Современная парадигма финансового планирования базируется на теоретических положениях и выводах многих научных дисциплин и отражает тесную взаимосвязь финансового планирования с другими функциональными направлениями управления, механизмами функционирования и инструментами финансового рынка.
Основой современной теории финансового планирования, на наш взгляд, являются положения общей теории планирования, теории фирмы, теории менеджмента и теории финансов, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Основа современной теории финансового планирования
|
Теория |
Концепция |
|
планирования |
- концепции планирования; - принципы планирования; - методы планирования; |
|
фирмы |
- целеполагание; |
|
менеджмента |
- организация планирования; - технология планирования; |
|
финансов |
- принятие решений по установлению пропорций в процессе формирования, распределения финансовых ресурсов. |
В соответствии с хронологией развития вышеперечисленных теорий, правомерно выделить несколько этапов развития финансового планирования.
Для первой половины 20-го столетия характерными особенностями развития финансового планирования были его ориентация на краткосрочную перспективу, преимущественное применение методов экстраполяции и экспертного метода. Финансовое планирование опиралось на доминирующую для этого периода концепцию рационального планирования, маржиналистскую теорию фирмы, рассматривающую в качестве целевого показателя деятельности максимальную прибыль, положения классической школы менеджмента, что отражает таблица 2.
Таблица 2 – Эволюция теории финансового планирования
|
Этап |
Характеристика |
Особенности развития теоретической базы |
|
20 - 50 гг. 20 в. |
Краткосрочное и среднесрочное финансовое планирование в форме бюджетирования. Бюджетирование по центрам ответственности. |
Рациональная модель планирования; ориентация на максимизацию прибыли; организация финансового планирования «сверху-вниз». |
|
50 - 60 гг. 20 в. |
Долгосрочное финансовое планирование. |
Теория инкрементализма; изменение целевой функции финансового планирования: минимизация трансакционных издержек, рост объемов реализации, рост добавочной стоимости; организация финансового планирования «снизу-вверх» и встречного планирования. |
|
70 гг. 20 в. - настоящий день |
Стратегическое финансовое планирование, концепция финансовой стратегии. |
Развитие теории коммуникативного планирования; изменение целевой функции – максимизация рыночной стоимости предприятия. |
Начиная с 50-х гг. двадцатого столетия изменились условия хозяйствования, что привело к развитию долгосрочного планирования, в том числе и финансового [3, с.10].
Появление новых концепций планирования – логического инкрементализма внесли изменения в концептуальные подходы к осуществлению финансового планирования.
Развиваются альтернативные школы менеджмента (человеческих отношений, поведенческая, эмпирическая, социальных систем), что приводит к изменениям в организации процесса финансового планирования (технология «снизу-вверх», встречное планирование).
Развитие теории фирмы выдвигает иные целевые показатели деятельности предприятия, которые находят отражение в системе финансовых планов.
Современный этап развития финансового планирования связан со стратегической ориентацией плановых усилий, в том числе и по финансовой составляющей, целевым подходом к организации процесса планирования, привлечение максимального количества сотрудников к плановым процедурам, что соответствует теории коммуникативного планирования. Гуманизация общества, изменение ценностных ориентиров изменяет общие подходы к управлению и целеполаганию, что отражается на процессе организации финансового планирования и основных целевых показателях финансового плана [4, с.38].
Современный этап развития финансового планирования характеризуется следующими особенностями:
- трехзвенность системы финансового планирования, которая охватывает стратегический, тактический (текущий) и оперативный уровни планирования, их согласованность и увязка показателей;
- интерактивный подход к финансовому планированию, который обеспечивает учет прошлого, настоящего и возможности будущего;
- непрерывность финансового планирования, что дает возможность быстро и адекватно реагировать на изменения условий хозяйствования;
- многовариантность финансового планирования, что позволяет выработать модели поведения предприятия в тех или иных условиях, сохраняя финансовую сбалансированность;
- внедрение технологий коммуникативного планирования, которые в наибольшей степени обеспечивают координацию финансовых интересов различных стейкхолдеров;
- ориентация финансового планирования на развитие финансового потенциала предприятия, создание ценности для собственников бизнеса и других стейкхолдеров.
Исходя из эволюции теории финансового планирования, которая базируется на вышеперечисленных компонентах, разработана пирамида развития финансового планирования в России, представленная на рисунке 1.
Новизна предлагаемого подхода заключается в том, что из представленной схемы видно, что эволюция финансового планирования напрямую определена макроэкономическими условиями функционирования хозяйствующего субъекта.
1. Гинзбург А.И. Экономический анализ /А.И. Гинзбург – СПб.: Питер, 2008. – 528 с.
2. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия /Н.П. Любушин. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 423 с.
3. Маркарьян Э.А. Финансовый анализ /Э.А. Маркарьян. – М.: 2015. – 375 с.
4. Селезнева Н.Н. Финансовый рычаг /Н.Н. Селезнева. – М: «Финансы», 2011. – 340с.