Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В АСПЕКТЕ ОБРАЗОВАНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ США И РФ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Главное богатство любого общества составляют люди, а конечным результатом экономического и социального прогресса выступает мера развития человека и удовлетворения его потребностей. Процессы быстрого обновления технологического базиса современного общества вызывают глубокие преобразования всех его сторон, приводят к изменению места и роли индивида в общественно-воспроизводственном процессе. Знания превращаются в главную производительную силу, а их носителем становится человек. По сути дела, в настоящее время происходит формирование глобального информационного общества, опирающегося на социально- ориентированную экономику смешанного типа.

Новые реалии обусловили возросший интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям. Это, в свою очередь, требует осмысления роли охраны здоровья и других и других сфер воспроизводства производительных способностей человека. Большие возможности в этом плане дает разработка категории “человеческий капитал”, позволяющей с единых позиций изучать многие явления рыночной экономики.

Все больше сторонников завоевывает точка зрения, что человеческий капитал стал наиболее ценным ресурсом современного общества, гораздо более важным, чем природные ресурсы или накопленное материальное богатство. Ресурс здоровья – это основа и условие функционирования человеческого капитала. Хорошее здоровье является предпосылкой и следствием социального благополучия индивида и эффективного функционирования экономики в целом.

Вот почему научные исследования проблем повышения эффективности использования производительных способностей людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, являются не только актуальными, но и выдвигаются в разряд первоочередных. При этом особого внимания требует рассмотрение экономических аспектов охраны здоровья, поскольку эффективное производство и воспроизводство запасов здоровья является главным условием экономической и социальной стабильности в обществе.

“Человеческий капитал определяется как мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком запасов здоровья, знаний, мотивов, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов. Все перечисленные составляющие глубоко взаимосвязаны, и отсутствие того или иного компонента делает маловероятным, или даже невозможным, эффективное функционирование человеческого капитала в целом” [4, С. 7]. “Финансовые источники формирования запасов компонентов человеческого капитала представляют собой:

-      во-первых, инвестиции, осуществленные государством посредством капиталовложений в сферы здравоохранения, образования, в создание благоприятной социальной сферы общества,

-   во-вторых, инвестиции предприятий в своих нынешних и бывших сотрудников, членов их семей, а также инвестиции в социальное и пространственное окружение предприятия (город, регион, общество в целом).

-   в-третьих, инвестиции в компоненты человеческого капитала, осуществленные человеком и его семьей.

При этом, сформированный в результате данных инвестиций человеческий капитал накапливается каждым индивидом” [5, С. 130].

Отметим, что современное образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль на данном историческом этапе исключительны и уникальны. Сегодня образование оказывается самым масштабным и может быть единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития каждого цивилизованного государства. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры развития.

Эффективные системы образования – фундамент тех возможностей, которые приносят пользу не только человеку, но и обществу в целом, повышают темпы экономического роста, улучшают образовательные достижения следующих поколений [2, С. 12].

Нельзя не согласиться с тем, что знания и навыки, полученные по средствам всех форм образования, влияют на производительность труда и все производство в целом. Т. Шульц замечал: «если образование влияет на производство, что важно для экономики, то, следовательно, это и есть форма капитала» [6, С. 31].

Рассмотрим образование как базовый элемент структуры человеческого капитала на примере экономики США. При этом мы исходим из понимания формирования объемов знаний через государственную политику (финансирования системы образования), через социальную корпоративную политику, (финансирование программ повышения квалификации) и через частное финансирование со стороны индивидов и семей.

Американская система  образования по своей структуре отличается от российской системы. Поэтому, прежде всего, следует рассмотреть организацию образования в США. Американские дети начинают своё образование с 5 лет. Школьное образование в Америке делится на три уровня: начальная школа (elementary school), средняя школа (middle school) и высшая школа (high school). Обучение начинается с «нулевого» класса начальной школы, с 6-го по 8-й класс проходит обучение в средней школе, и наконец, с 9-го по 12-й класс юные американцы учатся в высшей школе. Только окончив высшую школу, американец может поступить в университет или колледж. Стоит отметить, что в США нет закона эквивалентного нашему закону об обязательном среднем образовании, однако лишь два процента американцев не заканчивают своё школьное образование. Средние школы бывают разных типов: "академические", "профессиональные "и "многопрофильные". В России такого разделения нет.

Контроль знаний в американской системе образования происходит в хоте тестирования учащихся, в России это направление в последние годы тоже широко применяется в рамках ЕГЭ, ОГЭ, ГИА.

В США в отличие от России отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять  свою структуру образования самостоятельно. Для  США характерным является комплектование классов по интеллектуальным способностям учащихся. Детей делят на разные группы в соответствии с результатами тестов. В американской системе образования на всех уровнях отсутствуют единые учебные планы, программы и учебники. В России в средней школе строго соблюдается учебный план, без дифференциации интеллектуальных способностей учащихся.

Вузы США делится на два типа: колледжи и университеты. Главное отличие колледжа от университета это отсутствие научно-исследовательских программ, то есть в колледжах занимаются только подготовкой кадров, а научно-исследовательская деятельность если и есть, то очень незначительная. Университеты в США делятся на два типа: частные и государственные. Государственные университеты финансируются за счет штатов или административных округов. Как правило, это крупные вузы, их основная задача обучать студентов из своего штата, и поэтому для студентов из других штатов и конкурс, и плата за обучение обычно выше. В США около 65% частных колледжей и университетов, в их числе лучшие университеты мира, такие как: Гарвард, Йель, Принстон, Стенфорд и МИТ.

Учебная нагрузка в американских вузах меньше чем в российских, это связанно с тем, что многие студенты работают во время учёбы. Так же система высшего образования в США узконаправленна.

В США 43,1% населения имеют высшее образование, на каждого студента в среднем тратится 15912$. Американская система высшего образования считается одной из лучших в мире, а в американских вузах учится более полумиллиона иностранцев. В США бюджетные расходы на образование составляют 7,34% ВВП. Доля государственного финансирования в расходах на высшее образование составляет около 50%, американцы хорошо сочетают принципы государственного и частного финансирования[1]. При этом, когда речь идёт об источниках этого финансирования, то наиболее перспективными из них, как показывает опыт являются образовательные кредиты. Образовательные кредиты – основная форма финансирования высшего образования в США. Эта система позволяет минимизировать бюджетные расходы на высшее образование и перейти к ситуации, когда вузы финансируются в основном за счет взымаемой ими платы за обучение. Кредиты студентам для оплаты обучения предоставляются государством, самими учебными заведениями, частными организациями. В двух последних случаях государство, как правило, выступает гарантом возврата кредитов.

Что касается России, то у нас доля бюджетных расходов на образование составляет 5,53% ВВП. По данным на 2009 год, на одного учащегося тратится 5353$, что в три раза меньше чем в США. В России самый высокий в мире процент людей с высшим образованием – 53,3%. Доля частного финансирования в расходах на высшее образование составляет 5% [3]. В настоящее время широко обсуждается вопрос участия частного капитала в финансировании высшего образования.

На наш взгляд, решением проблемы финансирования и модернизации высшего образования может быть сочетание принципов государственного и частного финансирования. Когда речь идет об источникам этого финан- сирования, то наиболее перспективным из них, как показывает опыт, являются образовательные кредиты. Образовательные кредиты - основная форма финансирования высшего образования в Китае, Швеции, Японии. Многие страны ввели систему образовательных кредитов для того, чтобы минимизировать бюджетные расходы на высшее образование и перейти к ситуации, когда вузы финансируются в основном за счет взимаемой ими платы за обучение. Так произошло в Австралии, Великобритании, Нидерландах, Новой Зеландии, США. Кредиты студентам для оплаты обучения предоставляются государством, самими учебными заведениями, частными организациями. В двух последних случаях государство, как правило, выступает гарантом возврата кредитов [7, С. 107].

Анализируя развитие образовательного кредитования в России, следует отметить, что, несмотря на наличие определенного рода проблем как общих для всех стран, так и типичных для современной российской экономики, эта форма финансирования высшего образования обладает большим, не до конца реализованным в настоящее время потенциалом. Для его успешной реализации требуется государственная поддержка, прежде всего в части тщательной организационной проработки и выбора наиболее эффективных в условиях России схем. Итак,   мы  проанализировали  деятельность   государства,  как агента,  осуществляющего  социальные инвестиции, направленные непосредственно на формирование запасов компонентов человеческого капитала в целом и капитала образования в частности. При этом, представляется необходимым сделать вывод о том, что государство должно, с одной стороны, организовать, координировать и стимулировать процесс инвестирования в социальную сферу, а, с другой стороны, выступать в качестве основного,  но не единственного источника финансирования социальной сферы.

 

 

Список литературы

1.     Russia Today [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russian.rt.com/article/49938

2.     Вертинская, Ю.К. Роль и место инновационного образования в современной России // Новации и инновации в образовании: Коллективная монография; под редакцией академика ГАН РАО Ю.С. Давыдова.– Москва – Пятигорск,2010. –Том 2. – 203 с.– C.16 –25.

3.     Ведомости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/04/29/obrazovaniya-malo-obrazovannyh-mnogo

4.     Касаева, Т.В. Ресурс здоровья в функционировании человеческого капитала: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. – Пятигорск, 2007. – 24 с.

5.     Касаева, Т.В. К вопросу о финансовых источниках человеческого капитала [Текст] / Т.В. Касаева // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2007. – Т. 5. - №2. – Ч. 2. – С. 124- 130.

6.     Касаева, Т.В. Ресурс здоровья в функционировании человеческого капитала: теория и практика … монография – Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – 198 с.

7.     Касаева, Т.В. Особенности и проблемы функционирования человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики: монография / Т.В. Касаева. – Краснодар: ПГЛУ, 2011. – 164 с.