17 февраля 2018г.
Темой исследования статьи является влияния нематериальных активов на стоимость компании. Исследование проводится в рамках подготовки выпускной квалификационной работы и комплексной темы научных исследований: “Гармонизация Финтеха, стоимостной оценки активов и корпоративных финансов.”
На первом этапе исследования видится обоснованным решение следующих задач:
1. оценить актуальность темы и практическую востребованность потенциальных результатов
2. определить разработанность темы
3. выделить особенности нма как объектов стоимостной оценки и их место в структуре активов компании.
На сегодняшний день известно множество экономических систем. Они находятся в постоянном движении и на смену одной экономической системы приходит другая. Наибольший интерес в рамках рассматриваемой проблемы представляет информационный подход. В данном подходе на основе уровня развития техники выделяют три типа общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.
Если на первых двух этапах экономика была ориентирована непосредственно на материальные активы и на конечный продукт, то в постиндустриальном обществе в ходе научно-технической революции наука превращается в производительную силу. Ориентиром для создания экономики становятся информационные и организационные системы, знания, конкурентоспособность – нематериальные, неосязаемые активы.
С приходом 4 научно-технической революции появился новый тип экономик - цифровой. Основой цифровой экономики является – информационная инфраструктура. В связи с этим все большее число компаний вкладывает инвестиции в нематериальные активы (нма).
Феномен нематериальных активов давно перерос сферу бизнеса, превратившись в составной элемент международной конкуренции.
Несколько лет назад материальные активы были основным фактором стоимости компании, в то время как нематериальные активы были небольшим компонентом корпоративной ценности, в значительной степени считающейся отражением ценности брендов.
Сегодня это уже не так. Нематериальные активы выросли от заполнения 20% корпоративных балансов до 80% [3], что в значительной степени связано с расширяющимся характером и растущим значением нематериальных активов, представленных интеллектуальным капиталом, исследованиями, разработками и т.д.
Так, по отчётам компании Ocean Tomo, которая предоставляет финансовые продукты и услуги, связанные с интеллектуальной собственностью 500 акционерных компании США, имеющих наибольшую капитализацию, к 2015 году имели 87 % нематериальных активов.
В сфере НИОКР на глобальном уровне сложилось четыре главных игрока – США (35% мировых
расходов на НИОКР), Европейский Союз (24%),
Япония и Китай (примерно
по 12%).[3] В то время как в России доля нематериальных активов в компаниях
значительно меньше. Так, доля мировых
расходов на НИОКР
в РФ составляет 1-2%.[3]
В связи
с этим актуальной
является проблема выявления зависимости стоимости компании от нма в целях повышения
конкурентоспособности компании в
условиях четвертой
промышленной революции.
Исследованиями в данной области занимаются как зарубежные, так и российский
учёные. Среди них можно выделить следующих: доктор экономических наук Федотова М.А. с работой “Нематериальные активы и интеллектуальной собственность корпорации: оценка и управления, в которой
рассматриваются актуальные проблемы идентификации стоимостной оценки нематериальных активов и интеллектуальной стоимости, и их влияние нас стоимость
компании”, Прокопьева Ю.В. кандидат экономических наук, которая в свой работе
“Методическое обеспечение применения аналитических процедур в процессе
аудиторской проверки
нематериальных активов”, выявила причины не желания со стороны
управляющих российских компаний отражать нематериальные активы на балансе, Дамодоран А., который прежде всего внёс вклад в развитие оценочной деятельности и также в своей работе “Нематериальные активы:
оценка товарных знаков, операционной гибкости и патентов
”, обосновал важность
нематериальных активов в оценке
стоимости компании.
Таким образом, тема нематериальных активов и их влияния
на стоимость компании представляет огромный
интерес и активно исследуется как
в зарубежных странах, так
и в
России
Перейдём к рассмотрению нематериальных активов.
Понятие нематериальных активов закреплено лишь в МСФО 38 “Нематериальные активы”, где нма –идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий
физической формы.[8]
В ПБУ 14/2007 и НК РФ ст. 257 к нематериальным активам относятся активы не имеющие вещественной
формы, которые способны приносить организации
экономические выгоды в будущем (доход),
используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение
длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев)
[1] и наличие документов (патенты, свидетельства и другие охранные документы)
Однако если рассматривать национальные стандарты бухгалтерского учёта GAAP US, то в учёте нематериальных активов можно встретить некоторые отличия.
Так, в стандартах GAAP допускается существование нма меньше чем 12 месяцев [1]. Также говорится, что если у предприятия есть намерение продать актив после использования,
то его
можно отнести к нематериальным.[1] В российской отчётности рекомендуется учитывать такой актив отдельно, чтобы при
трансформации его можно было легко выделить.
В ПБУ необходимым условием является отделимость актива от другого имущества, американскими стандартами это не рассматривается как препятствие для их признания
нематериальными. Так, п. В37 SFAS № 142 допускает существование
НМА, которые
не могут
быть
отделены
от
другого имущества (производственный
процесс, имеющийся на предприятии, квалификацию
работников). [1]
В связи с этим у компании существуют проблемы с учётом и идентификацией нематериальных активов.
Все активы компании можно подразделить на монетарные и немонетарные активы. НМА – это немонетарные активы, ценности, принадлежащие юридическим лицам ценности, не имеющих физической формы, но обладающие определённой стоимостью.[5] В российской
практике выделяют 4 основных
вида нематериальных активов: объекты интеллектуальной собственности (товарный
знак, базы
данных,
авторские права и т.д.), отложенные затрат, состоящие из затрат организации на протяжении её создания и до момента проведения
регистрации, правила пользования природными ресурсами, деловая репутация.[6] Также
встречается классификация активов: идентифицируемые и неидентифицируемые. Вторые в свою очередь подразделяются на неотделимые от предприятия и неотделимые от индивидуума. К первым относятся
гудвил, ноу-хау, лицензии, патенты, франшизы и т.д. Вторые
– личная репутация работника, личные профессиональные качества индивидуумов и т.д.
Как уже было ранее сказано
деловая репутация (гудвилл) относится к неидентифицируемым и не отделимым
от предприятия нематериальным активом. По МСФО ( №22 “Объединение компаний”) деловая репутация определяется как разница между ценой предприятия и справедливой стоимостью всех его активов. [7]
Если рассматривать гудвилл со стороны структуры активов компании, то весь имущественный комплекс компании, в который включены
материальные и нематериальные активы, в совокупности с синергетическим эффектом представляют деловую
репутацию компании.
В связи с этим, в целях оценки стоимости
компании гудвилл представляется одним из самых важных активов компании.
Таким образом, в эпоху новой четвертой
революции нематериальные активы представляют интерес как для управляющих компаний, так и для учёных.
Все больше и больше компаний как зарубежных, так и российских
для поддержания конкурентоспособности
инвестируют в нематериальные активы. Изучение
нма направлено на определения способов и методов их оценки и выявления их влияние на стоимость компании. В рамках оценки стоимости компании особое внимание среди нематериальных активов уделяется деловой репутации, поскольку гудвилл не существует отдельно от компании, влияет на имущественный комплекс в процессе
его эксплуатации и согласно
нормам бухгалтерского законодательства возникает лишь в связи с приобретением компании как имущественного комплекса. Дальнейшее исследование в рамках нематериальных активов и их влияния
на стоимость компании будет представлено в последующих публикациях.
Список литературы и источников
1.
Statement
of financial accounting standard №142 Goodwill and other intangible assets
2.
Консультант плюс НК РФ ст. 275 Порядок
определения стоимости амортизируемого имущества - http://www.consultant.ru
3.
Christoher P. How intangible
assets are
affecting company value in
the
stock market - https://www.forbes.com
4. Annual Study of Intangible Asset Market Value from Ocean Tomo, LLC - http://www.oceantomo.com
5. Экономический словарь - http://btimes.ru
6.
Бурмистров Д. Виды нематериальных активов и их классификация - http://dburmistrov.ru
7. Гудвилл в соответствии МСФО - https://www.ippnou.ru
Журнал и практические разработки по МСФО - https://finotchet.ru