Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

   В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования в условиях рыночной экономики. Исследована специфика государственного регулирования в зарубежных странах. Проанализированы коэффициенты экономического неравенства населения, приведен их перечень. Выявлены ключевые проблемы государственного регулирования на современном этапе.

  Ключевые слова: государственное регулирование, муниципальное образование, социально-экономическое развитие, экономический рост.

   Современная экономическая теория имеет социальную направленность, сочетание рыночных и государственных механизмов, все более концентрируется на ее обосновании. С ростом объема общественных благ, повышения качества жизни населения и развитием местного самоуправления институциональная экономика стала более сложной, границы общественных и рыночных секторов экономики стали подвижными и гибкими, появляются новые различные формы их организационного взаимодействия. Особое значение имеет развитие экономики на уровне муниципальных образований, население которых является прямым потребителем общественных благ. Решение этой задачи предполагает использование как рыночных и общественных механизмов, так и взаимодействие государства, региона и муниципального образования.

   В конце XVII века начала развиваться система рыночного хозяйствования. Исторический опыт свидетельствует, что развитие рыночной экономики прошло через свободную конкуренцию, массовое производство, торговлю, постиндустриальное развитие. Экономическая теория развивалась в период возникновения различных научных взглядов и школ, связанных с формированием происходящих явлений и процессов. Первой формой вмешательства государства в экономику стал сбор налогов для обеспечения общественных нужд и изготовления денег, заменивших золото и обменные товары. Этих рычагов оказалось недостаточно, рынок периодически стали разрушать стихийные кризисы, выражающие неспособность рыночных процессов нормально развиваться и требующие постоянное вмешательство государства для их урегулирования. Отсутствие согласованности в действиях предпринимателей, диспропорции общественного производства и распределения, приводящие к перепроизводству и материальным потерям, требует их устранения.

   Рыночный процесс приводит к расслоению общества, разрушению системы управления государственной собственности в пользу частной. Что противоречит современным тенденциям развития общества. Государство в условиях рыночной экономики вынуждено проводить особую политику, направленную на ослабление социальных различий между слоями населения. Рыночная экономика соответственно подкрепляется социальной ориентацией на современном этапе развития государства, направленном на обеспечение жизненных интересов всего общества и социальных слоев населения.

   Институты органов власти страны, регионов, муниципальных образований следят за тем, чтобы часть прибыли предпринимателей, изымалась в виде налогов и направлялась на общие нужды территорий, помощь малоимущим слоям населения. Обозначая социальную роль, власть придает рыночной экономике общественную направленность, смягчая различия в жизненном уровне населения. Активность этой политики зависит от мировоззрения и практических целей, находящихся у власти политических партий, существующих в обществе местных традиций и моральных ценностей.

   Российский академик С.Ю. Глазьев  считает эффективным регулирование, ориентирующее свободных предпринимателей на общественно полезную деятельность, создающие условия для роста производства общественно полезных благ и самореализации граждан в созидательном творчестве и труде[10].

   Таким образом, вмешательство государства в экономику вызвано тем, что многие проблемы социально- экономического развития в современных усложняющихся условиях не будут решены с помощью рыночных механизмов. Необходимо государственное участие в стратегическом развитии страны, регионов, муниципальных образований, структурных преобразованиях, создании эффективных государственных институтов, а также для поддержания социальной справедливости, создания достойного пенсионного, медицинского обеспечения, культурного обслуживания населения.

   В мировой практике выделяют две группы развитых  стран: первая:–либеральные страны, с высоким уровнем материального богатства, которые способны выделять огромные финансы на поддержку малоимущего населения: США, Япония, Канада; вторая: – страны, специально ориентированные на социальную рыночную экономику, нацеленные на достижение высокого уровня качества жизни и социального согласия основной части населения: Германия, Швейцария, Швеция. В развитых странах наблюдается процесс постепенного сокращения разницы в уровнях доходов населения. Общество, достигая высоких результатов в экономическом развитии, получает различия в показателях благосостояния и уровня жизни населения, сохраняя высокие риски поддержания уровня благосостояния, достигнутого наиболее развитыми странами.

   В современных условиях экономический рост является одним из основных факторов, создающих основу благосостояния населения, но при этом необходимо усовершенствовать систему помощи различным категориям населения, используя механизмы регулирования экономического развития и обеспечивая социальные гарантии населению, сохраняя приемлемый уровень жизни населения.

   В России после десятилетнего периода "дикого капитализма" получила привлекательность теория социальной рыночной экономики факторами: произошедшее крушение социалистической системы в 90-х годах прошлого столетия потребовало выбора основных направлений будущего общественно-экономического развития страны. Экономисты обратили внимание на благополучные страны, понимая необходимость сохранения социальных завоеваний прежнего строя и на оптимальное отношение рыночных и социальных регуляторов. Основываясь на фундаменте положений классической и неоклассической научных школ, теория рыночной экономики обратила свое внимание на объективные и субъективные механизмы регулирования экономического развития, поэтому рыночная экономика стала приобретать социальный характер.

   В России действует принцип социального государства, который обозначен в Конституции РФ [1, с. 7] и предполагает ответственность всех уровней власти за обеспечение жизненно-необходимых условий существования и свободного развития человека.

   В настоящее время многие экономисты считают  необходимым развивать идею социальной справедливости, подразумевая равный доступ к благам всех граждан, независимо от их общественного и материального положения. Такие блага находятся в общественной собственности и доступны в любое время всем вместе и каждому в отдельности. В период экономического кризиса российская власть объявила высшим приоритетом поддержку системы социальной защиты и сохранила финансирование ее на докризисном уровне.

    Ведущие российские ученые Р.С. Гринберг и А.Я. Рубинштейн создали подчеркнуто удаленную от абсолютного индивидуализма и абсолютного этатизма социально-либеральную научную конструкцию [5, с.]. Представили общественные блага, обладающими свойствами несводимости к личным интересам при их создании и защите, в которых государство играет незаменимую роль и выступает в качестве самостоятельного и равноправного субъекта рынка, активно реализуя общественные интересы. В настоящее время общественными благами являются: внешняя и внутренняя безопасность, требующая огромные бюджетные средства на содержание армии и полиции; социальная сфера, культура,  наука,  которые не в состоянии развиваться без государственных вложений и инфраструктурные объекты, не способные по своему характеру окупаться на рынке

    Главной проблемой является экономическое неравенство российских граждан. В России одним из путей преодоления отставания в уровне жизни населения от уровня развитых стран Европы является государственное индикативное планирование экономического роста. Одним из его показателей неравенства является децильный коэффициент, сравнивающий отношение совокупного дохода обеспеченного населения к совокупному доходу самых малообеспеченных. В развитых европейских странах коэффициент варьируется от 4 баллов в скандинавских странах и до 6 баллов в Германии. В России самый низкий показатель был в 2009 году, который составил 14.7баллов. В настоящее время коэффициент составляет 16-18 баллов и по сравнению с 2000 годом снизился вдвое, что также является превышением 10 балльного критического уровня и может привести к социально-экономической нестабильности общества [12, с.]. Таким образом, дифференциация по совокупным доходам свидетельствует о неразвитости институциональных структур общества. Определяющим среди них в настоящее время является государство и его социальные гарантии.

   Другим показателем определения уровня экономического неравенства населения является «коэффициент Джини», показывающий степень отклонения фактического распределения доходов по группам населения от равномерного, то есть, чем ближе показатель к нулю, тем равномерное распределение доходов, а если ближе коэффициент Джини к единице, тем больше доходы у самой богатой группы населения. Развитые страны, такие как Чехия, Швеция, Словения имеют коэффициент в пределах 0,2-0,3 показывая, что нет явно богатых и явно нищих людей, во Франции, Германии в пределах 0,3 – 0,4 уже выделяется состоятельный слой общества и слой более подверженный экономическим потрясениям[14, с.].

   По уровню неравенства распределения богатства и уровню несправедливости Россия опережает любую крупную капиталистическую страну. В 2013 году в России, по мнению экспертов, коэффициент является высоким и составляет 0,45. Коэффициент Джини в России по богатству составлял в 1991году– 0,260, в 1997г.– 0,375, в 2001г.– 0,399, в 2009г. – 0,422, в 2010г. – 0,420 [14]. В переходный период Россия упустила реальную возможность образования высокодоходной экономики с высококвалифицированными работниками и сильными программами социальной защиты. Сохранились острые противоречия демократов с российскими неолибералами по оценке взаимоотношений между обществом и личностью. Неолибералы отрицают, что свобода и демократия смогут быть объединенными, с определенными самоограничениями для общественных интересов.

    Известный российский экономист и политик Е. Примаков считает, что нельзя согласиться с политикой неолибералов, в которой свобода экономических сил, а не государственное участие, обеспечит социальную справедливость. Этот вывод в действительности не подтвердился в развитых капиталистических странах, где государство ввело прогрессивную шкалу налогообложения для перераспределения доходов в пользу малоимущего населения[8, с.].

Неолибералы выступают за незамедлительное сокращение роли государства в экономике и ставят своей задачей провести новую масштабную приватизацию имущества, находящегося в государственной собственности. В качестве аргумента выдвигают наполнение доходной части бюджета и недостатки в работе государственных компаний. Неолибералы не согласны решать социальные задачи за счет модернизации экономики страны. Разгосударствление во всех сферах рассматривается ими как главное направление дальнейшего развития России. Не способствует этому распространение государственно-частного партнерства на здравоохранение, образование, науку. Отечественные неолибералы не учитывают уроки кризиса 2008-2009 годов. В странах Европейского союза и в США во время кризиса влияние государства на экономику было усилено. Такой подход сохраняется в настоящее время [8, с.].

   С точки зрения автора главной проблемой экономики являются управление издержками на макроуровне и на микроуровне, управление трансакционными издержками, не только на уровне бизнеса, но и в государственных институтах. Издержки отрицательно влияют на благосостояние населения и мешают экономическому росту. Необходимо, чтобы экономический рост сбалансировал экономические и социальные составляющие развития страны и обеспечил дальнейшее социально-экономическое развитие страны, регионов, муниципальных образований, которое определяется благосостоянием и качеством жизни различных слоев общества. Провести качественное изменение государственных и социальных институтов, способных отвечать на вызовы современного мирового развития, организовать конкурентоспособную экономику и достичь достойного уровня жизни российского населения.

    Становится общей нормой макроэкономическое регулирование государства, которое оказывает серьезное влияние на микроэкономику. Показатели экономического роста тесно связаны с показателями качества жизни населения – увеличение продолжительности жизни, качество предоставления социальных услуг, образования, медицинского обслуживания, услуг ЖКХ, экологическая безопасность, обеспеченность населения денежными средствами. Устойчивый экономический рост может быть обеспечен за счет накопления человеческого капитала, роста производительности труда и  роста занятости,  инноваций, повышения уровня человеческого развития. Успешная реализация механизмов национальных проектов «Здоровье», «Жилье», «Образование» позволила провести модернизацию социальной сферы, улучшить благосостояние и повысить качество жизни населения.

    Повышение качества жизни всех слоев населения реализуется на региональном и муниципальном уровнях власти. Основная нагрузка решения социальных вопросов ложится на уровень муниципального образования. Одним из путей изменения сложившихся негативных тенденций является внедрение стратегического планирования как инструмента управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Это необходимо для создания организационно-экономического механизма управления муниципальным образованием, который способен эффективно регулировать возможные изменения в функционировании рыночного хозяйства и обеспечении качественной жизни населения в границах определенной территории. Одновременно целесообразно создать интегрированную информационную систему в режиме реального времени «Электронный кабинет управления общественными финансами» для возможного участия заинтересованных представителей власти, бизнеса, населения в деятельности муниципального образования.

    Применение научных положений теории, должно быть осуществлено с учетом устойчивого развития муниципального образования, предполагая равенство между различными слоями населения, обеспечение достойного уровня жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности, самореализации и уверенности в завтрашнем дне. При формировании механизма необходимо учитывать возможности индивидуального спроса на общественные блага и мониторинга качества жизни населения.

  Оптимизация экономических отношений между федеральным центром, регионом и муниципальным образованием в современных условиях приобретают особую значимость. От регионов и муниципалитетов зависят точки роста экономики. В условиях неразвитой свободной конкуренции малый и средний бизнес в настоящее время не сможет стать локомотивом серьезного экономического роста в России. Многие экономисты, Амосов А., Явлинский Г.в современной России полагают, что рыночный механизм без участия государства не способен обеспечить экономический рост и сбалансированность экономики. В сложившихся экономических и политических условиях должен быть осуществлен инвестиционный маневр в короткие сроки. Крупные государственные компании, имеющие большие инвестиционные возможности для осуществления мегапроектов призваны сыграть основную роль в росте экономики. Такой быстрый инвестиционный маневр может совершить только государство. Частный капитал в условиях неопределенности либо выжидает, либо инвестирует за границу. Таким образом, проявляется рыночность государства, и используются средства Фонда национального благосостояния на инфраструктурные проекты. Для реализации семи крупнейших инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния будет профинансировано строительство Центральной кольцевой автодороги и модернизация железнодорожных магистралей — БАМ и Транссиб, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, проект опережающего развития Ангаро- Енисейского кластера, строительство телекоммуникационных интеллектуальных сетей РФПИ и "Ростелекома", проект освоения Элегестского угольного месторождения и строительство железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино. Еще одним направлением повышения качества жизни населения является максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и экономического потенциала ТЭК.

    Вместе с инфраструктурным развитием страны необходимо одновременно создать условия для реализации потенциала регионов и муниципальных образований за счет развития сети дорог общего пользования регионального и местного значения, развития региональной авиации, обеспечения вывоза товаров, развития морских портов. При этом, по мнению российского экономиста и общественного деятеля, научного руководителя Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ясина Е. Г. необходимо повышать уровень доверия общества и либерализации экономики путем объединения общества для принятия решений, в т. ч. и на местном уровне [7].

    Реализовать этого возможно с точки зрения автора через совершенствование системы взаимодействия местной власти, бизнеса, общества и создание современной модели организационно-экономического механизма открытости и прозрачности процесса управления муниципальным образованием. Фундаментальная роль в данной модели отводится общественно-управленческому блоку – центру стратегического партнерства, необходимого для изменения экономической ситуации и постоянного поиска новых решений социальных задач в муниципальном образовании. Успех партнерства зависит не только от действий муниципальных институтов, но и от того, как общество и бизнес принимает партнерство, разделяет цели, механизмы и принципы взаимодействия.

 

Список литературы

1.   Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. –1993. – 25 декабря.

2.   Гайдар, Е.Т. Смуты и институты // Общественные науки и современность. – 2010. – № 6. – С. 6-15.

3.   Гринберг, Р. С., Рубинштейн, А. Я. Экономическая социодинамика.– М: ИСЭПРЕСС, 2000.– 278с.

4.   Калабеков, И. Российские реформы в цифрах и фактах. М.: РУСАКИ, 2007. – 288с.

5.   Материалы XV Апрельской международной научной конференции "Модернизация экономики и общества" / Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"// http://isds.hse.ru/conf

6.   Материалы         выступления           на       заседании         "Меркурий-клуба"            13        января        2014        года        // http://www.wtcmoscow.ru/merk/news.aspx?id=9129

7.   О мерах по реализации демографической политики российской федерации Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №606. // Российская газета. – 2012. – 9 мая.

8.   О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 // Российская газета. – 2012. – 9 мая.

9.   Общеэкономические основы рыночного хозяйствования / Под ред. Д.Е. Сорокина. М.: Путь России, 2002. – 250с.

10. Официальный сайт Академика Российской академии наук и Национальной академии наук Украины С.Ю. Глазьева // URL: www.glazev.ru (Дата обращения 18.05.2014)

11. Официальный сайт ВЦИОМ//http://wciom.ru/

12 . Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (12 декабря2013 г.) // Российская газета. 2013. 13 декабря.

13 . Тарасова, С.В. Экономика благосостояния: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. – 123 с.

14. МилановичБ. The Haves and the Have-Nots: A Brief and Idiosyncratic History of Global Inequality. N.Y.: Basic books, 2011. – 258p.