Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

    28 декабря 2013 г. принят закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [1], вступивший в силу с 1 января 2015 г. Он отменяет действие закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поэтому на смену понятию «трудовая пенсия» пришло понятие «страховая пенсия».

    Реформа предусматривает введение новых правил расчета пенсий, касающихся всех граждан нашей страны. Поэтому анализ пенсионной реформы является актуальным.

   Изменения в расчете пенсий, согласно Федеральному закону № 400-ФЗ, касаются только тех граждан, которые пока еще не достигли пенсионного возраста. Пенсионеры, которым уже была начислена пенсия до 1 января 2015 г., негативных изменений не почувствуют: если расчетный размер пенсии по новой формуле будет меньше получаемой фактически пенсии, то гражданину будет выплачиваться пенсия в прежнем объеме; если же по новой формуле получается больше, чем получает человек в настоящее время, то ему будут выплачивать увеличенную сумму.

   В ходе обсуждения пенсионной реформы предлагалось увеличить возраст выхода на пенсию, что не нашло поддержки у большинства: для женщин право на страховую пенсию возникает по достижении 55 лет, для мужчин —   60 лет. Но в стране с быстро стареющим населением бюджет пенсионного фонда подвержен дестабилизации, и в перспективе власти столкнутся с проблемой либо неисполнения обязательств по выплатам пенсий, либо уменьшения размеров пенсий.

    До 2015 года размер пенсии определялся исключительно объемом страховых взносов, внесенных за работника в период его трудовой деятельности, при этом стаж практически не учитывался: можно было отработать 5 лет на «хлебном» посту и получать пенсию даже больше, чем человек, имеющий 30-летний стаж работы, но низкую зарплату.

    Перед разработчиками новой пенсионной формулы были поставлены следующие условия:

—   создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы;

—   сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и федеральный бюджет;

—    обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;

—   гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан; обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате;

—   повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Главные изменения пенсионной реформы:

1.   Введение нового порядка учета пенсионного вклада: пенсионные права россиян будут накапливаться не в деньгах, а в индивидуальных пенсионных коэффициентах — баллах. С 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины  индивидуального пенсионного коэффициента 30 (Табл.1).

2.   Увеличение минимального трудового стажа с 5 до 15 лет. Данное изменение вступит в силу постепенно до 2025 г. (Табл.1).

    С 2002 г. в России для лиц 1967 года рождения и моложе действовала смешанная пенсионная система, включающая распределительную (страховую) и накопительную части.

   В 2002-2013 гг. работодатель отчислял в Пенсионный фонд России страховой взнос в размере 22% от фонда оплаты труда работника, в том числе:

·   6% — в солидарную часть, предназначенную для выплаты пенсий нынешним пенсионерам, и не учитывающуюся на индивидуальном лицевом счете  работника, не сказывающемся на размере его будущей пенсии;

·   10% — номинально в страховую часть будущей пенсии работника, но фактически учитывающиеся в солидарной части;

·   6% — в накопительную часть пенсии. Эти средства исключаются из «солидарного кошелька», уменьшая бюджет Пенсионного фонда, дефицит которого превышает 1 трлн.руб. [3].

   Родившиеся до 1967 года накопительной части трудовой пенсии по старости не имеют. По ним 6% страховых взносов поступает в солидарную часть, 16% — в страховую.

    В 2014 г. накопительная пенсия не формировалась ни у кого.

     С 2015 года работникам 1967 года рождения и моложе предоставлен выбор, который должен быть осуществлен до 31 декабря 2015 г.:

1)   отказаться от накопительной пенсии. Тариф страховых взносов на накопительную часть будет равен 0%. При этом накопления, сделанные до 2014 года, останутся, будут инвестироваться на финансовом рынке и войдут в будущую пенсию. Выбор в пользу страховой пенсии стимулируется повышающими коэффициентами (ст. 20 п.

5 Федерального закона № 400-ФЗ). Участвующие в ее формировании страховые взносы (тариф 16%) не инвестируются, но ежегодно индексируются государством на уровень инфляции. По наследству страховая пенсия не передается;




2)      сохранить накопительную пенсию. На накопительную часть пойдет 6% страховых взносов, на страховую часть — 10%. Повышающих коэффициентов не предусмотрено: власти, не отказываясь совсем от накопительной пенсии, экономически пытаются вытеснить ее из сферы обязательных страховых отчислений, чтобы она стала преимущественно добровольной, как практикуется в развитых странах. Накопительная пенсия не индексируется на уровень инфляции. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования негосударственным пенсионным фондом или управляющей компанией на финансовом рынке. В случае убытков Агентством по страхованию вкладов гарантируется выплата только уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию. Накопительная пенсия по-прежнему учитывается в рублях, а не в баллах. Накопительная пенсия передается по наследству.

Пенсионная формула состоит из четырех базовых параметров [2]: X = AxB+C+D,

где X — размер пенсии по старости;

А — пенсионные баллы, количество которых зависит от официальной зарплаты, стажа и возраста выхода на пенсию;

B — стоимость пенсионного балла, корректируемая ежегодно федеральными законами, в зависимости от общего состояния экономики страны в конкретный момент (на данный момент 1 балл равен 64,1 руб.);

С — фиксированная выплата (на данный момент 3935 руб.);

D — накопительная часть пенсии (в 2015 г. отсутствует у всех, в дальнейшем зависит от индивидуального выбора).

Количество заработанных за год баллов определяются следующим образом:  размер «белой» годовой зарплаты работающего гражданина делится на максимальный годовой заработок, с которого по закону отчисляются взносы в Пенсионный фонд, периодически корректируемый правительством  РФ (в 2015  г. он составляет 48 тыс. руб.).

Вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования влияет на начисление годовых пенсионных баллов (Табл.1). При формировании только страховой пенсии максимальное количество годовых пенсионных баллов — 10, так как все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии. При выборе формирования одновременно и страховой, и накопительной пенсии максимальное количество годовых  пенсионных  баллов — 6,25, так как 27,5% страховых взносов направляются на формирование пенсионных накоплений.

Таблица 1 Требования к стажу и сумме индивидуальных пенсионных баллов для назначения страховой пенсии по старости и максимальное значение годового индивидуального пенсионного балла

 

 

Год

 

 

Минимальный страховой стаж

 

Минимальная сумма индивидуальных пенсионных баллов

Максимальное значение годовых индивидуальных пенсионных баллов

при отказе от формирования накопительной пенсии

при формировании накопительной пенсии

2015

6

6,6

7,39

7,39

2016

7

9

7,83

4,89

2017

8

11,4

8,26

5,16

2018

9

13,8

8,7

5,43

2019

10

16,2

9,13

5,71

2020

11

18,6

9,57

5,98

2021

12

21

10

6,25

2022

13

23,4

10

6,25

2023

14

25,8

10

6,25

2024

15

28,2

10

6,25

2025 и

позднее

15

30

10

6,25

 

Для работающих пенсионеров законодательно введены некоторые ограничения: ·

   если у работающего пенсионера накопительная часть будущей пенсии не формируется, то максимум баллов, которые он может получить при перерасчете, будет не более 3;

· если накопительная часть пенсии формируется, то количество баллов при перерасчете будет не более 1,875.

   Положительным моментом пенсионной реформы стало то, что теперь в страховой стаж включен период службы в армии (0,85 баллов) и период по уходу за ребенком в возрасте 1,5 лет в общей сложности не более 4,5 лет: за первого ребенка — 0,85 баллов, за второго ребенка — 1,7 балла, за третьего ребенка — 2,55 балла.

Дополнительные баллы предусмотрены и за большой стаж: за каждый год трудового стажа свыше 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин — по 1 баллу.

Дополнительные бонусы предусмотрены также для тех, кто обратился за пенсией позже положенного возраста.

Те, кто не отработает положенное число лет, смогут рассчитывать на социальную пенсию и региональную доплату, приводящие выплаты до прожиточного минимума пенсионера.

При низкой зарплате для установления пенсии может быть увеличен стаж: если доход равен 1 МРОТ (в 2015 г. 5965 руб.), то работать человеку придется 20 лет вместо 15 лет.




Плюсы и минусы пенсионной реформы представлены в Табл.2. 


Таблица 2 Плюсы и минусы пенсионной реформы



Субъекты пенсионной системы

Плюсы

Минусы

Государство

балансирование бюджета ПФ РФ

снижение социальной защищенности будущих пенсионеров из-за увеличения периода дожития и сокращения экономически активного населения

Работодатели

сохранение размера отчислений

Работники

учет стажа и белой зарплаты; наличие фиксированной прибавки к пенсии от государства;

включение в страховой стаж периодов службы в армии и по уходу за детьми до 1,5 лет

увеличение стажа работы; высокие требования к уровню официальной зарплаты;

отсутствие системы перерасчета пенсии для тех, кто продолжает работать; невозможность расчета размера будущей пенсии

    В связи с пенсионной реформой актуальными являются 2 вопроса: 1) Отказаться или сохранить накопительную часть пенсии? 2) Вовремя выходить на пенсию или отложить срок выхода на пенсию?

    Рассмотрим первый вопрос. Отказаться или сохранить накопительную часть пенсии?

     Пусть женщина 1970 г.р. к 1.1.2015 г. имеет 7 индивидуальных пенсионных баллов и стаж 15 лет. Она получает зарплату 30 тыс.руб. в месс., что эквивалентно:

1)   3,75 индивидуальным пенсионным баллам в год, если она отказывается от формирования накопительной части пенсии;

2)     2,3 индивидуальным пенсионным баллам в год; 6% от зарплаты перечисляется на формирование накопительной части пенсии.

     К 2025 г., к моменту достижения женщиной 55-летнего возраста, когда примем, что 1 пенсионный балл равен 64,10 руб., а фиксированная выплата 3935 руб.:

1)   в первом случае у нее будет 44,5 индивидуальных пенсионных баллов: 7+3,75х10. Расчетная пенсия = 44,5 х 64,10 + 3935 = 6787,45 руб.

2)   во втором случае у нее будет 30 индивидуальных пенсионных баллов: 7+2,3х10, — а также 30 т.р. х 6% х 12 мес. х 10 лет = 216 т.р. в накопительной части пенсии, которая будет выплачиваться в течение 228 мес. (19 лет), принимаемых за период дожития. Но данная сумма может быть больше или меньше, в зависимости от эффективности инвестиций. Пусть доходность инвестиций будет на уровне инфляции, тогда:

Расчетная пенсия = 30 х 64,10 + 3935 + 216000/228 = 6805,37 руб.

   Таким образом, 1) если эффективность инвестиций на уровне инфляции, то нет значимых различий между отсутствием или наличием накопительной пенсии.

   Если эффективность инвестиций предполагается на уровне, превышающем уровень инфляции, то человеку предпочтительнее формировать накопительную пенсию.

    Если эффективность инвестиций предполагается на более низком, чем инфляция, уровне, то человеку невыгодно формировать накопительную пенсию.

2) Если зарплата невысокая (менее 31 тыс.руб. на 2015 г.) и не позволит набрать к моменту выхода на пенсию 30 баллов, если будет формироваться накопительная пенсия, с пониженным в 1,6 раз индивидуальным пенсионным баллом, то человеку целесообразно сделать выбор в пользу страховой пенсии, отказавшись от накопительной.

   Рассмотрим второй вопрос. Вовремя выходить на пенсию или отложить срок выхода на пенсию? Пусть человек к 2025 г. имеет 15 лет стажа и 30 индивидуальных пенсионных баллов.

    Примем, что в 2025 г. 1 пенсионный балл равен 64,10 руб., а фиксированная выплата 3935 руб. Тогда страховая пенсия = 30 х 64,10 + 3935 = 5858 руб./мес., индексируемая ежегодно на уровень инфляции (пусть 5%).

    Если человек отказывается от оформления пенсии в 2025 г. на 5 лет, то в 2030 г. при ежегодной инфляции 5%: 1 пенсионный балл равен 81,81 руб., фиксированная выплата 5022 руб.

За каждый год отказа от оформления пенсии человек получает по 1 баллу. Кроме того, продолжая работать, человек набирает дополнительные баллы, но не более 3 баллов. Таким образом, за 5 лет человек дополнительно получит 15 баллов. Тогда страховая пенсия = (30 + 15) х 81,81 + 5022 = 8703 руб./мес.

     Отсроченное оформление пенсии для рассматриваемого человека окупится к 2047 г., т.е. к 77-летию пенсионера, что превышает средний срок жизни людей в нашей стране.

     Таким образом, для человека невыгодно откладывать оформление пенсии.

   Сделаем заключительные выводы. Работающему гражданину, чтобы рассчитывать в будущем на более или менее достойную пенсию, требуется долго трудиться (пенсионной реформой требования к стажу увеличены в 3 раза), получать высокую официальную зарплату, грамотно выбирать негосударственный пенсионный фонд, который эффективно инвестирует накопительную часть пенсии.

    С учетом увеличения периода дожития прогнозируется уменьшение стоимости пенсионного балла и соответственно уменьшение пенсии. Это позволит государству значительно сократить свои пенсионные расходы, а будущих пенсионеров заставит формировать добровольные пенсионные накопления вне рамок обязательных пенсионных отчислений.

 

Список литературы

1.     Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

2.     Пенсионный фонд РФ // http://pfrf.ru

3.     Ведомости финансы // http://www.vedomosti.ru/finance/news/26848961/prognoz-deficita-pensionnogo-fonda- rossii-povyshen-na-200