02 апреля 2016г.
Экономика Российской Федерации непрерывно претерпевает трансформацию механизмов ее функционирования. На сегодняшний день она представляет из себя широкий спектр рыночных институтов с хорошо развитыми корпоративными структурами.
Вопрос формирования корпоративного капитала получил широкое развитие в 90-х годах 20-го века. Это связано с развалом Советского Союза и как следствие массовой приватизацией государственной собственности, а также с переходом к рыночной экономике. В таких условиях начали формироваться первые институты корпоративного типа. В результате трансформации методов и форм государственного управления собственностью на базе органов государственного управления и государственных предприятий стали возникать новые коммерческие и не коммерческие предприятия.
Не смотря на то, что часть государственных корпораций начали свое формирование еще в начале 90-ых годов, принято считать что современная государственная корпорация начала свое существование примерно с 2007 года с созданием таких крупных госкорпораций как «Росатом», «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горно-климатического курорта, «Ростехнологии», «Фонд содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства». Их создание являлось попыткой сохранить и развить прорывные технологии и направления развития. Однако, не достаточная научная проработанность административных, экономических, правовых и социальных основ функционирования государственных корпораций в Российской Федерации негативно отразились на практическом использовании данного института в современной рыночной экономике.
Теоретические и практические основы исследования государственных корпораций и управления государственной собственностью широко представлены как зарубежными, так и российскими учеными: Р. Хэйлброннером, Дж. К. Гэлбрейтом, А.Г. Зельднером, Д. Сиселом, С.Д. Магилевским и другими.
Над вопросом создания эффективного управления государственной собственностью работали В. Биргасов, П. Бунич, В. Виноградова, Е. Гайдар, С. Глазьев, В. Куликов, А. Радыгин, Г. Явлинский, Е. Ясина и прочие деятели научного труда.
В своих работах ученые проводят глубокий анализ проблем функционирования государственной собственности в различных экономических условиях, а также рассматривают методы повышения эффективности систем государственного регулирования экономики.
Однако существует ряд не изученных или мало изученных проблем в данной сфере. Например, вопросы качественных критериев, определяющих размеры государственного сектора, проблема эффективного управления государственной собственностью, а также разработка качественных показателей эффективности данного управления, развитие системы стратегического планирования [1] и многие другие.
Опираясь на мировой опыт можно заключить, что институт государственных корпораций одинаково эффективно используется странами как с высоким, так и с низким уровнем вмешательства государства в экономику страны.
Российская государственная корпоративная структура не имеет аналогов в мире. Российским корпорациям предоставляются существенные возможности и преимущества.
Российская корпорация обладает следующими ключевыми параметрами:
1. создается на основе специально государственного закона;
2. отчитывается перед исполнительными органами федеральной власти;
3. имущество корпорации находится под государственным контролем;
4. обладает иерархической структурой;
5. цель государственной корпорации не является коммерческой, т.е. не направлена на получение прибыли; До 2007 года госкорпорации создавались на стыке полномочий Центрального Банка РФ и Правительства РФ.
Исходя из анализа правовой основы рассматриваемого вопроса, госкорпорация это «...не имеющая членства не коммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций» [2].
Исходя из целей создания госкорпораций — это организации, созданные с целью управления государственным имуществом и реализации инвестиционных проектов в различных отраслях экономики посредством использования государственных ресурсов в реальном и финансовом секторах. Таким образом госкорпорации выступают в роли важного инструмента управления государственной собственности.
К основным негативным фактам воздействия госкорпораций на экономику РФ относят:
1) не эффективное управление государственным имуществом;
2) затягивание принятия инвестиционных решений;
3) коррупция и не целевое расходование средств;
К причинам не эффективного функционирования госкорпораций стоит отнести:
1) плохо проработанное правовое обеспечение деятельности госкорпораций (например не сформулировано четкого определения прав собственности);
2) отсутствие критериев оценки степени достижения установленных целей;
3) отсутсвие средне- и долгосрочного планирования;
4) отсутствие ответственности за не выполнение программ;
5) отсутствие ответственности за несоответствие фактических значений показателей от целевых;
6) отсутствие эффективных механизмов контроля; и многие другие.
В целях повышения эффективности государственных корпораций необходимо:
1) повышение государственного контроля, в том числе за счет введения в наблюдательные советы корпораций представителей государства;
2) контроль Счетной палаты за расходованием госсредств;
3) привлечение частных инвесторов и разработка совместных проектов;
4) выработка четких критериев эффективности госслужащих;
5) повышение лояльности сотрудников;
6) ликвидация госкорпораций с истекшим сроком функционирования.
Список литературы
1. Красюкова Н.Л., Система стратегического планирования как важнейший инструмент развития регионов РФ // В сборнике: Экономика нового времени: теоретические аспекты и практическая реализация Сборник статей и тезисов докладов XIX Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 123-125.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. От 28.11.2015) «О некоммерческих организациях»;
3. Степанов В.А., Государственная корпорация как институт рыночной экономики: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. эконом. наук. /Степанов Виталий Андреевич; Московский гос. ун. Им М.В. Ломоносова. - Москва, 2010.