Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Основные, законодательно закрепленные показатели эффективности работы таможенных органов, включают:

-скорость совершения таможенных операций и сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

-своевременность и полноту поступления таможенных платежей;

-эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

Данные показатели до настоящего времени имеют безусловный приоритет и корреспондируются с финансовыми показателями деятельности коммерческих предприятий и скоростью перемещения товаров лишь частично. Влияние скорости осуществления таможенных операций на собираемость таможенных платежей по существу на практике не оценивается, а применяемая методика расчета данного показателя базируется на выборочных статистических наблюдениях без связи с другими качественными показателями деятельности таможенных органов. Не оценивается и влияние скорости проведения таможенных операций на экономические результаты деятельности коммерческих организаций. Аналогичным образом обстоят дела и при оценке внедрения различных технических средств.

Вместе, с тем, анализ практики деятельности предприятий, занятых внешнеэкономической деятельностью показывает, что не только скорость проведения таможенных операций, но практически все принимаемые решения весьма существенным образом сказываются на деятельности коммерческих организаций, работающих на рынке таможенных услуг и на деятельность внешнеторговых компаний, являющихся потребителями как государственных, так и коммерческих таможенных услуг.

До настоящего времени отсутствует четко сформулированная система построения целевых показателей эффективности таможенного дела. Отсутствует и фундаментальная, системно разработанная научная база ее определения.

Экономическая теория позволяет сформулировать множество подходов к оценке экономической эффективности. Опираясь на имеющиеся теоретические подходы можно выделить следующие направления оценки эффективности:

1. В зависимости от масштаба и сложности взаимосвязей рассматриваемого объекта деятельности;

2. В зависимости от рациональности использования ресурсов (ресурсная эффективность);

3. В зависимости от характера объекта;

4. В зависимости от характера социально-экономических последствий;

5. В зависимости от кратности повторения;

6. По характеру воздействия факторов на результат

7. По способу определения;

Для оценки эффективности зарубежной и отечественной теорией и практикой применяется широкий арсенал критериев и показателей, который зависит как от характера объекта исследования, так и от используемого подхода к оценке эффективности. Различие в показателях в основном, определяется следующим:

-   какую хозяйственную систему мы рассматриваем глобальную или локальную;

-    что мы хотим измерить результат или воздействие условий (факторов) на какой-либо результирующий (критериальный) показатель;

-     как мы измеряем результат  деятельности в  абсолютных или относительных  величинах, одним или системой показателей;

-   как мы рассчитываем и оцениваем обобщающий результат напрямую или как интегрированную величину и т.д.

Учитывая  сложность  и  многогранность  системы  государственного  управления  и  регулирования, применение синтеза различных оценок, который позволяет сформировать интегрированную оценку деятельности организации на базе как стоимостных, так и нефинансовых показателей, отражающих ее деятельность, представляется вполне оправданным.

Данные оценки должны учитывать:

-   основные цели деятельности организации;

-степень достижения поставленных целей;

-   оценку потребности общества в предоставлении государственных услуг;

-   степень соответствия предоставляемых услуг требованиям потребителей по параметрам качества;

-   время на осуществление какого-либо процесса предоставления услуги;

-   ресурсные ограничения;

-   воздействие на экономические показатели эффективности.

Рассматривая возможности достижения поставленных целей, целесообразно исходить из предположения, что в процессе их достижения могут возникать различные противоречия и изменения параметров, что требует учета структурных аспектов в изменении целевых потребностей, организационно-институциональных и других изменений. Таким образом, предлагается рассматривать эффективность государственного управления как динамичную характеристику, которая отражает процесс изменений, требующий организации и управления. Оценка эффективности должна включать:

-   выбор системы показателей эффективности;

-   разработку стандартов (нормативов и процедур) эффективности;

-   измерение показателей эффективности;

-   сопоставление фактического состояния эффективности с требованиями стандартов;

-   разработку модели оценки текущего и целевого состояния системы.

Рассматривая таможенное дело в указанном контексте, необходимо сделать акценты на следующем. Понятие «таможенного дела» намного шире деятельности его структурных звеньев и представляет собой сложный комплекс отношений, связанных с обеспечением интересов государства, как во внешнеэкономических отношениях, так и при формировании экономического климата внутри страны. Результат его деятельности не является суммой результатов работы его отдельных подразделений.

Воздействие таможенного дела на экономические процессы намного многообразнее и выражается следующим образом.

1)   Напрямую:

-в виде непосредственного  воздействия на участников внешнеэкономической деятельности методами тарифного и нетарифного регулирования;

-   в обеспечении поступлений денежных средств в федеральный бюджет.

2)   Опосредованно:

-   через, формирование производственного и потребительского спроса;

-   расширение интеграционных связей;

-   защиту экономических интересов для производителей внутреннего рынка;

-   через создание благоприятных условий для бизнеса и т.д.

Другими словами, выражается в реализации таможенной политики, реализуемой в контексте соответствующей национальной политики. При этом особенно следует подчеркнуть, что таможенная политика действует не только на сферу внешнеторговых операций, но и на формирование внутреннего потребительского спроса, и на деятельность производителей на внутреннем рынке, создавая благоприятные условия для ведения бизнеса.

Таким образом, понятие таможенного дела можно трактовать как сложную многоуровневую систему, реализующую комплекс горизонтальных и вертикальных связей, нацеленных на достижение общенациональных интересов посредством воздействия на различные категории участников рынка как методами тарифного и нетарифного регулирования, так и посредством создания благоприятных условий для ведения бизнеса.

Такая трактовка таможенного дела, позволяют рассматривать его как органически взаимосвязанный единый системный комплекс, нацеленный на реализацию единых целей экономической политики государства. Внешнеэкономическая деятельность участников перемещения товаров через таможенную границу, которые являются объектом непосредственного воздействия таможенной политики, тем не менее, реализуется в контексте решения общеэкономических стратегических задач. Связь внешнеторговой деятельности с экономическими задачами государства реализуется через формирование равновесного спроса. Развитие международной торговли не требует строгого соответствия спроса на продукцию объему ее внутреннего производства и позволяет выровнять спрос и предложение за счет поставок товаров. Таким образом, международная торговля воздействует на производство, потребление и благосостояние внутри страны. Таможенные пошлины и налоги должны разрабатываться на основе научно-обоснованного подхода и должны быть увязаны с экономической ситуацией и перспективной стратегией развития экономики страны. Формирование оптимальных тарифных ставок, прибыль от улучшения условий торговли, перекроет потери, возникающие в связи с необходимостью увеличивать менее эффективное производство товаров из-за сокращения внутреннего потребления. Реализация национальных интересов и регулирование доступа на российский рынок различных групп товаров и услуг в условиях открытой экономики достаточно сложная задача.

Схема взаимосвязи таможенной политики и экономической стратегии государства показана на Рисунке 1.


Исходя из вышесказанного, представляется, что разработка системы оценки эффективности таможенного дела должна реализовываться в следующем порядке.

Первый этап - определение генеральных целей таможенной политики, которые имеют свою специфику в каждый данный момент времени.

Второй этап определение целевых групп субъектов воздействия таможенной политики.

Третий этап - организационное моделирование, когда строятся организационная и функциональная модели деятельности субъектов в сфере таможенного дела.

Четвертый этап - определение целевых показателей для оценки деятельности отдельных структурно- функциональных блоков.

Пятый этап - технологическое моделирование, когда определяются основные бизнес-процессы, реализуемые в процессе выполнения основных функций различными структурами, с учетом региональных аспектов развития и размещения объектов таможенной инфраструктуры.

Шестой этап – уточнение вертикальных и горизонтальных связей функционирования системы с разработкой взаимоувязанных по уровням системы целевых показателей.

Седьмой этап - определение потребностей в ресурсах для реализации поставленных задач и источников и финансирования деятельности в сфере таможенного дела.