместе с тем, следует отметить, что успех в значительной мере зависит от управления, в том числе организации слаженного выполнения работниками задания. А это в свою очередь невозможно эффективно сделать без взаимного доверия между работниками. Эффективное использование человеческого капитала невозможно без наличия социального капитала.

Запас социальных связей работника как внутри организации, так и за пределами, активно используется для получения необходимой для организации информации, способствующей увеличению трудового (а в наукоемких предприятиях творческого) потенциала.

Очевидно, что социальный капитал не может реализоваться самостоятельно без человеческого капитала.

Таким образом, взаимосвязь социального и человеческого капиталов может упрощенно быть представлена как: социальные сети - социальные контакты работников - получение информации, обогащающей знания и увеличение ЧК - прирост добавленной стоимости (Рисунок 1).

С этой точки зрения, обосновано предложение И.В. Бочкаевой [1] о введении в научный оборот понятия

«социальный капитал организации» в качестве экономической категории, в соответствии с которым «социальный капитала организации - это неформальные отношения между работниками и коллективами с целью превращения социального потенциала работников, который в свою очередь, реализуется в человеческом капитале, обеспечивая увеличение добавленной стоимости».

С позиции управленческой науки важно отметить, что уровень развития современных организаций зависит от успешного взаимодействия человеческого и социального капиталов.


Каждый из них представляет качественную основу развития предприятий Рисунок 2.




Менеджмент организации должен учитывать, что инвестировать нужно не только в человеческие ресурсы и человеческий капитал, но и в социальный, поскольку социальный капитал - это ценность, создаваемая сотрудниками через отношения с другими не только для себя, но и для организации. Таким образом, приумножение человеческого капитала, развитие системы управления знаниями в организации невозможно без опоры на социальные сети и контакты, которые выступают в роли неформальных внутри организации и между организациями, и становятся более значимыми по мере перехода в экономике знаний. В условиях деятельности наукоемких предприятий, важно, чтобы управление взаимодействием этих капиталов было увязано с жесткой стратегической инновационной направленностью и высокими требованиями к персоналу.

 

Список литературы

1.     Бочкаева И.В. Взаимодействие социального и человеческого капитала организации. Вестник Челябинского гос. университета, 2011. - № 6 (211). Экономика. Вып. 31. - С.142-147.

2.     Бурдье П. Начала. Choses dites: Пер. с фр. / Pierre Bourdieu. Choses dites. Paris, Minuit, 1987. Перевод Шматко Н.А. / - М.: Socio-Logos, 1994. - 288 с.

3.     Лукичева Л.И. Интеллектуальный капитал наукоемких предприятий. Монография. - М.: Омега-Л, 2006. - 552 с.

4.     Burt R. Structural Holes. The Social Structure of Competition. - Cambridge (M.A.), 1992. - p. 9.