04 января 2016г.
Специалисты в области передачи телевизионного контента выделяют три основные технологии: эфирную, по кабелю и спутниковую [3].
Эфирная - подразумевает передачу радиосигналов с наземных ретрансляционных центров по воздуху на групповую либо индивидуальную антенну абонента. Такая передача может быть как аналоговой, так и цифровой. Передача по кабелю объединяет множество различных технологий, начиная от обычного аналогового сигнала и заканчивая SMART TV. Основной принцип - применение кабеля, который передаѐт электрический сигнал от специализированной головной станции, ядра или вышестоящего оператора (контент-провайдера).
Спутниковое телевидение также оперирует радиосигналом, но его источником являются не наземные центры, а спутники. Спутниковый сигнал в настоящее время исключительно цифровой.
Согласно федеральной целевой программе [1] приоритетным направлением развития российского телевидения является перевод наземного эфирного телевизионного вещания с аналогового формата на цифровой.
Цифровое эфирное телевидение представляет собой технологию передачи телевизионного изображения и звука при помощи цифрового кодирования видеосигнала и сигнала звука с использованием цифровых каналов. Преимуществом цифрового телевидения, по сравнению с аналоговым, является доставка сигнала с минимальными потерями, так как изображение и звук цифрового сигнала не подвержены влиянию внешних факторов.
Помимо технических достоинств цифровое эфирное телевидение обеспечивает интерактивность (обратную связь со зрителем), которая включает социальные опросы, голосование в конкурсах, образовательные программы и многое другое.
Очевидно, что за цифровым эфирным телевидением будущее. Переход на цифровое эфирное вещание идет во многих странах мира. В 2010 году цифровая эфирная трансляция началась и в России. Особенность России в ее крупнейших географических рамках. Жители многих самых отдаленных и малонаселенных уголков этих регионов, где раньше число каналов было ограничено несколькими программами, теперь смогут принимать 10 телеканалов в хорошем качестве. К концу 2015 года планируется охватить цифровым эфирным телевидением все население Российской Федерации. В настоящее время перечень бесплатных цифровых телевизионных каналов, расширился до 20.
Такой высокий темп внедрения цифрового телевидения в РФ тесно связан с необходимостью изучения вопроса о формировании абонентской базы, как важнейшей составляющей передачи телевизионного контента.
Абонентская база - это совокупность пользователей услуг связи для целей телевизионного вещания, поставщиком которых выступает оператор, предоставляющий возможность просмотра большого числа эфирных и неэфирных каналов.
По оценкам аналитиков [2], большая часть абонентской базы цифрового телевидения принадлежит спутниковым операторам. С первого полугодия 2014 года по 2018 год планируется плавное увеличение (в 1,3 раза), в то время как сегмент IP-телевидения увеличится в 1,7 раза. Наибольший рост продемонстрирует цифровое кабельное телевидение, его абонентская база к 2018 году увеличится в 3 раза.
Рост абонентской базы цифрового телевидения в России продолжится. К 2018 году количество абонентов увеличится до 36,0 млн., а проникновение услуги платного телевидения достигнет 66%. Доля абонентов цифрового телевидения в общей абонентской базе платного телевидения увеличится с 60% в первой половине 2014 года на 19 процентных пунктов до 79% к концу 2018 года. Результаты аналитических исследований динамики абонентской базы приведены на Рисунке 1 [2].
Потенциальная база цифрового эфирного
телевидения составляет 22 млн. домохозяйств. Планируется, что акцент абонентов будет смещаться
в пользу аналогового эфирного и социального малоканального телевидения, т.к. потенциальную базу цифрового эфирного
телевидения пополнят платежеспособные абоненты, проживающие в городах,
которые будут располагать большим количеством телевизоров в доме и подключать второй и последующие телевизоры к бесплатному эфирному
сигналу.
Одним из факторов, оказывающих влияние
на аудиторию цифрового телевидения в России, является уровень развития
рынка платного телевидения. Российский рынок платного
телевидения является
одним из самых крупных в мире: по итогам первого полугодия 2014 года он насчитывает 37,1 млн. домохозяйств, подключенных к технологиям кабельного, спутникового и IP-телевидения, в США, где внедрение цифрового телевидения началось намного
раньше, абонентская база платного телевидения составляет 100 млн. домохозяйств при проникновении услуги на уровне 84%, а в Польше - 11,4 млн. домохозяйств, а проникновение составляет 73%.
Следует отметить, что наибольший рост абонентов цифрового
телевидения происходил
в сегментах спутникового телевидения и IP-телевидения.
IP-телевидение, относительно новый вид телевидения (англ. Internet Protocol Television) - технология цифрового телевидения в сетях передачи
контента по протоколу IP.
Успех IP-телевидения состоит в относительной дешевизне
услуги по сравнению
с другими технологиями платного телевидения, а также независимостью от сетей фиксированной связи и доступностью на территории всей страны.
Так, за период 2012-2014 гг. темп роста
абонентской базы спутникового телевидения составил 30%. Абонентская база IP-телевидения за тот же период увеличилась в 1,7 раза.
Также
среди очевидных преимуществ IP- телевидения возможность предоставления услуги
«видео-по- запросу» и доступа к интерактивным сервисам. Лидерами на рынке IP-телевидения в настоящее время являются операторы «Ростелеком», «ВымпелКом» и МТС.
По данным компаний, занимающихся проектированием и продажей
технологий для спутникового и эфирного телевидения [], самым сильным конкурентом для эфирного
телевидения является спутниковый интернет, предоставляемый компанией «Триколор». Так, в марте 2013 года оператор имел абонентскую базу в 12,4 миллиона домохозяйств, а к началу 2014 года суммарная абонентская база перешла рубеж 14,5 миллионов домохозяйств, а это 43,5 миллионов пользователей, т.е. треть России. К 2017 году компания стремится выйти на цифру в 20 миллионов
домохозяйств. Большинство новых абонентов придут из частного сектора. Учитывая,
что сельское население
России в 2010 году составляло 37,5 миллионов
человек, можно предположить, что к намеченному сроку большинство людей в частных
домах будут смотреть Триколор. А ведь кроме Триколора существуют и другие операторы, в сумме дающие около 2 миллионов домохозяйств.
Такие
прогнозы дают основание
полагать, что ежегодно абонентская база эфирного телевидения в разрезе домохозяйств будет падать на несколько миллионов.
Следует отметить, что темпы роста абонентской базы кабельного телевидения существенно ниже, чем в прочих сегментах платного
телевидения. В сегменте
кабельного телевидения происходит активная трансформация, связанная
с модернизацией сетей операторами и переходом на технологию DVB-C (стандарт цифрового телевидения по кабелю), которая
позволяет предоставлять услугу цифрового телевидения с дополнительной возможностью доступа к таким сервисам,
как «видео по запросу», catch-up-ТВ (возможность просмотра телепередач спустя
некоторое время после их выхода
в телевизионный эфир),
и прочим.
Список литературы
1. Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации
на 2009-2015 годы»
2.
www.web.json.ru Прогноз развития
цифрового эфирного телевидения в России 2011-2015гг.
3.
www. satworld.ru