Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

   Стратегический менеджмент, в какой то мере, своим появлением обязан военной науке. Еще с Древности военно-начальники такие как Александр Македонский, Ганнибал понимали, что бой между двумя армиями будет успешным, если в стратегическом плане одна из сторон получит над противником преимущество. И не всегда преимуществом являлся тот факт у кого численность армии больше, ибо факторов влияющих на ведение боя множество и хороший военно-начальник должен был использовать в своем арсенале весь спектр факторов: мораль армии, возможности своего войска, ландшафт местности, типы войск и многое другое.

   Многие деятели в области менеджмента, особенно из Германии, пытались в полной мере переносить принципы работы в армии в организацию, это верно, но лишь отчасти. Но стратегическое видение военно- начальника в современном мире является главным движителем успеха не только в бизнесе, но и в других сферах жизнедеятельности людей.

   При анализе успеха людей в различных областях мы начинаем понимать, что их успех не был случайным. К своей карьере в спорте, в музыке в организации эти люди относились очень серьезно, постоянно, ставя перед собой цели, они пытались достичь их. И в этом им помогала правильно подобранная стратегия, которая являлась их кораблем, на котором бороздя океаны трудностей и зоны турбулентностей они все таки достигали заветной суши, заветного острова – их цели.

   В современном мире без стратегии никуда, стратегию имеют многие, даже если человек не слышал о такой науке как стратегический менеджмент все равно стратегия присутствует в его жизни. Можно выбрать стратегию игры, организации, отношений да и самой жизни. Универсальность данного понятия просто поражает воображение. Даже у хищных животных существует стратегия в охоте и можно только поражаться, тому как расчетливо животное выбирает заведомо слабого противника, выжидая определенного момента оно побеждает в борьбе за выживание.

   Стратегия — это общий план по использованию ресурсов для установления благоприятного положения.

    Тактика — это схема определенного действия. Если тактика занимается маневрами, необходимыми для того, чтобы выиграть сражение, то стратегия — вопросами победы в войне.

А. Стратегические действия:

-   Определение целей и задач организации;

-   Выбор рынков сбыта;

-   Выбор системы налогообложения; Б. Тактические действия:

-   Назначение руководителя проекта;

-   Определение заданий отделам и сотрудникам организации;

-   Выбор поставщиков сырья, продукции, товаров;

   Стратегический выбор вращается вокруг двух фундаментальных вопросов:

1.       Где конкурировать?

   Данный вопрос решается на уровне менеджеров высшего звена. Именно они вырабатывают стратегии в области выбора отраслей, выбора рынков сбыта, территорий на которых организация будет работать. Решая данный вопрос руководители обрисовывают очертание своей будущей компании будет ли она региональной, национальной или глобальной решается именно на этом уровне. Так же в этом вопросе решаются моменты по выбору партнеров и способов входа на рынки по средствам разного рода слияний, поглощений или интеграции.

2.       Как конкурировать?

   Предприятие на основе имеющихся у него ресурсов и возможностей выбирает те факторы внутренней среды, которые позволят получить на определенном рынке конкурентные преимущества. Опираясь на сильные стороны организации, руководители выстраивают поведение компании на рынке. Главное в выборе стратегии конкуренции – это обеспеченность данной стратегии необходимыми ресурсами, которые должны быть у компании.

   В стратегическом управлении руководители занимаются постановкой цели. Любая стратегия как раз направлена на достижения намеченных перед предприятием целей. По средствам реализации стратегии организация пытается воплотить в жизнь то стратегическое видение будущего компании, которое намечалось в самом начале.

   Важным в реализации стратегии является насаждение в организации определенных ценностей, которых бы придерживались сотрудники. Сотрудники не только должны осознавать те цели, к которым стремится предприятие и которые выражаются с точки зрения финансово-экономических показателей, но и проводить в жизнь определенную ценностную политику фирмы с точки зрения повышения социально-общественного блага, а так же самореализации и самовыражения самих сотрудников.

   Исходя из современной концепции «устойчивого развития» эффективной работой предприятия считается не просто достижение определенного финансового результата, но и достижения неких общественно-значимых устремлений, таких как сохранение здоровья, улучшения экологии и многих других. В современном мире будут успешны те организации, которые смогут не просто поставить перед собой цели и достичь их, что с точки зрения управления является эффективным и может быть даже результативным, если показатели высоки с точки зрения финансово-экономического анализа, но и смогут по средствам краткосрочной потери экономической эффективности улучшить жизнь общества в целом.

    Современный стратегический менеджмент предлагает следующую формулу, в которой прослеживается взаимосвязь целей, ценностей и эффективности:

(достижение организацией Целей + следование общественно значимым Ценностям) = (управленческая, экономическая, общественная Эффективности + возможность долгосрочного устойчивого развития).

   Важнейшим элементом стратегического менеджмента является стратегический анализ. Роль стратегического анализа в развитии организации очень и очень велика. В современном мире все течет и меняется очень и очень быстро. Если раньше жизнь менялась десятилетиями, то сегодня все может перевернуться с ног на голову за  2-3 года. В такой сильно турбулентной среде  фирмам просто необходимо зондировать ту среду (внешние факторы), в которой они находятся и ту почву (внутренние факторы), на которой они выстраивают свою деятельность.

   Как уже было отмечено ранее основными направлениями стратегического анализа являются внутренние и внешние факторы влияющие на деятельность организации. Для анализа первых обычно применяется PEST- анализ, а для анализа вторых применяется в начале большой спектр аналитических инструментариев из смежных дисциплин в  области экономики и управления таких, как  маркетинг, финансовый  менеджмент, управление персоналом, логистика и другие и все это вершится применением SWOT-анализа, который объединяет в своей аналитической таблице, как анализ внешней среды, так и анализ внутренне.

   Исходя из анализа внутренней среды, управленцы организации четко понимают, что является сильной стороной организации, а в чем ее слабости. На основе анализа внутренних факторов менеджеры, могут понять что может быть конкурентным преимуществом предприятия на рынке относительно их конкурентов, на что именно стоит обратить внимание, исходя из имеющихся у предприятия ресурсов и внутренней ситуации для того, что бы работа была стабильной и приносила хороший финансовый результат. На основе анализа внутренних факторов, можно оценить КФУ организации и сравнить с конкурентами, что так же поможет определить место фирмы на рынке.

   Анализ же внешних факторов помогает менеджерам вовремя определять зоны турбулентности, для своевременной корректировки своей стратегии, как с точки зрения положительного, так и отрицательного эффектов.

    Роберт Грант считает, что применяемый уже ни одно десятилетие SWOT-анализ является устаревшим и не отвечающим современной ситуации. В SWOT-анализе предлагается разделять Внешние факторы на возможности и угрозы, а внутренние факторы на сильные и слабые стороны. Роберт Грант говорит о том, что данная классификация является порой не возможной так, как порой сложно отличить сильные стороны от возможностей, а слабости от угроз, а так же определенные характеристики одновременно могут являться и сильными и слабыми сторонами, а так же возможностями или угрозами.

   Логика SWOT – анализа достаточно проста и говорит нам, что на основе построение матричной таблицы, организация пытается соединить возможности предоставляемые организации с сильными сторонами для получения конкурентных преимуществ, а так же нейтрализовать свои угрозы сильными сторонами или попытаться нивелировать слабые стороны возможностями.

   Роберт Грант задается вопросам, что лучше применять подход с разделением факторов на 4 части (возможности, угрозы, сильные и слабые стороны) или проще использовать простое разделение на 2 части (внешние и внутренние). Он приходит к выводу, что произвольное деление факторов на 4 части, менее эффективно и порой бывает даже бесполезно, чем проведение реальной аналитической работы по изучении внешних сторон и внутренних, для лучшего понимания того, что следует использовать организации.

 

Список литературы

1.     Грант Р.М. Современный стратегический анализ. 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. В.Н. Фунтова. – СПб.:Питер. 2008. 560 с.: ил.