Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Ремонтно-техническое обслуживание сельскохозяйственного производства занимает одно из важнейших мест в системе агропромышленного комплекса, так как, только применяя высокопроизводительную и надёжную технику можно добиться высоких результатов в сельском хозяйстве.

Одновременно, рациональная организация ремонтно-технического обслуживания средств механизации и автоматизации ферм и комплексов молочного скотоводства является одним из важнейших внутренних резервов динамичного развития отрасли. Совершенствование организации и размещения агросервиса необходимо в связи с развивающимся рынком средств производства, работ и услуг, дефицитом и дороговизной материально- технических средств. При совершенствовании инженерно-технического обеспечения АПК в области следует исходить из стоящих перед сервисом конечных задач.

Конечная цель всех звеньев инженерно-технического обеспечения АПК состоит в повышении уровня его механизации и электификации, уровня готовности и эффективности использования сельскохозяйственной техники, в снижении затрат на содержание средств механизации [3].

Поскольку структура организации технического сервиса, существовавшая ранее не удовлетворяет современным потребностям в обслуживании и ремонте, необходимо разработать новую структуру организации технического сервиса в области.

Наиболее удовлетворяет всем потребностям сельского хозяйства иерархическая структура организации технического сервиса. Нетрудно убедиться, что при формировании иерархических структур осуществляется не только формальная процедура разбиения исходной системы, но и обеспечивается тем или иным способом целостность, относительная самостоятельность выделяемых подсистем.

На вершине иерархической структуры стоит областной информационный центр. Он создается при министерстве сельского хозяйства области и непосредственно ему подчиняется. Областной информационный центр является координатором работы всей системы технического обслуживания области. В информационный центр стекаются информационные потоки от всех звеньев структуры. Звеньями второго уровня являются межрайонные сервисные центры, располагаемые в крупных населенных пунктах области и обслуживающие несколько районов области. Это крупные предприятия, выполняющие весь спектр услуг по ремонту и обслуживанию сельхоз техники. На третьей ступени иерархии стоят районные сервисные центры, обслужи- вающие конкретный район или хозяйство. На четвертом уровне иерархии находятся владельцы сельскохозяйственной техники.

Графически иерархическая структура организации технического сервиса представлена на Рисунке 1.


В данной схеме упразднен областной сервисный центр как отдельный уровень иерархии. Дополнительный уровень иерархии снижал бы качество управления всей системой, уменьшал взаимосвязь между верхними и нижними уровнями структуры. Кроме того, не имеется существенных различий в выполняемых функциях между областным и межрайонными сервисными центрами. Областной сервисный центр по-прежнему будет выполнять роль посредника в распределении ресурсов, но не будет принимать участия в решении распределения ресурсов, этими проблемами будет занимать информационный центр индивидуально для каждого предприятия.

В современных условиях целесообразно организовывать агросервис по территориальному принципу размещения, максимально привлекая его первичные звенья близкого радиуса действий, чтобы совместно использовать технику и другие средства производства, обеспечивать качественный и оперативный их ремонт, техническое обслуживание [3]. Всем условиям отвечают машинно-технологические станции, которые создаются на базе аргосервисных подразделений крупных хозяйств и районных ремонтно-технических предприятий.

Поскольку ранее в Оренбургской области функционировало большое количество МТС, около 49 станций, то, с точки зрения уменьшения затрат на размещение, эффективно размещать районные сервисные центры на базе ранее существовавших МТС.

Ниже приведено краткое описание функций, выполняемых звеньями структуры.

Областной информационный центр занимается вопросами координации и организации эффективного управления развитием и функционированием всей системы технического сервиса области. Для выполнения указанных функций используется большое количество математических методов оптимизации, размещения, планирования, прогноза и многих других. В задачи информационного центра также входит сбор и обработка статистических данных, поступающих от других звеньев технического сервиса области. Информационный центр решает проблемы со снабжением необходимыми ресурсами предприятий технического сервиса, занимается задачами оперативного управления.

Зональные сервисные центры могут выполнять функции районных сервисных центров, но их основной задачей является устранение поломок высокой категории сложности, ремонтов, связанных с заменой функциональных частей техники. Следует отметить, что задачи районных сервисных центров в данных сервисных центрах выполняются с меньшими издержками на ремонт, то есть в более короткие сроки и по меньшей стоимости, но, из-за высокой удаленности, выполнение мелкого ремонта в межрайонных сервисных центрах может быть не выгодно из-за высоких издержек на транспортировку техники к месту ремонта.

Районные сервисные центры выполняют мелкий текущий ремонт техники, плановое техническое обслуживание. На базе районных сервисных центров во время активных полевых работ могут организовываться выездные ремонтные бригады, выполняющие срочный ремонт техники прямо на месте поломки с целью наиболее эффективного использования техники и снижения расходов на ее содержание.

Владельцы техники в сельскохозяйственных организациях эксплуатируют имеющийся парк техники и, в случае поломок или необходимости технического обслуживания, обращаются в сервисные центры по ремонту техники.

Количество, размер и места расположения зональных и районных сервисных центров определяется в зависимости от количества и распределения техники по районам, обеспеченности техническими и людскими ресурсами, затратами на размещение и функционирование сервисных центров.

Основными принципами успешного создания и функционирования системы инженерно-технических услуг являются: взаимная выгодность услуг для их потребителей и производителей; право выбора потребителем места, формы и способа обслуживания; соответствие цены на услугу ее объему, качеству и сроку выполнения. Схема информационных потоков между элементами системы технического сервиса представлена на Рисунке 2.


Построение сети технического сервиса оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе транспортировки техники в сервисные центры, а через них и на конечную стоимость ремонта [2].

Рассмотрим модель организации системы технического сервиса, представленную на Рисунке 3.


Допустим, что на определенной территории имеется некоторое количество владельцев сельскохозяйственной техники. На рисунке 3 представлено три варианта организации распределения: с помощью одного, двух или пяти сервисных центров (соответственно, Рисунки а, б и в).

Очевидно, что в случае принятия варианта (а) транспортные расходы по доставке техники в сервисные центры будут наибольшими. Вариант (в) предполагает наличие распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения техники. В этом случае транспортные расходы на транспортировку будут минимальными. Однако появление в системе технического сервиса пяти дополнительных предприятий увеличивает расходы на размещение, предприятий. Не исключено, что дополнительные затраты в этом случае могут значительно превысить экономический выигрыш, полученный от сокращения расходов на транспортировку техники. Поэтому, возможно, что предпочтительнее окажется вариант (б), согласно которому район обслуживается двумя предприятиями [5].

Очевидно, при изменении количества складов в системе сервиса часть издержек, связанных с функционирования системы технического сервиса, возрастает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска оптимального количества сервисных центров.

Ниже проведен анализ зависимость издержек каждого вида от количества складов.

4)      Зависимость величины затрат на транспортировку от количества сервисных центров. Стоимость доставки техники в сервисные центры для ремонта с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокращения пробега транспорта. При сравнении Рисунков 3а, 3б и 3в очевидно, что суммарная длина расстояний с увеличением количества складов резко сокращается. Графически характер зависимости этой составляющей издержек от количества сервисных центров показан на Рисунке 4.

5)    Зависимость затрат на содержание сервисных центров от количества складов в системе распределения. На рисунке 3а обслуживание всех потребителей осуществляется одним предприятием. Увеличивая число предприятий, мы тем самым сокращаем зону обслуживания каждого из них. Так, при переходе к модели обслуживания, представленной на Рисунке 3в зона, обслуживаемая одним предприятием, уменьшается примерно в шесть раз. Сокращение зоны обслуживания влечет за собой и сокращение затрат на содержание. Однако затраты сокращаются, как правило, не столь быстро, как зона обслуживания. Причин тому может быть несколько. Например, необходимость наличия резервных ремонтных ресурсов. В модели с одним предприятием резервные ресурсы необходимо иметь в одном месте. Увеличение числа сервисных центров влечет за собой тиражирование резервных ресурсов, то есть, создавая шесть предприятий, необходимо в каждом из них создать резервный ресурс. В результате суммарный запас во всех шести предприятиях возрастет по сравнению с запасом в распределительной системе с одним центральным складом. Графически характер зависимости затрат на содер- жание предприятий от количества складов в системе технического сервиса представлен на Рисунке 5.


3)    Зависимость затрат, связанных с размещением от количества предприятий. Очевидно, что затраты на размещение предприятий минимальны на Рисунке 3а. С ростом числа предприятий увеличиваются и затраты на размещение. Но затраты на размещения увеличиваются не пропорционально числу предприятий. Это связано с тем что с увеличением числа предприятий уменьшается зона их обслуживания, и, следовательно, уменьшается размер самих предприятий и затрат на их размещение. Графически характер зависимости затрат на размещение предприятий от количества складов в системе технического сервиса представлен на Рисунке 6.

Зависимость совокупных затрат на функционирование системы технического сервиса от количества входящих в нее предприятий, полученная путем сложения всех графиков, указанных в этом параграфе, приведена на Рисунке 7.


Абсцисса минимума кривой совокупных затрат даст нам оптимальное значение количества предприятий в системе технического сервиса.

 

Список литературы

1.     Батищев А.Н. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве/Батищев А.Н. Курчаткин В.В. Тараторкин В.М.//Academia,2011. –464c.

2.     Варнаков В.В., Стрельцов В.В., Попов В.Н., Карпенков В.Ф. Технический сервис машин сельскохозяйственного назначения. – М.: Колос, 2000. -256с.

3.     Зимин Н.Е. Конкурентный рынок в сфере технического сервиса. // Механизация и электрификация сельского хозяйства.1995. -№5-6.-С.8-10.

4.     Огородников П.И. Концептуальные аспекты эффективной работы сельскохозяйственной техники и служб техсервиса на базе информационных технологий. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004. -253 с.

5.     Цибирев А.А. Формирование экономических отношений в сфере ремонтно-технического обслуживания сельского хозяйства на базе ценности услуг. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием г.Курган – том II – с.177-179