Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АБОНЕНТСКОЙ БАЗЫ ЦИФРОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РФ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

    Специалисты в области передачи телевизионного контента выделяют три основные технологии: эфирную, по кабелю и спутниковую [3].

Эфирная - подразумевает передачу радиосигналов с наземных ретрансляционных центров по воздуху на групповую либо индивидуальную антенну абонента. Такая передача может быть как аналоговой, так и цифровой. Передача по кабелю объединяет множество различных технологий, начиная от обычного аналогового сигнала и заканчивая SMART TV. Основной принцип - применение кабеля, который передаѐт электрический сигнал от специализированной головной станции, ядра или вышестоящего оператора (контент-провайдера).

   Спутниковое телевидение также оперирует радиосигналом, но его источником являются не наземные центры, а спутники. Спутниковый сигнал в настоящее время исключительно цифровой.

    Согласно федеральной целевой программе [1] приоритетным направлением развития российского телевидения является перевод наземного эфирного телевизионного вещания с аналогового формата на цифровой.

    Цифровое эфирное телевидение представляет собой технологию передачи телевизионного изображения и звука при помощи цифрового кодирования видеосигнала и сигнала звука с использованием цифровых каналов. Преимуществом цифрового телевидения, по сравнению с аналоговым, является доставка сигнала с минимальными потерями, так как изображение и звук цифрового сигнала не подвержены влиянию внешних факторов.

   Помимо технических достоинств цифровое эфирное телевидение обеспечивает интерактивность (обратную связь со зрителем), которая включает социальные опросы, голосование в конкурсах, образовательные программы и многое другое.

   Очевидно, что за цифровым эфирным телевидением будущее. Переход на цифровое эфирное вещание идет во многих странах мира. В 2010 году цифровая эфирная трансляция началась и в России. Особенность России в ее крупнейших географических рамках. Жители многих самых отдаленных и малонаселенных уголков этих регионов, где раньше число каналов было ограничено несколькими программами, теперь смогут принимать 10 телеканалов в хорошем качестве. К концу 2015 года планируется охватить цифровым эфирным телевидением все население Российской Федерации. В настоящее время перечень бесплатных цифровых телевизионных каналов, расширился до 20.

   Такой высокий темп внедрения цифрового телевидения в РФ тесно связан с необходимостью изучения вопроса о формировании абонентской базы, как важнейшей составляющей передачи телевизионного контента.

   Абонентская база - это совокупность пользователей услуг связи для целей  телевизионного вещания, поставщиком которых выступает оператор, предоставляющий возможность просмотра большого числа эфирных и неэфирных каналов.

   По оценкам аналитиков [2], большая часть абонентской базы цифрового телевидения принадлежит спутниковым операторам. С первого полугодия 2014 года по 2018 год планируется плавное увеличение (в 1,3 раза), в то время как сегмент IP-телевидения увеличится в 1,7 раза. Наибольший рост продемонстрирует цифровое кабельное телевидение, его абонентская база к 2018 году увеличится в 3 раза.

    Рост абонентской базы цифрового телевидения в России продолжится. К 2018 году количество абонентов увеличится до 36,0 млн., а проникновение услуги платного телевидения достигнет 66%. Доля абонентов цифрового телевидения в общей абонентской базе платного телевидения увеличится с 60% в первой половине 2014 года  на 19 процентных пунктов до  79% к концу 2018 года.  Результаты аналитических исследований динамики абонентской базы приведены на Рисунке 1 [2].   



   Потенциальная база цифрового эфирного телевидения составляет 22 млн. домохозяйств. Планируется, что акцент абонентов будет смещаться в пользу аналогового эфирного и социального малоканального телевидения, т.к. потенциальную базу цифрового эфирного телевидения пополнят платежеспособные абоненты, проживающие в городах, которые будут располагать большим количеством телевизоров в доме и подключать второй и последующие телевизоры к бесплатному эфирному сигналу.

   Одним из факторов, оказывающих влияние на аудиторию цифрового телевидения в России, является уровень развития рынка платного телевидения. Российский рынок платного телевидения является одним из самых крупных в мире: по итогам первого полугодия 2014 года он насчитывает 37,1 млн. домохозяйств, подключенных к технологиям кабельного, спутникового и IP-телевидения, в США, где внедрение цифрового телевидения началось намного раньше, абонентская база платного телевидения составляет 100 млн. домохозяйств при проникновении услуги на уровне 84%, а в Польше - 11,4 млн. домохозяйств, а проникновение составляет 73%.

    Следует отметить, что наибольший рост абонентов цифрового телевидения происходил в сегментах спутникового телевидения и IP-телевидения.

    IP-телевидение, относительно новый вид телевидения (англ. Internet Protocol Television) - технология цифрового телевидения в сетях передачи контента по протоколу IP.

   Успех IP-телевидения состоит в относительной дешевизне услуги по сравнению с другими технологиями платного телевидения, а также независимостью от сетей фиксированной связи и доступностью на территории всей страны. Так, за период 2012-2014 гг. темп роста абонентской базы спутникового телевидения составил 30%. Абонентская база IP-телевидения за тот же период увеличилась в 1,7 раза.

   Также среди очевидных преимуществ IP- телевидения возможность предоставления услуги «видео-по- запросу» и доступа к интерактивным сервисам. Лидерами на рынке IP-телевидения в настоящее время являются операторы «Ростелеком», «ВымпелКом» и МТС.

   По данным компаний, занимающихся проектированием и продажей технологий для спутникового и эфирного телевидения [], самым сильным конкурентом для эфирного телевидения является спутниковый интернет, предоставляемый компанией «Триколор». Так, в марте 2013 года оператор имел абонентскую базу в 12,4 миллиона домохозяйств, а к началу 2014 года суммарная абонентская база перешла рубеж 14,5 миллионов домохозяйств, а это 43,5 миллионов пользователей, т.е. треть России. К 2017 году компания стремится выйти на цифру в 20 миллионов домохозяйств. Большинство новых абонентов придут из частного сектора. Учитывая, что сельское население России в 2010 году составляло 37,5 миллионов человек, можно предположить, что к намеченному сроку большинство людей в частных домах будут смотреть Триколор. А ведь кроме Триколора существуют и другие операторы, в сумме дающие около 2 миллионов домохозяйств.

   Такие прогнозы дают основание полагать, что ежегодно абонентская база эфирного телевидения в разрезе домохозяйств будет падать на несколько миллионов.

   Следует отметить, что темпы роста абонентской базы кабельного телевидения существенно ниже, чем в прочих сегментах платного телевидения. В сегменте кабельного телевидения происходит активная трансформация, связанная с модернизацией сетей операторами и переходом на технологию DVB-C (стандарт цифрового телевидения по кабелю), которая позволяет предоставлять услугу цифрового телевидения с дополнительной возможностью доступа к таким сервисам, как «видео по запросу», catch-up-ТВ (возможность просмотра телепередач спустя некоторое время после их выхода в телевизионный эфир), и прочим.

 

Список литературы

1.     Федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской  Федерации на 2009-2015 годы»

2.     www.web.json.ru Прогноз развития цифрового эфирного телевидения в России 2011-2015гг.

3.     www. satworld.ru