04 января 2016г.
Введение.
Выставочно-ярмарочная деятельность- это работа, связанная с подготовкой и проведением торговых выставок (ярмарок) - массовых специализированных мероприятий, где на коммерческой основе демонстрируются и получают распространение товары, услуги и информация, и которые проходят в чѐтко установленные сроки, с определѐнной периодичностью и в заранее обусловленном месте. Выставочно-ярмарочная деятельность ведѐтся для содействия становлению и развитию торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества.
Совокупность экономических отношений в сфере реализации возможностей участия в торговых выставках образует выставочный рынок, который позволяет товаропроизводителям выбрать наиболее подходящие по тематике и содержанию выставки для демонстрации и продвижения своей продукции. Выставочный рынок функционирует как система, увязывающая между собой спрос и предложение участия в выставках.
Участниками рыночных отношений в связи с торговыми выставками являются следующие юридические и физические лица, по профессионально-деловым интересам вовлечѐнные в выставочно-ярмарочную деятельность [2, с. 36].
1. Экспоненты - предприятия, демонстрирующие, продвигающие и реализующие товары и услуги по теме выставки.
2. Посетители выставок - физические лица, прибывающие на выставку для осмотра экспозиции и ознакомления с демонстрируемыми образцами, сбора специальных и коммерческих сведений, осуществления деловых контактов с экспонентами и организации закупок.
3. Выставочный бизнес (экспобизнес) - особая форма предпринимательства, направленная на организацию выставок, которая объединяет выставочные организации (юридические лица, для которых выставочно- ярмарочная деятельность является основной);предприятия выставочного сервиса, занимающиеся решением вопросов и проблем, возникающих у экспонентов в период подготовки, проведения или завершения выставки, а также обеспечивающие необходимые условия для работы выставок в целом; выставочные комплексы (специализированные территорииc расположенными на них зданиями и сооружениями, предназначенными для проведения выставок).
4. Государство в лице правительства, органов исполнительной власти, административных единиц, министерств, ведомств и госпредприятий.
5. Торгово-промышленные палаты (объединения предпринимателей с целью лоббирования и защиты своих интересов на всех уровнях общества) и некоммерческие организации различных форм собственности (профессиональные и отраслевые объединения, союзы и ассоциации), для которых организация выставок не является основной формой деятельности.
Функционирование и развитие выставочных рынков определяются целым рядом факторов, среди которых, помимо экономико-политических и социально-культурных условий, на первом месте стоит государственная политика в области регулирования и координации выставочно-ярмарочной деятельности.
Регулирование выставочно-ярмарочной деятельности предполагает воздействие на неѐ и всех еѐ участников с помощью нормативных правовых актов для упорядочения процессов, происходящих в выставочно- ярмарочной деятельности, и действий участвующих в ней субъектов.[1,п.2.1.4].
Координация выставочно-ярмарочной деятельности- это согласование и упорядочение выставочно- ярмарочной деятельности еѐ основными участниками на всех уровнях [1,п.2.1.5].
Координационный орган в сфере выставочно-ярмарочной деятельности- это коллегиальный совещательный орган, создаваемый для согласования действий всех участников выставочного рынка при решении задач в области выставочно-ярмарочной деятельности. [1,п.2.1.6].
Европейский опыт указывает на отсутствие единообразного подхода к упорядочиванию выставочно- ярмарочной деятельности и выставочных рынков [5].
1. Общеевропейский выставочный рынок
На территории Европейского Союза выставочно-ярмарочная деятельность упорядочивается Положением «О применении правил Единого рынка к сектору ярмарок и выставок», согласно которому любая выставочная организация из страны ЕС имеет право проводить выставки на территории другой страны-члена Евросоюза, действуя самостоятельно, через агентство, филиал или дочернюю компанию. Отсутствуют какие-либо административные ограничения по признаку национальной принадлежности экспобизнеса. Если в стране существуют законы, обязывающие получать разрешение на ведение выставочно-ярмарочной деятельности, то иностранный экспобизнес проходит те же процедуры и оформляет такие же документы, что и национальный.
Установить «гражданство» европейского выставочного бизнеса не всегда возможно -его владельцами, как правило, являются акционеры из разных стран. В Европе работает несколько крупных международных выставочных организаций. Разделение тем выставок здесь произошло давным-давно, места и роли распределились исторически, поэтому сильной конкуренции не ощущается.
Все государства Европы заинтересованы в привлечении международного экспобизнеса с целью интенсификации выставочно-ярмарочной деятельности на своей территории и для более полной загрузки национальных выставочных комплексов. Практически в каждой европейской стране, где активно ведѐтся выставочно-ярмарочная деятельность, существуют координационные органы и институты, призванные следить за состоянием и развитием национальных выставочных рынков[4].
2. Саморегулирующиеся выставочные рынки Германии и Великобритании
В Германии нет ни государственного лицензирования выставочно-ярмарочной деятельности, ни законодательных ограничений конкурентной борьбы экспобизнеса. Выставочный рынок упорядочивается посредством соглашений между его участниками[3].
В Германии действуют «Правила рыночной прозрачности в индустрии ярмарочной деятельности», по сути, представляющие собой добровольный кодекс профессиональной этики национального выставочного сообщества, который способствует рациональной организации выставочно-ярмарочной деятельности в стране, предотвращая экономически нецелесообразные совпадения и сочетания выставок. Пострадавшие в результате дублирования выставок могут обратиться в Центральное управление по контролю конкуренции. Механизмом, ограничивающим присутствие на выставочном рынке, служит тендерная система по предоставлению государственной финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности. В случае возникновения конкурентных споров Ассоциация выставочной индустрии Германии AUMA, как правило, занимает нейтральную позицию.
В Великобритании также отсутствуют нормативное регулирование и государственный контроль выставочно-ярмарочной деятельности, имеются широкие возможности для конкуренции выставочного бизнеса.
3. Государственное регулирование выставочных рынков в Южной Европе
Примером государственного управления выставочно-ярмарочной деятельностью служит итальянский подход. Италия является одной из стран ЕС, имеющих нормативный акт, относящийся к выставочно-ярмарочной деятельности, - это Рамочный закон от11 января 2011 г., который регламентирует:
· условия выдачи разрешений на ведение выставочно-ярмарочной деятельности в стране и алгоритм формирования государственного перечня выставочных организаций;
· процедуру присвоения статуса выставкам и правила составления ежегодного официального календаря выставок;
· порядок формированияКонсультативногоКомитетаповыставочно-ярмарочнойдеятельности;
· требования к выставочным комплексам;
· условия проведения тематически близких выставок.
Конкуренция в итальянском выставочном секторе фактически отсутствует. Разрешение на проведение выставок в Италии даѐтся городскими, региональными или центральными властями. Выставочные организации проводят только четверть всех выставок в стране. Устроителями остальных выступают отраслевые ассоциации, чья выставочная деятельность согласована с соответствующими министерствами. Большинство выставочных смотров – это традиционные, устоявшиеся мероприятия. Новые выставочные проекты появляются очень редко.
Во Франции выставочно-ярмарочную деятельность регулирует закон «О выставочно-ярмарочных мероприятиях» от 11 сентября 1945 г. Кроме того, принят целый ряд нормативных актов, постановлений, циркуляров и декретов Правительства, дополняющих, а в некоторых случаях и отменяющих положения этого документа. Организация выставок осуществляется негосударственными структурами под надзором государственных органов, контролирующих формирование всего национального выставочного календаря. Во
Франции выставки проводятся по особому разрешению. Для выставок, проходящих в городах с населением более 50 тыс.человек, такие разрешения даѐт министр торговли, в иных случаях - это компетенция префектов. В связи с выставочно-ярмарочной деятельностью при министре торговли Франции учреждѐн Консультативный комитет.
В Испании выставочные организации находятся под контролем государственных органов, управление выставочно-ярмарочной деятельностью - в ведении правительства и местных администраций. В стране действуе т закон «Об упорядочении выставочно-ярмарочной деятельности».
Выводы.
1. В европейских странах применяются различные механизмы регулирования выставочного рынка. Так, например, в Германии отсутствует, какое бы то ни было, государственное нормирование выставочно-ярмарочной деятельности, выставочный рынок упорядочивается посредством соглашений между его участниками. Наоборот, итальянский, французский и испанский подходы служат примером государственного управления выставочно- ярмарочной деятельностью.
2. Преимущества государственного контроля выставочного рынка состоят в исключении дублирования тематики и совмещения сроков выставок, сертификации и лицензировании выставочных организаций, государственной подготовке и аттестации выставочных работников.
3. Недостатком системы государственного администрирования выставочно-ярмарочной деятельности является сильная зависимость экспобизнеса от властей, а также строгая ведомственная подчинѐнность, существенно ограничивающая конкуренцию, что чревато бюрократизацией и коррупцией.
Список литературы
1. Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения. ГОСТ Р 32608-2014. - М.: Стандартинформ, 2014. - 34 с.
2. Симонов К.В. Современный экспобизнес: условия предпринимательства и управленческие технологии. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 656 с.
3. German trade fair industry: facts, functions, outlook. - AUMA, Germany, Berlin, 2013. - 24 c.
4. Serving the trade fair industry. - AUMA, Germany, Berlin, 2013. - 24 c.
5. www.uefexpo.ru - сайт РСВЯ.