Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ЖИЛЬЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ С ДОТАЦИОННЫМ БЮДЖЕТОМ

Авторы:
Город:
пос.Электроизолятор Раменского района, Московской области
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

   Аннотация: Поднимается проблема выявления недостатков в управлении регулирования процесса обеспечения социальным жильем граждан. Исследован административно-правовой механизм обеспечения жильем граждан на примере Егорьевского муниципального района Московской области с дотационным бюджетом.

   Ключевые слова: обеспечение жильем граждан, инвестиционный контракт, доля общей площади квартир, муниципальная казна, дотационный бюджет, договор долевого участия, социальное жилье.

   Цель исследования: Повышение эффективности реализации государственных полномочий в вопросе обеспечения граждан социальным жильем.

    Задачи исследования:

1.   Результаты реализации инвестиционных контрактов на примере муниципального района с дотационным бюджетом.

2.        Результаты реализации мероприятий обеспечения социальным жильем в период действия инвестиционных контрактов на примере муниципального района с дотационным бюджетом.

3.    Экономическая и управленческая составляющие в административно-правовом механизме по вопросу обеспечения социальным жильем.

   Жилищная проблема обеспечение граждан жильем была и остается в нашей стране актуальной до сих пор, что подтверждается наличием большого количества граждан, стоящих ни один десяток лет в очереди за получением жилого помещения.

   За последние полтора десятка лет произошли существенные правовые преобразования, и в сфере строительства многоквартирных жилых домов, и в направлении обеспечения жильем, нуждающихся граждан.

   Распределительная система предоставления жилья гражданам, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не исчезла.

   Со вступлением в силу в марте 2005г.  Жилищного кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 22 декабря 2004г., сократился перечень категорий граждан, которым сохранено право на получение жилья по договору социального найма.

    Начиная с 1998 года, в органах местного самоуправления успешно реализуются государственные полномочия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан подкрепленные предоставлением целевых субвенций из федерального бюджета и бюджета Московской области.

     Результаты реализации представлены за период 2007-2012 годов на примере Егорьевского муниципального района Московской области:

2007 г.- 12 чел.; 2008г.-18 чел.; 2009г.- 23 чел.; 2010 г.- 39 чел.; 2011г.-39 чел.; 2012г.-41 чел.; 2013г.- 44чел.

    Но это всего лишь 2-3% (ежегодно) от количества граждан, стоящих на учете.

    В период 2004-2009 годов социальное жилье предоставлялось гражданам, не имеющим льгот, из муниципальной казны.

   В казну муниципального образования поступали жилые помещения (квартиры) на основании заключенных инвестиционных контрактов (договоров) на строительство (реконструкцию) объекта недвижимости жилищного назначения на территории Московской области (далее - Контракта). По результатам этой процедуры происходило предоставления жилья гражданам по договорам социального найма. В соответствие статьи 3 утвержденной примерной формы инвестиционного контракта определено соотношение раздела имущества по итогам реализации Контракта, устанавливалась доля общей площади квартир, общей площади нежилых помещений, площади подземных помещений передаваемых в казну муниципального образования.

    Приведем итоги результатов действия постановления Правительства Московской области от 28 августа 2001г. № 270/28 «  О строительстве объектов недвижимости на территории Московской области по инвестиционным контрактам» на территории Егорьевского муниципального района:

-    в 2004 году по результатам акта реализации инвестиционного контракта в казну поступило 367,5 кв.м. общей жилой площади (5 квартир);

-   в 2005 году- 364,5     кв.м. общей жилой площадью (5 квартир);

-   в 2006 году- 708,15 кв.м. общей жилой площади  (13 квартир);

-   в 2007 году- 416,24 кв.м. общей жилой площади  (10 квартир);

-   в 2008 году- 1333,27 кв.м. общей жилой площади  (25 квартир);

-   в 2009 году- 1460,59 кв.м. общей жилой площади  (32квартиры).

   Постановлением Правительства Московской области от 2 июля 2007г. № 471/22 « О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области в сфере регулирования строительства объектов недвижимости по инвестиционным контрактам» действие инвестиционных контрактов было остановлено.

   По выше приведенным показателям мы видим, что в результате не согласованности в управленческой деятельности положительные итоги реализации постановления Правительства Московской области от 28 августа 2001г. № 270/28 стали ощутимы для граждан только с 2004 года.

   С декабря 2004 года вступил в силу Закон Российской Федерации № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в котором предписывается одному из участников договора долевого участия в строительстве в целях приобретения жилого помещения внесение непосредственно денежных средств за объект недвижимости, то есть за жилое помещение.

   В настоящее время по статистическим данным в Егорьевском муниципальном районе, на очереди состоит 1277 семей [5].

   Бюджет Егорьевского муниципального района уже несколько лет является дотационным. Бюджетная обеспеченность составляет 67 % [8].

   На сегодняшний момент обеспечить участие в долевом строительстве многоквартирных домов за счет средств местного бюджета Администрация муниципального образования не может. Вследствие этого жилые помещения в казну муниципального образования больше не поступают.

   Очередь продвигается. Но на сегодняшний момент обеспечение жильем граждан в Егорьевском муниципальном районе производится в основном за счет целевых субвенций по государственным полномочиям по вопросу обеспечения жильем, и освобождающихся по разным причинам жилых помещений.

  Проведенное исследование показало, что уровень обеспечения граждан, стоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в муниципальном районе с дотационным бюджетом очень низкий.

   Для достижения поставленных целей жилищный фонд социального использования в муниципальном районе с дотационным бюджетом необходимо формировать за счет софинансирования из бюджетов всех уровней.

    Главным регулятором цен на рынке строительства жилья является государство. Снижение цен на социальное жилье при взаимодействии с проектными, подрядными и эксплуатирующими организациями, является экономическим рычагом государства в рыночных отношениях.

Действующее законодательство не раскрывает понятие «социальное жилье», но анализ правовых норм, обеспечивающих порядок предоставления социального жилья, позволяет сделать вывод, что под социальным жильем необходимо понимать жилье, которым государство обязано обеспечивать граждан стоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.     

   Необходимо законодательно закрепить определение социальной доступности жилья. Это закрепит возможность для малообеспеченных групп населения, получить жилье, в котором расходы за проживание в нем будут составлять разумную долю их доходов.

     Вопросы обеспечения граждан жильем, закрепленные действующими нормами права о порядке обеспечения социальным жильем, не позволяют органам власти осуществлять, возложенные на них функции и исполнять поставленные в этом направлении задачи, в полной мере. В связи с этим обеспечение социальным жильем - это еще и управленческая проблема. Административно - правовая организация деятельности органов власти различных уровней требует дальнейшего совершенствования и взаимодействия.

   Выводы:

1.     Проведенные исследования показали, что главным аспектом эффективной реализации жилищной проблемы в муниципальном образовании является управленческая составляющая.

2.    Разработанные и законодательно закрепленные, при строительстве многоквартирных жилых домов, целевые нормы, предусматривающие передачу доли жилых помещений (в натуральном виде) в казну муниципальных образований, позволят сдвинуть ситуацию в более эффективную сторону развития.

 

Список литературы

1.     Жилищный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://base.consultant.ru/.

2.     Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.constitution.ru/.

3.     Казаков, В.В. Организационно-экономические аспекты обеспечения жильем малоимущих и низкодоходных категорий граждан [Текст] / В.В.Казаков, И.Ф. Набиуллин // Вестник томского государственного университета. Экономика. - 2008. - №2(3). - С.52.

4.     Климова, О.В. Административно-правовое регулирование обеспечения граждан социальным жильем [Текст]: автореф. дис., канд. юр. наук / О.В. Климова. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2006. - 18с.

5.     Муниципальная программа «Жилище» Егорьевского муниципального района на 2014-2019 годы» [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://egoradmin.ru/programs/1841.html.

6.     Постановление Правительства Московской области от 2 июля 2007г. № 471/22 « О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области в сфере регулирования строительства объектов недвижимости по инвестиционным контрактам» [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ .

7.     Постановление Правительства Московской области от 28 августа 2001г. № 270/28 « О строительстве объектов недвижимости на территории Московской области по инвестиционным контрактам» [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ - утратил силу.

8.     Решение Совета депутатов Егорьевского муниципального района Московской области от 29 октября 2014г. №189/19 «О проекте бюджета Егорьевского муниципального района на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://egoradmin.ru/official_documents/1251.html.



9.     Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ .