Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАНАДЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Канада обладает высокоразвитой горной промышленностью, которая включает национальные геологоразведочные и добывающие компании, ведущие хозяйственную деятельность в Канаде, отечественные геологоразведочные и добывающие компании, имеющие лицензии и работающие в более чем 100 странах мира, а также иностранные компании, занимающиеся изыскательскими работами и добычей полезных ископаемых на территории Канады.

Горный кластер сформирован также отечественными и иностранными компаниями, являющимися обеспечивающими по отношении к рассматриваемой отрасли. Среди таких организаций: компании по производству горнодобывающего и геологоразведочного оборудования, юридическому и налоговому консультированию, бухгалтерскому учету, финансовым услугам, а также компании, специализирующиеся на рынках капитала, фондовых биржах и рынках ценных бумаг, профессиональные учебные заведения, ассоциации и т.д. Таким образом, горный кластер представляет собой пример того, как производственный сектор Канады создает основу для развития постиндустриальной экономики, основанной на сфере услуг. И, в свою очередь, высокий уровень развития нематериального сектора экономики является характерной чертой, присущей в настоящее время лидирующим странам мира.

Экономика Канады получает значительные выгоды от развития национальной горной промышленности благодаря как отечественным, так и иностранным инвестициям в отрасль. Эти выгоды заключаются в создании новых рабочих мест, общем экономическом и социальном развитии, пополнении государственных и муниципальных бюджетов. Важнейшим залогом получения таких выгод является ясная, четкая и честная политика устойчивого развития» в области налогообложения, защиты окружающей среды и социальной сферы.

 

Таблица 1  

Динамика объемов производства горной промышленности Канады млрд. долл. в ценах 2007 года



2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

ВВП Канады

1482,1

1531,0

1560,2

1595,1

1634,2

Производственный сектор

444,6

464,7

473,7

487,3

499,7

Добыча полезных ископаемых

 

118,3

 

126,6

 

124,1

 

129,9

 

138,8

- доля в производственном секторе, %

26,6

27,2

26,2

26,7

27,8

- доля в ВВП Канады, %

 

8,0

 

8,3

 

8,0

 

8,1

 

8,5

Источник: Статистическое агентство Канады

 

По данным таблицы, непосредственный вклад горной промышленности в валовой внутренний продукт Канады достигает значительных 8,5 %. При этом доля рассматриваемой отрасли в добавленной стоимости, создаваемой производственным сектором национальной экономики, находилась в течение последних пяти лет в интервале 26,6 – 27,8 процентов.

Один из ключевых факторов интенсивного развития горной промышленности Канады – значительные инвестиции в геологоразведку. Эта североамериканская страна является признанным лидером в вопросах финансирования изыскательских работ. По статистическим данным за 2010 год, на Канаду приходилось 18 % мировых затрат на геологоразведочные работы. Кроме того, на долю канадских компаний приходится невероятная доля от общего объема финансирования геологоразведочных работ по всему  миру. В течение последнего десятилетия затраты канадских компаний на геологоразведку составляли от 30 % до 45 % совокупных общемировых затрат. Эти показатели являются уникальными с учетом доли страны в мировой численности населения, которая составляет лишь 0,5 %.

Изучение недр в Канаде осуществляется как крупными интегрированными горнодобывающими компаниями (так называемые «старшие» компании), так и гораздо меньшими по размеру  молодыми геологоразведочными компаниями («младшие» компании). Последние представляют собой весьма эффективный и узкоспециализированный сегмент, получающий средства на реализацию геологоразведочных проектов в Канаде и за границей путем размещения акций на бирже. Некоторые из таких канадских компаний привлекают финансирование на реализацию проектов за пределами Канады в таких международных финансовых центрах, как Лондон. Однако основная часть средств привлекается на канадских фондовых биржах, которые являются основными игроками в этом специализированном сегменте рынка.

Следует также отметить, что «младшие» геологоразведочные компании зачастую не имеют источников оборотного капитала в силу того, что они не обладают, например, рудниками и другими производственными объектами. Основным активом таких компаний  является право на разведку полезных ископаемых. В свою очередь, финансирование изыскательских проектов осуществляется инвесторами, приобретающими акции таких компаний. «Младшая» компания, успешная изыскательская деятельность которой позволила увеличить стоимость ее активов, как правило, в определенный момент продает часть акционерного капитала инвестору, сделавшему выгодное ценовое предложение.

Критически важным является то, что компании не обязаны возвращать права собственности государству или самостоятельно осваивать и разрабатывать разведанные месторождения, так как возвращение прав государству лишает компанию возможности получить прибыль и убивает любую изначальную заинтересованность в ведении изыскательских работ. Последующим освоением и разработкой месторождений занимаются, как правило, специализированные компании, которые уже имеют достаточный опыт в этой области. Таким образом, очевиден приоритет концепции специализации экономической деятельности над концепцией диверсификации.

Характерной особенностью геологоразведочной деятельности Канады и большинства экономик мира является тот факт, что затраты на разведку недр и оценку месторождений в Канаде всегда носили циклический характер. Причем фактор такой цикличности – волатильность цен на соответствующих мировых сырьевых рынках. Такая связь обуславливается тем, что цены на минеральное сырье в определенный период влияют на объем финансирования, предоставляемый инвесторами, и уровень затрат на геологоразведку, который компании считают необходимым и возможным обеспечить в следующем периоде. Так, падение затрат на геологоразведку на 47 % в 2008-2009 годах явилось результатом снижения объемов инвестиций в течение мирового финансового кризиса 2008 года. При этом известно, что малые геологоразведочные компании значительнее пострадали от падения цен на сырье. В свою очередь, укрепление рынков в конце 2009 года и в 2010 году привело к заметному (на 35 %) росту затрат на геологоразведку в 2010 году по сравнению с предшествующим годом.

Следует отметить, что Канада является не только одним из лидеров по привлечению инвестиций в горнодобывающую промышленность, но также одним из мировых центров по привлечению капитала для реализации горнорудных проектов по всему миру. Среди факторов, положительно влияющих на инвестиционную привлекательность канадских компаний необходимо отметь следующие.

Благоприятный инвестиционный климат и отлаженная система нормативно-правового регулирования способствует привлечению прямых иностранных инвестиций, в том числе и в горнодобывающую промышленность. В соответствии с Федеральным законом об инвестициях в Канаду иностранцу для того, чтобы начать новый бизнес, в том числе и в горнодобывающей отрасли, достаточно уведомить об этом уполномоченный орган государственной власти. При покупке действующих канадских компаний, включая горнодобывающие, требуется лишь, чтобы подобная инвестиция принесла Канадской экономике чистую выгоду, понятие которой раскрывается в указанном законе.

Исключительно важным является равное отношение к отечественным и иностранным инвесторам, что гарантировано законодательством Канады. В частности, иностранные и канадские компании имеют одинаковый доступ к информации и статистическим данным о полезных ископаемых, на них распространяется один и тот же налоговый режим и другие юридические требования.

Общепризнано, что основа инвестиционного климата страны формируется такими ключевыми элементами, как действующие на всех уровнях административно-территориального деления институты развития, законы и нормативные акты. В таких условиях основными локомотивами роста являются активность частного сектора экономики, возможность привлечения финансовых средств, система институтов защиты права собственности. Государственные же органы устанавливают правила и нормы функционирования частного сектора, предпочитая не выступать в качестве самостоятельного игрока на рынках. В основе такого подхода лежит стремление обеспечить наиболее полную реализацию человеческого и финансового потенциала страны. В таком случае налоговая система становится основным механизмом получения государством справедливой доли прибыли от владения и распоряжения скрытыми в земле минеральными ресурсами и использования полученных средств в интересах национальной безопасности, общественного развития и на обеспечение иных расходов, относящихся к прерогативе публичного сектора.

Государственная политика Канады ориентирована, в первую очередь, на поддержку частной инициативы как основного инструмента роста и развития в рамках обеспечивающей стабильное развитие системы законов и норм. Такая политика включает налоговую систему, являющуюся инструментом наполнения государственного бюджета, нормативную базу  по защите окружающей среды и  социальную политику для обеспечения прав работников, а также политику регионального и инфраструктурного развития, имеющую особое значение для отдаленных районов этой северной страны, по площади территории занимающей второе место в мире.

Налогообложение горнодобывающей отрасли, впрочем, как и любого другого сектора экономики, требует поиска оптимального баланса между уровнем налоговой нагрузки и интенсивностью геологоразведочной и добывающей деятельности. Очевидно, что повышение фискального бремени ведет к снижению активности хозяйственной деятельности. С другой стороны, если взимание налогов осуществляется на низком уровне, то государство и муниципалитеты не получают справедливую долю доходов, необходимых для финансирования, в частности, социальных расходов.

В соответствии с Конституцией Канады провинции обладают правом собственности на полезные ископаемые, залегающие в их границах. По этой причине налоги, связанные с деятельностью по разработке этих ресурсов (налоги на доходы отраслевых корпораций, а также налоги и лицензионные платежи за добычу полезных ископаемых) взимаются именно правительствами провинций. Различный уровень социально- экономического положения провинций и неравномерное распределение полезных ископаемых являются причинами, по которым в разных провинциях применяются различные ставки налогов и возможности получения налоговых вычетов.

При этом важной особенностью налогообложения горнодобывающей промышленности Канады является тот факт, что в отношении континентального шельфа и территорий (Юкон, Нунавут и Северо-Западные территории), находящихся севернее 60-го градуса северной широты, в качестве администратора налогов выступает федеральное Правительство Канады.

Что касается определения налоговой базы при обложении горнодобывающих компаний, то, прежде всего, необходимо отметить применяемый в Канаде подход, при котором таким параметром является не выручка от реализации продукции, которая берется за основу при так называемом адвалорном подходе, а прибыль от финансово-хозяйственной деятельности. Преимущества такого подхода объясняются подверженностью отрасли значительным циклическим колебаниям, характерным рыночным ценам на сырьевые товары.

Действующий в Канаде особенный подход к определению налогооблагаемой базы послужил причиной появления и широкого распространения налоговых механизмов поддержки инвестиционной деятельности в горной промышленности. Одним из таких механизмов являются так называемые сквозные акции (pass through equity – англ.).

Дело в том, что в Канаде затраты на осуществление геологоразведочных работ классифицируются практически как операционные затраты в том смысле, что на них распространяется право стопроцентного вычета из налогооблагаемой базы в течение года, когда они были понесены, при условии наличия достаточного объема прибыли, из которой такой вычет может быть осуществлен.

Основанием для их появления стало очевидное неравенство между «младшими» и занимающимися добычей ископаемого сырья «старшими» компаниями в плане налоговых вычетов и соответствующего налогового кредитования по затратам на изыскательские работы. «Младшие» компании не имеют прибыли, из которой может быть осуществлен вычет, и таким образом лишаются налогового кредитования по затратам на изыскательские работы. Введение сквозных акций позволило «младшим» компаниям фактически отказаться от текущих или будущих налоговых вычетов за проведенные геологоразведочные работы в пользу инвесторов, владеющих акциями такой компании.

Примером этого механизма может являться следующая схема. Частный инвестор, купивший сквозные акции «младшей» геологоразведочной компании на сумму 100 у.е., имеет право вычесть эквивалентную сумму 100 у.е. из своей налогооблагаемой базы при составлении декларации о доходах за период, в течение которого была осуществлена покупка. Для создания дополнительных стимулов канадские федеральные и провинциальные власти часто предлагают к стопроцентному вычету дополнительные бонусы. Так, введение в 1983 году сквозных акций сопровождалось дополнительным бонусным вычетом в размере 33,3 %, известным как налоговая скидка на доход от разработки истощенных месторождений. Власти некоторых провинций добавили к ней собственный вычет, в результате чего общая сумма вычета из подоходного налога составляла уже 167 %.

Подобная налоговая политика фактически поощряет финансирование изыскательских работ физическими лицами путем инвестирования в геологоразведочные компании. В Канаде тысячи людей инвестируют в геологоразведку через покупку сквозных акций малых компаний. Такие акции также могут быть интересны для иностранных инвесторов, если у них есть облагаемый канадскими налогами доход, из которого может быть осуществлен подобный вычет.

Залогом успеха политики сквозных акций стало то, что власти, по сути дела, взяли на себя часть геологоразведочных рисков, предоставляя финансирование для них наряду с частными инвесторами. Правительство не форсирует проведение геологоразведочных работ, позволяя частному сектору определять где, как и сколько средств вкладывать в изыскательские программы, представляющие для инвесторов наибольший интерес. Предоставляя инвестору налоговые вычеты, власти фактически делят с ним риски, связанные с проведением изыскательских работ.

В период времени с 1996 по 2010 годы в Канаде было приобретено сквозных акций на общую сумму около 5 млрд. долл., и показывает, насколько значителен вклад данного механизма в стимулирование изыскательской деятельности. Его результатом стало увеличение числа открытых месторождений, рост геологоразведочной и горнодобывающей отрасли и создание в стране широкой инвестиционной базы. В целом, по мнению экспертов, введение в оборот сквозных акций стало одним из наиболее успешных шагов Правительства Канады по развитию горнодобывающего сектора страны за последние 30 лет.