Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ КАК ИНСТИТУТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Экономика Российской Федерации непрерывно претерпевает трансформацию механизмов ее функционирования. На сегодняшний день она представляет из себя широкий спектр рыночных институтов с хорошо развитыми корпоративными структурами.

Вопрос формирования корпоративного капитала получил широкое развитие в 90-х годах 20-го века. Это связано с развалом Советского Союза и как следствие массовой приватизацией государственной собственности, а также с переходом к рыночной экономике. В таких условиях начали формироваться первые институты корпоративного типа. В результате трансформации методов и форм государственного управления собственностью на базе органов государственного управления и государственных предприятий стали возникать новые коммерческие и не коммерческие предприятия.

Не смотря на то, что часть государственных корпораций начали свое формирование еще в начале 90-ых годов, принято считать что современная государственная корпорация начала свое существование примерно с 2007 года с созданием таких крупных госкорпораций как «Росатом», «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горно-климатического курорта, «Ростехнологии»,  «Фонд содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства». Их создание являлось попыткой сохранить и развить прорывные технологии и направления развития. Однако, не достаточная научная проработанность административных, экономических, правовых и социальных основ функционирования государственных корпораций в Российской Федерации негативно отразились на практическом использовании данного института в современной рыночной экономике.

Теоретические и практические основы исследования государственных корпораций и управления государственной собственностью широко представлены как зарубежными, так и российскими учеными: Р. Хэйлброннером, Дж. К. Гэлбрейтом, А.Г. Зельднером, Д. Сиселом, С.Д. Магилевским и другими.

Над вопросом создания эффективного управления государственной собственностью работали В. Биргасов, П. Бунич, В. Виноградова, Е. Гайдар, С. Глазьев, В. Куликов, А. Радыгин, Г. Явлинский, Е. Ясина и прочие деятели научного труда.

В своих работах ученые проводят глубокий анализ проблем функционирования государственной собственности в различных экономических условиях, а также рассматривают методы повышения эффективности систем государственного регулирования экономики.

Однако существует ряд не изученных или мало изученных проблем в данной сфере. Например, вопросы качественных критериев, определяющих размеры государственного сектора, проблема эффективного управления государственной собственностью, а также разработка качественных показателей эффективности данного управления, развитие системы стратегического планирования [1] и многие другие.

Опираясь на мировой опыт можно заключить, что институт государственных корпораций одинаково эффективно используется странами как с высоким, так и с низким уровнем вмешательства государства в экономику страны.

Российская государственная корпоративная структура не имеет аналогов в мире. Российским корпорациям предоставляются существенные возможности и преимущества.

Российская корпорация обладает следующими ключевыми параметрами:

1.     создается на основе специально государственного закона;

2.     отчитывается перед исполнительными органами федеральной власти;

3.     имущество корпорации находится под государственным контролем;

4.     обладает иерархической структурой;

5.     цель государственной корпорации не является коммерческой, т.е. не направлена на получение прибыли; До 2007 года госкорпорации создавались на стыке полномочий Центрального Банка РФ и Правительства РФ.

Исходя из анализа правовой основы рассматриваемого вопроса, госкорпорация это «...не имеющая членства не коммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций» [2].

Исходя из целей создания госкорпораций — это организации, созданные с целью управления государственным имуществом и реализации инвестиционных проектов в различных отраслях экономики посредством использования государственных ресурсов в реальном и финансовом секторах. Таким образом госкорпорации выступают в роли важного инструмента управления государственной собственности.

К основным негативным фактам воздействия госкорпораций на экономику РФ относят:

1)     не эффективное управление государственным имуществом;

2)     затягивание принятия инвестиционных решений;

3)     коррупция и не целевое расходование средств;

К причинам не эффективного функционирования госкорпораций стоит отнести:

1)     плохо     проработанное     правовое     обеспечение     деятельности     госкорпораций     (например      не сформулировано четкого определения прав собственности);

2)     отсутствие критериев оценки степени достижения установленных целей;

3)     отсутсвие средне- и долгосрочного планирования;

4)     отсутствие ответственности за не выполнение программ;

5)     отсутствие ответственности за несоответствие фактических значений показателей от целевых;

6)     отсутствие эффективных механизмов контроля; и многие другие.

В целях повышения эффективности государственных корпораций необходимо:

1)     повышение государственного контроля, в том числе за счет введения в наблюдательные советы корпораций представителей государства;

2)     контроль Счетной палаты за расходованием госсредств;

3)     привлечение частных инвесторов и разработка совместных проектов;

4)     выработка четких критериев эффективности госслужащих;

5)     повышение лояльности сотрудников;

6)     ликвидация госкорпораций с истекшим сроком функционирования.

 

 

Список литературы

1.     Красюкова Н.Л., Система стратегического планирования как важнейший инструмент развития регионов РФ // В сборнике: Экономика нового времени: теоретические аспекты и практическая реализация Сборник статей и тезисов докладов XIX Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 123-125.

2.     Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. От 28.11.2015) «О некоммерческих организациях»;

3.     Степанов В.А., Государственная корпорация как институт рыночной экономики: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. эконом. наук. /Степанов Виталий Андреевич; Московский гос. ун. Им М.В. Ломоносова. - Москва, 2010.