Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БРИКС КАК СУБЪЕКТ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2018г.

Характеристика БРИКС как международного института Глобальные экономические проблемы мирового сообщества, такие как неконтролируемые колебания валютных курсов, сохраняющиеся дисбалансы во внешних расчетах, рост внешней задолженности развивающихся стран поставили перед всеми участниками мировой финансовой системы труднейшую задачу выработки согласованных решений и принятия эффективных мер.

Платформой для решения подобных проблем стали международные организации, созданные с целью, так или иначе, осуществлять координацию действий отдельных групп стран и частных финансовых институтов по их урегулированию. Подобного типа организации на сегодняшний день являются надправительственными, оказывают существенное влияние и задают направление становления и развития всей мировой экономики и мирового финансового рынка. В рамках данной статьи будет проведен анализ одного из субъектов мирового финансового рынка, объединения БРИКС, т.е. выявлены механизмы и инструменты, с помощью которых данный институт оказывает влияние на мировой финансовый рынок, а также дана количественная оценка влияния анализируемой организации на финансовый рынок.

БРИКС (англ. BRICS) — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно- Африканская Республика. Сокращение БРИК (BRIC) было впервые предложено аналитиком Джимом О’Нилом в ноябре 2001 года в аналитической записке банка «Goldman Sachs» Building Better Global Economic (Кирпичи для новой экономики). До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS [11].

Члены БРИКС - развивающиеся или новые индустриальные страны, которые отличаются своими большими, быстро растущими экономиками и значительным влиянием на региональных и глобальных рынках; все пять участников БРИКС – члены G-20 (клуб правительств и глав центральных банков- государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой).

Министры иностранных дел первых четырех стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) впервые встретились в Нью-Йорке в сентябре 2006 года, начав серию встреч на высоком уровне. Полномасштабная дипломатическая встреча прошла в Екатеринбурге 16 мая 2008 года. В центре внимания встречи был поиск средств улучшения глобальной экономической ситуации и реформирования финансовых институтов, а также обсуждение того, как четыре страны могут лучше сотрудничать в будущем. В настоящее время Индия председательствует в группе БРИКС и провела восьмой саммит группы в октябре 2016 году в Гоа.

Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них как мощной и развивающейся экономики, так и большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

-Бразилия - 7-я экономика мира по паритету ВВП, богата сельскохозяйственной продукцией, близка к положению великих держав;

-     Россия - 6-я экономика мира по паритету ВВП, богата минеральными ресурсами, имеет крупнейшую в мире территорию, одна из двух крупнейших в мире держав, энергетическая, одна из потенциальных сверхдержав.

-Индия - 3-я экономика мира по паритету ВВП, дешёвые интеллектуальные ресурсы, одна из двух стран с более чем миллиардным населением, ядерная держава, близка к положению великих держав;

-   Китай - 1-я экономика мира по паритету ВВП и 1-ый в мире экспортёр («мировая фабрика»), обладатель крупнейших в мире валютных резервов, имеет крупнейшее в мире население, ядерная держава, великая держава;

-Южно-Африканская республика - 30-я экономика мира по паритету ВВП, разнообразные природные ресурсы, главная африканская региональная держава.


Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран (43 % от населения планеты) обусловливает дешевизну труда в них, что является препятствием для высоких темпов экономического роста.

В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволят им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к утрате лидирующей позиции современной западной экономической элиты, и к переходу на другую модель экономического управления, не нуждающуюся в наличии элиты как таковой.

Страны БРИКС привержены делу построения гармоничного мироустройства, опирающегося на прочный мир и общее процветание, и исходят из того, что XXI век должен стать веком мира, безопасности, развития и сотрудничества. Именно это общее твердое стремление к миру, безопасности, развитию и сотрудничеству сблизило страны БРИКС.

Страны БРИКС готовы, на основе общепризнанных норм международного права и многостороннего подхода к принятию решений, сотрудничать с другими странами, как развитыми, так и развивающимися, в целях решения проблем, с которыми сталкивается современный мир, и использования возможностей, которые перед ним открываются.

Основными целями Стратегии БРИКС являются:

-   разработка новых моделей и подходов к справедливому развитию и глобальному росту с упором на взаимодополняемость и использование сильных сторон экономик стран БРИКС;

-   формирование и развитие институтов и механизмов БРИКС в целях объединения усилий стран- партнеров для преодоления кризисных явлений в экономике, координация действий в ответ на глобальные экономические вызовы и угрозы;

-   достижение экономической безопасности и обеспечение глобальной конкурентоспособности всех стран-партнеров, синергия государств-участников в интересах развития каждого из них;

-   развитие и выработка механизмов торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества стран БРИКС;

-   содействие повышению уровня жизни и искоренению бедности в каждой из стран, входящих в объединение;

- объединение усилий для развития в странах инновационной экономики;

наращивание взаимодействия и сотрудничества с государствами, не входящими в БРИКС, а также региональными экономическими объединениями;

Стратегия БРИКС основывается на следующих принципа [17]:

-приверженность государств-участников международному праву и признание роли ООН в качестве главного многостороннего форума, на который возложена ответственность за реализацию надежд, содействие миру, порядку и устойчивому развитию в мире;

-приверженность государств-участников правилам существующей международной торговой системы, центром которой является ВТО;

-строгое уважение суверенитета государств-участников и их равноправия;

учет национальных интересов, приоритетов и стратегий экономического развития всех входящих в объединение стран;

-прозрачность и консенсус в принятии решений;

-конструктивное партнерство в развитии экономического сотрудничества;

открытый характер сотрудничества между странами БРИКС, их ненацеленность на формирование замкнутого экономического блока.

В результате реализации Стратегии экономического сотрудничества стран БРИКС объединение позиционируется как новый центр экономической силы, свободное и ответственное партнерство нового типа, основанное на взаимовыгодных и равноправных экономических отношениях и консенсусе в принятии решений.

Сотрудничество в рамках БРИКС не подменяет собой развития двусторонних связей, а является развитием существующего. Реализация Стратегии экономического сотрудничества стран БРИКС будет способствовать созданию дополнительных условий для повышения конкурентоспособности национальных экономик стран БРИКС в глобальной экономике.

Таким образом, проанализировав теоретические аспекты функционирования организации БРИКС, перейдем к непосредственному анализу ее влияния на мировой финансовый рынок.

Проекты БРИКС, направленные на балансирование мировой экономики

Основные проекты БРИКС согласуются, разрабатываются и реализуются в рамках ежегодных саммитов. Встречи Глав БРИКС предусматривают расширение многостороннего делового сотрудничества в целях ускорения социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности участников БРИКС в мировой экономике.

Главы стран БРИК собрались на свой первый саммит 16 июня 2009 года в Екатеринбурге. По итогам саммита было принято два заявления [7]:

Совместное заявление лидеров стран БРИК;

Лидеры выразили убежденность в том, что финансово-экономическая архитектура должна основываться, в частности, на следующих принципах:

-демократичность и прозрачность принятия и выполнения решений в международных финансовых организациях;

-прочная правовая основа;

-совместимость     деятельности     эффективных     национальных     институтов     регулирования и международных органов, устанавливающих стандарты;

-укрепление управления рисками и надзорной практики.

Совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности.

Данное заявление включало следующие меры:

-Направление в сельскохозяйственный сектор дополнительных ресурсов и помощи по каналам соответствующих национальных бюджетов и по линии международных институтов развития.

-Обеспечение более широкого доступа к продовольствию на национальном и международном уровнях. Это связано с тем, что в период кризиса 2008 года во многих странах резко выросли цены на продовольственные товары, что требовало принятия мер, обеспечивающих доступ к продовольствию всем слоям населения.

Второй саммит руководителей стран БРИК состоялся в 2010 году в Бразилии. По итогам саммита было сообщено о подписании ряда межгосударственных договоров, и о важнейших затронутых вопросах: преодоление последствий кризиса, и создание нового финансового порядка, в частности, в части права на большее влияние в таких международных организациях, как Всемирный банк и МВФ. В частности страны активно обсуждали вопрос о реформировании МВФ и изменении формулы для расчета квот [7].

Третий саммит БРИКС состоялся в Китае. На данном саммите состоялось официальное включение в группу пятого её члена — ЮАР. Во время встреч теперь уже пяти президентов были затронуты различные вопросы взаимного сотрудничества. Страны БРИКС в очередной раз высказались за скорейшее присоединение Российской Федерации к ВТО, всеобъемлющую реформу ООН, мирное урегулирование ливийского вопроса. По итогам саммита была подписана совместная декларация, в которой были сформированы основные направления мировой политики и план действий на ближайший год [7].

Четвертый саммит проходил в 2012 году в Индии. Встреча была посвящена проблемам глобальной экономики, антикризисным мерам, а также проблеме урегулирования ситуации вокруг Сирии и Ирана. Также стороны обсудили возможности создания совместного банка развития и механизмы сближения своих фондовых площадок. Идея создания нового всемирного банка развития означает, прежде всего, постепенный отказ от евро и доллара в расчетах между странами и предусматривает процесс укрепления национальных валют. Президенты стран БРИКС дали поручение своим министрам финансов изучить реализуемость и жизнеспособность этой инициативы [7].

Пятый саммит БРИКС проходил в ЮАР. По итогам саммита обнародована Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. В декларации дана оценка текущей мировой политической и экономической ситуации, отражены общие подходы стран БРИКС по актуальным вопросам многостороннего сотрудничества. В присутствии лидеров БРИКС подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере «зелёной экономики», софинансировании инфраструктурных проектов в Африке и Декларация о создании Делового совета БРИКС[7].

Объявлено также о подписании Декларации об учреждении Консорциума экспертных центров стран БРИКС и о выходе совместной статистической публикации стран БРИКС.

Шестой саммит глав государств БРИКС с участием Владимира Путина прошёл в бразильских городах. Один из самых важных саммитов по итогам  которого  подписано  соглашение  об учреждении Нового банка развития и договор о создании пула условных валютных резервов стран-членов БРИКС.

Объявлено о размещение наземных станций ГЛОНАСС на территории стран БРИКС сделает систему более конкурентоспособной, надеются российские лоббисты этой идеи. БРИКС располагает уникальным геостационарным преимуществом: страны-участницы расположены на трёх континентах.

Страны БРИКС в 2014 году проявили озабоченность спадом своих экономик, рассматривались возможные мероприятия, направленные на то, чтоб нарастить товарооборот и поднять значимость организации на международной арене [7].

Седьмой саммит группы прошел в России. Самым ярким событием стал старт работе Банка развития, разработана так называемая «дорожная карта» инвестиционного сотрудничества. Принято решение о более широком использовании в торгово-экономических обменах национальных валют. Прошла уже торговля фьючерсами на пару рубль-юань.Также страны БРИКС договорились сообща противодействовать терроризму и обеспечивать международную безопасность .

Восьмой саммит был проведен в 2016 году в Индии. Страны выступили с заявлением о том, что глобальная торговля и инвестиции находятся в упадке. Цены на сырье колеблются. И основополагающие проблемы, которые привели к возникновению глобального финансового кризиса, остаются неразрешёнными. БРИКС надеется ответить на вызовы современности развитием сотрудничества внутри самого объединения. Участники встречи решили “продвигать реформы глобальной финансово- экономической инфраструктуры, которая бы учитывала повысившуюся роль новых развивающихся экономик”. Была достигнута также договоренность ускорить создание рейтингового агентства БРИКС [11].

Девятый саммит прошел в сентябре 2017 года в Китае. Председательствующий в 2017 году в БРИКС Китай выступил с инициативой расширения, так называемого формата "outreach", пригласив на саммит глав Египта, Таджикистана, Мексики, Гвинеи и Таиланда. Шаг был предпринят для того, чтобы привлечь к сотрудничеству как можно больше растущих экономик из разных концов мира, цели и интересы развития которых во многом совпадают. Китай выразил готовность выделить 4 миллиона долларов на развитие проектов и поддержание долгосрочного и стабильного функционирования Нового банка развития (НБР) БРИКС, еще  500  миллионов  долларов  в фонд  по линии  сотрудничества  Юг-Юг для поддержки развивающихся стран. Также Пекин намерен запустить программу по экономическому и техническому сотрудничеству БРИКС с первоначальным бюджетом в 500 миллионов юаней (около 76 миллионов долларов) [5].

Десятый саммит БРИКС состоится в ЮАР в 2018 году.

Поскольку на саммитах БРИКС подписываются все основные многосторонние договоры о сотрудничестве, разрабатываются и реализуются различные проекты, то для оценки влияния БРИКС на мировой финансовый рынок необходимо рассмотреть, какой эффект имеют программы БРИКС и как их реализация сказывается на мировой экономике.

Во время саммитов страны-участницы обсуждают разные проблемы — финансовые, научно- технические, культурные, политические. Решения, принимаемые Лидерами стран, предусматривают расширение многостороннего делового сотрудничества в целях ускорения социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности участников БРИКС в мировой экономике.

Проблемы и перспективы развития организации БРИКС «Неформальный блок» БРИКС существует уже более десяти лет, а вопрос о ее дальнейшем развитии становится все более дискуссионным. По отношению к группировке сложились различные точки зрения: одни экономисты считают, что БРИКС может стать основой нового миропорядка, другие – что объединение стран символично и не способно оказывать существенное влияние на мировые процессы, третьи рассматривают группировку в основном как антизападную коалицию.

К проблемам развития организации можно отнести следующие [17]:

За исключением создания НБР и УВР формат БРИКС пока не продемонстрировал свою эффективность и содержательность. Так, для разработки совместных мер требуется не один раунд дискуссий.

В ходе встреч на высоком уровне каждый лидер БРИКС озвучивает собственные идеи, а серьезного диалога и обмена мнениями не происходит. Лишь после предварительного обсуждения лидеры могут организовать встречи высокого уровня, чтобы поговорить о реализации предложений и реакции на аргументы других лидеров. После этого они могут вернуться за стол переговоров и согласовать совместные шаги.

На уровне министров диалог носит более содержательный характер. Представители заранее готовят повестку дня и варианты действий для последующего обсуждения на встречах. Однако эти варианты представляют собой лишь предложения и рекомендации, а не официальную корректировку политического курса.

Главное испытание будет касаться способности стран БРИКС не поддаться соблазну  создания официального  альянса, чтобы бросить вызов лидерству Запада. Было бы рискованно использовать эту площадку для разжигания антизападных настроений. Группа БРИКС призвана уравновесить давление Запада и отстаивать интересы средних держав.

Странам БРИКС также не следует пытаться преобразовать эту группу в традиционный альянс в сфере безопасности. Членство в БРИКС может усилить экономическую безопасность стран-участниц, но развивать военное сотрудничество и иные форматы традиционной безопасности было бы нецелесообразно. Россия может выступать за формирование структур безопасности в рамках БРИКС, но Индия, Китай и Бразилия не слишком заинтересованы в превращении группы в подобную коалицию.

Кроме того, странам БРИКС нельзя поддаваться искушению развязать конкурентную борьбу с другими структурами. Международное сообщество включает и «большую двадцатку», состоящую из трех групп: «большой семерки», БРИКС и ряда средних держав, в том числе Австралии, Южной Кореи и Аргентины. Группа БРИКС сможет эффективнее отстаивать свои интересы, если будет действовать через «двадцатку».

Все эти страны живут в едином мире. Чтобы сделать существующую систему более справедливой, страны БРИКС должны не бросать ей вызов, а реформировать ее. Несмотря на большое количество проблем, с которыми сталкивается данная организация, в основном это связано с тем, что у каждой страны БРИКС — собственные цели. Например, Россия имеет существенные интересы в сфере безопасности. Индия же стремится привлечь китайские инвестиции и облегчить давление, связанное с климатическими изменениями.

Страны БРИКС пытаются найти баланс между общими интересами и разногласиями.

Несмотря на наличие соперничества, стратегическая координация действий возможна. У стран БРИКС есть общие интересы и пути развития в плане экономики, и они доказали свою способность взаимодействовать в этой сфере.

Многообещающих областей для сотрудничества немало. В марте 2013 г. учрежден Деловой совет БРИКС, состоящий из 25 видных предпринимателей пяти стран-участниц, представляющих многие отрасли и сектора экономики. Кроме того, группа создала площадку для обмена информацией и опытом, охватывающую не только экономическое сотрудничество, но и взаимодействие в сфере образования, культуры и экологии.

На наш взгляд, сотрудничество в рамках БРИКС будет развиваться поэтапно. Страны-участницы объединяют усилия в тех сферах, где у них есть консенсус, а решение более чувствительных вопросов откладывают до тех пор, пока у группы не появится прочный экономический фундамент. В ближайшие десятилетия они скорее всего будут действовать в том же духе, возможно, сотрудничая на импровизированной основе по отдельным вопросам. Кроме того, группа может превратиться в «клуб лидеров» наподобие «большой семерки» стран с передовой экономикой.

Сотрудничество также может углубляться путем создания сетей вузов и аналитических центров. Вузы стран БРИКС, например, хотят создать программы по стимулированию интернационализации, в частности, за счет формирования университетской лиги, о которой пойдет речь в недалеком будущем. Кроме того, скорее всего под эгидой БРИКС будет создан новый аналитический центр по вопросам финансов и экономики. Эти сети способны обеспечить консенсус по определенным вопросам, а затем предложить лидерам своих стран включить согласованные вопросы в повестку дня БРИКС.

Подобный подход «снизу», некая форма «многосторонности в квадрате», контрастирует с процессом «сверху», традиционно характерным для многосторонних структур. Эта новая система стимулирует участие в игре широкого круга игроков, включающего государственных, неправительственных, местных и международных авторов.

 

Список литературы

 

1.Распоряжение Правительства РФ № 1238-Р от 7 июля 2014 г. Приложение Статьи соглашения Нового банка развития / [Электронный ресурс],Официальный сайт Правительства РФ. Электорн. дан. – Режим доступа: http://government.ru/media/files/41d4f182b0a752fcdac5.pdf.

2.Банк БРИКС может выделить первые займы компаниям высоких технологий // РИА Новости. 27 февраля 2015. [Электронный ресурс] – Режим  доступа: http://ria.ru/economy/20150227/1050100508.html.

3.Банк БРИКС займётся "озеленением" финансов / [Электронный ресурс] ИАР ТАСС. 23 марта 2016. Электорн. дан. – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/2894920.

4.Григорьев Л.М., Морозкина А.К. Банк Развития // Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты// сб. статей / Под ред. В.А. Никонова, Г.Д. Толорая.-М.: РУДН, 2013. С. 273.

5.Девятый     саммит     БРИКС:     заявления     о     дружбе,     открытости     и     сотрудничестве https://ria.ru/world/20170905/1501845256.html

6.Макроэкономика: учебник/ отв.ред.М.Л.Альпидовская, Н.В.Цхададзе.- Ростов н/Д: Феникс, 2017.- 409с.

7.Национальный комитет по исследованию БРИКС: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Саммиты и документы -2009-2017.- Электорн. дан. – Режим доступа: http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs

8.Потенциал     энергетического     сотрудничества     БРИКС     \     [электронный     ресурс]     : http://ac.gov.ru/files/publication/a/5941.pdf

9.Российский совет по международным делам: официальный сайт [Электронный ресурс] / Панорама БРИКС. Новый банк развития БРИКС: итоги первого года работы.- 2016- Электорн. дан. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/blogs/mihail-lavrov/2832/

10                 .Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций: Монография. М.: Издательско- торговая корпорация "Дашков и К°", 2014. С. 177.

11                 .Совместное заявление лидеров стран БРИКС «VIII саммит БРИКС - Декларация Гоа» (Гоа, Индия, 16.10.16): [электронный ресурс] Электорн. дан. – Режим доступа: http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs

12.   Цхададзе Н.В. Международный валютный фонд (МВФ) и его влияние на мировой финансовый рынок// Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития.- Волгоград, 2017- С.11-17.

13. Цхададзе Н.В. Международные финансовые рынки как фактор глобализации мирового хозяйства// Тенденции развития экономики и менеджмента.-  Казань, 2017- С.38-43.

14. Цхададзе Н.В. Риск возникновения кризисных процессов и экономического застоя а современной России // Phenomenon of the market economy: vectors and features evolution. Academic Monograph.- LSP, 2017, 620р.

15.Цхададзе Н.В. Эволюция мировой экономической мысли от истоков до наших дней: монография /Н.В. Цхададзе. – М.: Издательство «Русайнс», 2017.-166с.

16. BRICS Nations-led New Development Bank to Raise up to 3 Billion in Next 3 Years / [Электронный ресурс]: Официальный сайт New Development Bank. 21 September, 2016. Электорн. дан. – Режим доступа: http://www.ndb.int/BRICS-nations-led-New-Development-Bank-to-raise-up-to-3-billion-in-next-3- years.php

17. Juutinen M., Kakonen J. Battle for Globalisations? BRICS and US Mega-Regional Trade Agreements in a Changing World Order : Observer Research Foundation. 2016, P. 32