Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2018г.

Темой исследования статьи является влияния нематериальных активов на стоимость компании. Исследование проводится в рамках подготовки выпускной квалификационной работы и комплексной темы научных исследований: “Гармонизация Финтеха, стоимостной оценки активов и корпоративных финансов.”

На первом этапе исследования видится обоснованным решение следующих задач:

1. оценить актуальность темы и практическую востребованность потенциальных результатов

2. определить разработанность темы

3.   выделить особенности нма как объектов стоимостной оценки и их место в структуре активов компании.

На сегодняшний день известно множество экономических систем. Они находятся в постоянном движении и на смену одной экономической системы приходит другая. Наибольший интерес в рамках рассматриваемой проблемы представляет информационный подход. В данном подходе на основе уровня развития техники выделяют три типа общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

Если на первых двух этапах экономика была ориентирована непосредственно на материальные активы и на конечный продукт, то в постиндустриальном обществе в ходе научно-технической революции наука превращается в производительную силу. Ориентиром для создания экономики становятся информационные и организационные системы, знания, конкурентоспособность – нематериальные, неосязаемые активы.

С приходом 4 научно-технической революции появился новый тип экономик - цифровой. Основой цифровой экономики является – информационная инфраструктура. В связи с этим все большее число компаний вкладывает инвестиции в нематериальные активы (нма).

Феномен нематериальных активов давно перерос сферу бизнеса, превратившись в составной элемент международной конкуренции.

Несколько лет назад материальные активы были основным фактором стоимости компании, в то время как нематериальные активы были небольшим компонентом корпоративной ценности, в значительной степени считающейся отражением ценности брендов.

Сегодня это уже не так. Нематериальные активы выросли от заполнения 20% корпоративных балансов до 80% [3], что в значительной степени связано с расширяющимся характером и растущим значением нематериальных активов, представленных интеллектуальным капиталом, исследованиями, разработками и т.д.

Так, по отчётам компании Ocean Tomo, которая предоставляет финансовые продукты и услуги, связанные с интеллектуальной собственностью 500 акционерных компании США, имеющих наибольшую капитализацию, к 2015 году имели 87 % нематериальных активов.




В сфере НИОКР на глобальном уровне сложилось четыре главных игрока – США (35% мировых расходов на НИОКР), Европейский Союз (24%), Япония и Китай (примерно по 12%).[3] В то время как в России доля нематериальных активов в компаниях значительно меньше. Так, доля мировых расходов на НИОКР в РФ составляет 1-2%.[3]

В связи с этим актуальной является проблема выявления зависимости стоимости компании от нма в целях повышения конкурентоспособности компании в условиях четвертой промышленной революции.

Исследованиями в данной области занимаются как зарубежные, так и российский учёные. Среди них можно выделить следующих: доктор экономических наук Федотова М.А. с работой “Нематериальные активы и интеллектуальной собственность корпорации: оценка и управления, в которой рассматриваются актуальные проблемы идентификации стоимостной оценки нематериальных активов и интеллектуальной стоимости, и их влияние нас стоимость компании”, Прокопьева Ю.В. кандидат экономических наук, которая в свой работе “Методическое обеспечение применения аналитических процедур в процессе аудиторской проверки нематериальных активов”, выявила причины не желания со стороны управляющих российских компаний отражать нематериальные активы на балансе, Дамодоран А., который прежде всего внёс вклад в развитие оценочной деятельности и также в своей работе “Нематериальные активы: оценка товарных знаков, операционной гибкости и патентов ”, обосновал важность нематериальных активов в оценке стоимости компании.

Таким образом, тема нематериальных активов и их влияния на стоимость компании представляет огромный интерес и активно исследуется как в зарубежных странах, так и в России

Перейдём к рассмотрению нематериальных активов.

Понятие нематериальных активов закреплено лишь в МСФО 38 “Нематериальные активы”, где нма –идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий физической формы.[8]

В ПБУ 14/2007 и НК РФ ст. 257 к нематериальным активам относятся активы не имеющие вещественной формы, которые способны приносить организации экономические выгоды в будущем (доход), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) [1] и наличие документов (патенты, свидетельства и другие охранные документы)

Однако если рассматривать национальные стандарты бухгалтерского учёта GAAP US, то в учёте нематериальных активов можно встретить некоторые отличия.

Так, в стандартах GAAP допускается существование нма меньше чем 12 месяцев [1]. Также говорится, что если у предприятия есть намерение продать актив после использования, то его можно отнести к нематериальным.[1] В российской отчётности рекомендуется учитывать такой актив отдельно, чтобы при трансформации его можно было легко выделить.

В ПБУ необходимым условием является отделимость актива от другого имущества, американскими стандартами это не рассматривается как препятствие для их признания нематериальными. Так, п. В37 SFAS № 142 допускает  существование НМА, которые не могут быть  отделены от другого имущества (производственный процесс, имеющийся на предприятии, квалификацию работников). [1]

В связи с этим у компании существуют проблемы с учётом и идентификацией нематериальных активов.

Все активы компании можно подразделить на монетарные и немонетарные активы. НМА – это немонетарные активы, ценности, принадлежащие юридическим лицам ценности, не имеющих физической формы, но обладающие определённой стоимостью.[5] В российской практике выделяют 4 основных вида нематериальных активов: объекты интеллектуальной собственности (товарный знак, базы данных, авторские права и т.д.), отложенные затрат, состоящие из затрат организации на протяжении её создания и до момента проведения регистрации, правила пользования природными ресурсами, деловая репутация.[6] Также встречается классификация активов: идентифицируемые и неидентифицируемые. Вторые в свою очередь подразделяются на неотделимые от предприятия и неотделимые от индивидуума. К первым относятся гудвил, ноу-хау, лицензии, патенты, франшизы и т.д. Вторые – личная репутация работника, личные профессиональные качества индивидуумов и т.д.

Как уже было ранее сказано деловая репутация (гудвилл) относится к неидентифицируемым и не отделимым от предприятия нематериальным активом. По МСФО ( №22 “Объединение компаний”) деловая репутация определяется как разница между ценой предприятия и справедливой стоимостью всех его активов. [7]

Если рассматривать гудвилл со стороны структуры активов компании, то весь имущественный комплекс компании, в который включены материальные и нематериальные активы, в совокупности с синергетическим эффектом представляют деловую репутацию компании.

В связи с этим, в целях оценки стоимости компании гудвилл представляется одним из самых важных активов компании.

Таким образом, в эпоху новой четвертой революции нематериальные активы представляют интерес как для управляющих компаний, так и для учёных. Все больше и больше компаний как зарубежных, так и российских для поддержания конкурентоспособности инвестируют в нематериальные активы. Изучение нма направлено на определения способов и методов их оценки и выявления их влияние на стоимость компании. В рамках оценки стоимости компании особое внимание среди нематериальных активов уделяется деловой репутации, поскольку гудвилл не существует отдельно от компании, влияет на имущественный комплекс в процессе его эксплуатации и согласно нормам бухгалтерского законодательства возникает лишь в связи с приобретением компании как имущественного комплекса. Дальнейшее исследование в рамках нематериальных активов и их влияния на стоимость компании будет представлено в последующих публикациях.

Список литературы и источников

 

1.       Statement of financial accounting standard №142 Goodwill and other intangible assets

2.       Консультант плюс НК РФ ст. 275 Порядок определения стоимости амортизируемого имущества - http://www.consultant.ru

3.       Christoher  P.  How  intangible  assets  are  affecting  company  value  in  the  stock  market  - https://www.forbes.com

4.       Annual Study of Intangible Asset Market Value from Ocean Tomo, LLC - http://www.oceantomo.com

5.       Экономический словарь - http://btimes.ru

6.         Бурмистров Д. Виды нематериальных активов и их классификация - http://dburmistrov.ru

7.       Гудвилл в соответствии МСФО - https://www.ippnou.ru

Журнал и практические разработки по МСФО - https://finotchet.ru