Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ В КОНВЕРГЕНТНОЙ РЕДАКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Планирование в конвергентной редакции средства массовой информации (СМИ) мало отличается от системы планирования в многопрофильном информационном агентстве, когда работа ведется 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Тщательность и интенсивность планирования становятся еще более важными по нескольким причинам [1, 2]:

– технологический цикл производства разных мультимедийных продуктов отличается;

– производство мультимедийных жанров требует координации между подразделениями и сотрудниками;

–     конвергентная редакция стремится к производству мультимедийных новостей, поэтому на этапе планирования нужно представлять не только ее составляющие, но и всю историю в целом.

Кроме того, себестоимость мультимедийного продукта достаточно высока.

Циклы планирования могут быть разными. Различаются два цикла планирования: долгосрочное (от недели до года), суточное (в том числе оперативное).

Долгосрочное планирование позволяет заранее спланировать «долгоиграющие» темы, которые могут вызвать особый интерес аудитории. Именно долгосрочное планирование позволяет в спокойном режиме определиться со сложными мультимедийными жанрами, заказать авторам текстовые материалы, получить аккредитации и т.д.

Например, как минимум, за год стало известно, что будет широко праздноваться 300-летие Полтавской битвы. Планируется много мероприятий, выступлений, круглых столов, поездок известных людей, реконструкция события и т.д. То есть информационные поводы будут продуцироваться задолго «до» и какое-то время «после».

Заранее можно написать подробную историческую справку, сделать материал о противоречиях в истолковании, аккредитовать на реконструкцию битвы корреспондента с фото- и видеокамерой, договориться с коллегами из ближайшей к месту реконструкции местной телекомпании о материалах, сделать несколько инфографик или даже информационную флэш-игру, придумать викторину.

Таким образом, при долгосрочном планировании конвергентная редакция СМИ способна первой выдать эксклюзивный материал, снизить долю срочного производства новостного контента, уменьшить себестоимость дорогостоящих мультимедийных жанров за счет их несрочной подготовки, а также произвести материал, который может быть использован многократно в повторяющихся сюжетах.

В большинстве конвергентных редакций СМИ проходит две общередакционные планерки – утренняя и вечерняя. Общая планерка (долгосрочная и суточная) предполагает присутствие представителей всех отделов, продюсеров, координаторов универсальных журналистов, представителей фото-, видео- и инфографических служб. Общая планерка должна быть в первую очередь сориентирована на создание и отслеживание сюжетов.

Планерка идет как бы в двух плоскостях: первая плоскость  – это сюжеты или темы, вторая, перпендикулярная ей, – мультимедийные средства, которые будут задействованы в разработке темы.

На планерке: определяются основные темы дня (как правило, накануне, на вечерней планерке); заранее запланированные темы дополняются актуальным контекстом; разрабатываются потенциальные сценарии развития темы; определяются мультимедийные элементы, которые могут быть полезны для каждой из тем; определяются источники мультимедийных элементов (собственное производство или иные); определяются участники процессов и распределяются роли; назначается продюсер или координатор каждой из историй; определяются дедлайны для каждого из элементов; определяется дедлайн для мультимедийной статьи или намечаются этапы развития статьи.

Утренняя планерка может носить корректирующий по отношению к вечерней характер, на ней обсуждаются статусы готовности мультимедийных материалов, принимаются решения о развитии той или иной темы.

Планирование должно быть прозрачно и отображать не только поставленную задачу, но и ход процесса, промежуточные и окончательные итоги. Для конвергентного СМИ это важнейшее условие: только при прозрачной карте готовности материалов и дедлайнов можно синхронизировать производство и эффективно собрать мультимедийный материал.

Для сложных мультимедийных материалов, в подготовке которых задействованы представители разных подразделений, рекомендуется разработать паспорт материала, который может включать следующие позиции [1]: тип материала, тема, дедлайн; заказчик, рабочая группа; фабула (сценарий); источники информации; спецэффекты, дополнительные программы, нестандартные решения; на каких носителях планируется использование.

Планирование также включает формирование рабочих групп. Рабочая группа создается всегда, когда информационный тренд находится на стыке нескольких редакций и мультимедийных подразделений. Сам процесс формирования рабочей группы должен быть естественным и неформальным. Руководителем или менеджером мини-проекта (сюжет по информационному тренду) может быть журналист, наиболее компетентный в теме, или сотрудник выпускающего отдела. Если структура редакции включает позицию мультимедиаменеджера, то руководителем группы назначается он.

Именно в рабочей группе прорабатывается и описывается замысел сюжета. С поправкой на реальность и допущениями рабочая группа должна представлять, в каком виде сложится эта мультимедийная история.

План сюжета должен включать несколько позиций: композиционную часть (какие составные части войдут в сюжет), план готовности мультимедийных элементов (лист дедлайнов), план публикации (режиссирования), план развития.

Очевидно, что роль координатора-руководителя группы здесь решающая, так как задача – не просто заказать, собрать, выпустить все информационные элементы, но и не потерять цельность сюжета в случае, если один из задуманных элементов не удалось реализовать.

Ситуация, когда более 50% трафика (аудитории) обращается к новостям одной темы, называется «высокой новостью» (или breaking news). В основном «высокие новости» связаны с происшествиями, терроризмом, стихиями, громкими или массовыми смертями. Работа над «высокими новостями» четко планируется. Можно различать системное планирование (общий, обычный сценарий развития такого рода истории) и оперативное (корректируемое планирование в реальной ситуации).

В случаи с «высокой новостью» планирование (системное и оперативное) становится главным залогом успеха работы конвергентной редакции СМИ. Только при тщательном планировании и рассмотрении разных сценариев развития можно правильно распределить роли, наметить лист дедлайнов для тех или иных мультимедийных элементов, продумать логистику передачи информации с места события.

В условиях «высоких новостей» выделяют три основные фазы усредненного интереса аудитории к теме [1]. Фазу осознания новости можно определить по следующим показателям: сообщения в СМИ выходят молниями, могут не совпадать, источники часто не названы или неофициальные; в блогах появляются первые записи очевидцев, но они не выходят в «топы» поисковых сайтов; посещаемость информационных сайтов пока еще находится в рамках среднесуточных значений; в новостных коллекторах, таких как News.Yandex, News.Google, еще  не сформирован сюжет (это  происходит автоматически), он еще  не вынесен на главную страницу как один из основных сюжетов дня.

В этот период новостные сайты выступают гарантом достоверности, появление темы в главных блоках подтверждает для пользователей, что произошло событие из разряда «высоких новостей». Пользователь  сам определяет для себя статус и серьезность произошедшего. Мультимедийных приложений очень мало – только самые первые фото- и  видеокадры, полученные от очевидцев, которые инициативно связались с изданием (например, с камер наблюдения Яндекс-пробок). Наиболее адекватный формат сообщений: краткие текстовые новости.

Переход к фазе высокого плато можно идентифицировать, если: появились первые комментарии из официальных источников; посещаемость информационных сайтов резко увеличилась и держится на одном высоком уровне; появляются «ветки» в новостных коллекторах; в блогах по теме публикуются многочисленные сообщения, первые фотографии и видео; у события появляется много версий, в блогосфере нагнетаются страсти; резко вырастает просмотр главных страниц новостных сайтов.

Это период высокой восприимчивости – аудитория хочет получать новости часто, практически синхронно с происходящим. В идеале – в виде прямой видео- или фототрансляции или twitter-репортажа. Появляются первые профессиональные фото- и видеорепортажи, инфографика, «ветка» или даже сразу несколько «веток» в топах новостных коллекторов. Наступает время частого дублирования информации, пользователь переходит с новостных коллекторов на сайты и остается там (глубина просмотров у пользователей, перешедших с коллекторов, увеличивается), появляется высокий спрос на первые обобщения информации. Новостные издания начинают сюжетирование, когда новости собираются в сюжеты по подтемам.

Сюжет – это вид ситуативной рубрикации, когда в одну группу собираются материалы разного жанра, часто относящиеся к разным рубрикам, но объединенные при этом одной темой. Один материал может принадлежать разным сюжетам. Устанавливается связь с очевидцами. На этой фазе полезен мониторинг блогов.

Фаза обрыва интереса наступает, когда кульминация и развязка «высоких новостей» могут не выходить за линию второй фазы – настолько высок интерес аудитории, но зато сразу после развязки интерес к теме падает. Это часто становится испытанием для СМИ, которое, сумев привлечь через коллекторы, баннерные кампании, блоги большую аудиторию, не успевает «накопить» ее ядро. Смягчить падение интереса и удержать аудиторию можно двумя способами – предложив им другую, сопоставимую по популярности тему или плавно выйдя из «высокой новости». Инструментов для этого немало – итоговое мультимедийное обобщение, голосование и опросы, дискуссия о причинах или последствиях происшествия, инфографика-реконструкция и другие способы, направленные на удержание аудитории «первого контакта».

 

Список литературы

1.     Интернет-СМИ: теория и практика / под ред. М.М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 348 с.

2.     Бирюков В.А. Концепция конвергентной редакции средств массовой информации // Сборник научных трудов по итогам II Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях», г. Санкт-Петербург, 14 января 2015 г. – Нижний Новгород: Инновационный центр развития образования и науки. – 2015. – С. 65 – 68.