Российская экономика за период 2014-2015 годов ухудшила свои показатели за счёт негативного влияния значительного падения цен на нефть и действия санкций, ограничивших доступ к мировым финансовым ресурсам и современным технологиям. Как будет развиваться экономическая ситуация в дальнейшем, что ожидает российский бюджет и расходы на образование в России в 2016 году?
По последним данным, опубликованным на сайте Международного валютного фонда, в текущем году объём ВВП России сократится на 1%, а не на 0,6%, как предсказывалось в октябре 2015 годах [1]. Прогноз усугубляет падение экономики России в 2016 году, что будет иметь негативное влияние на другие страны СНГ. В мировом масштабе прогноз ВВП меняется в сторону снижения от планируемого ранее на 0,2 процентного пункта в 2016 году и от 3,4 до 3,6 процентных пунктов в 2017 году [2].
Наглядно кривые отклонения прогнозов от предыдущих по некоторым странам представлены на Рисунке 1
- на 2016 год, Рисунке 2 -на 2017 год.
Статья расходов на образование считается одной из ключевых показателей социального развития страны, отражающей затраты государства на увеличение уровня образованности граждан.
Так, группой авторов Гладышевой А. В. и Горбуновой О.Н. подробно рассматривается роль образования как социального института, формирующего трудовой ресурс, функции образования, связь образования с прогрессом. Делаются выводы о том, что изменения в экономике влекут за собой изменения в требованиях и к трудовому ресурсу [3].
На Рисунке 3 приведены данные рейтинга стран мира за 2014 год по уровню расходов на образование, рассчитываемого как общий объем государственных и частных расходов на образование, выраженный в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). Показатель рассчитывался на основе данных национальной статистики и международных организаций. В качестве источника информации выступает база данных Всемирного банка «World Development Indicators», обновляемая ежегодно [4].
Первую позицию занимает страна Тимор-Лешти, далее Лесото, Куба, замыкает первую десятку Кипр. Во вторую десятку входят - 15 Норвегия, 16 Швеция, 17 Новая Зеландия, в четвертую -33 Нидерланды, 34 Франция, 35 Израиль, в шестую- 53 Швейцария, седьмую -63 Венгрия, 67 Испания, восемую- 72 Канада, 74 Италия, девятую – 81 Чехия. Сотую позицию занимает Таджикистан и последнюю позицию - Объединенные Арабские Эмираты [4].
Для сравнения приведём расположение стран, рассматриваемых ранее в прогнозах по перспективам развития мировой экономики по возрастающим значениям показателям рейтинга на Рисунке 3.
В экономической структуре национальное богатство страны определяется как основные ресурсы страны (активы), созданные и накопленные предыдущими поколениями с целью использования в производственной деятельности для изготовления товаров, оказания услуг и потреблении, обеспечения жизнедеятельности людей.
Выделяют главные движущие элементы, входящие в состав национального богатства это материальные (природные ресурсы, социально-производственный капитал) и нематериальные ресурсы (человеческий капитал - демографический потенциал, интеллектуальные и духовные ценности нации).
Значение показателя национального богатства является критерием для определения эффективности работы экономической системы по обеспечению благосостояния народа. Чем выше показатель национального богатства, тем могущественнее экономический потенциал - возрастание возможности увеличения валового внутреннего продукта и поднятия жизненного уровня населения страны.
Обратившись к рейтингу Всемирного банка ВВП за 2014 год ( с учетом обновленний 29 декабря 2015 года) и выбрав для сравнения среди представленных 193 стран мира восьмерку уже упоминаемых ранее стран была построена диаграмма - Рисунок 4.
По данным Федеральной службы государственной статистики на Рисунке 5 проиллюстрирована динамика развития национального богатства страны. Показатель национального богатства входит в значение оценки национального достояния государства.
Бибаров–Гусударев А.П., анализируя различные правовые научно-практические и исследовательские работы, в которых присутствует категория «национальное достояние» делает вывод о многообразии подходов в его интерпретации и приводит следующую дефиницию этого понятия - национальное достояние России – это принадлежащая народу универсальная совокупность определённых неотчуждаемых материальных, духовных и интеллектуальных ресурсов и ценностей, имеющих общенациональное значение, признанных обществом уникальными. Отмечается последовательность, с которой в некоторых современных работах указывается на естественные причины существования особой совокупности объектов, называемым национальным достоянием [8 с.80].
Однако, дать объективную оценку национального достояния государства не представляется возможным ввиду отсутствия определяющих критериев достоверности оценки стоимости интеллектуальной собственности, духовного и культурно-исторического наследия и т.д.
Важнейшей частью национального богатства является человеческий капитал, сопряжённый с основосоставляющим и необходимым для жизнедеятельности общества процессом образования, являющимся приоритетной отраслью развития экономики страны.
В этой связи при проведении анализа по финансовому исполнению Федерального бюджета относительно всех произведённых товаров и услуг в Российской экономике в динамике пяти прошедших лет выделим отдельно исполнение по расходам на образование в целом и исполнение бюджета Министерством образования и науки Российской Федерации. Полученные данные приведены в Табл.1.
Таблица 1
|
Показатель /год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов (в млрд. руб.) , в т.ч.: |
17616,66 |
19994,64 |
23174,71 |
25290,9 |
27 611,66 |
|
Образование |
1893,86 |
2231,76 |
2558,36 |
2888,78 |
3037,29 |
|
Удельный вес (%) |
10,75 |
11,16 |
11,04 |
11,42 |
11,00 |
|
Валовой внутренний продукт (в млрд. руб.) |
46 308,54 |
59 698,12 |
66 926,86 |
71 055,39 |
77 893,06 |
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) к ВВП |
38,04 |
33,49 |
34,63 |
35,59 |
35,45 |
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) образования к ВВП |
4,09 |
3,74 |
3,82 |
4,07 |
3,90 |
|
Федеральный бюджет, всего (в млрд. руб.), в т.ч. : |
9 054,7 |
9 651,0 |
11 400,3 |
11 500,7 |
12 618,8 |
|
Образование |
428,76 |
531,2 |
584,0 |
646,8 |
611,9 |
|
Удельный вес (%) |
4,74 |
5,50 |
5,12 |
5,62 |
4,85 |
|
Расходы Министерства образования и науки |
220,33 |
297,90 |
333,68 |
380,69 |
339,08 |
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) к ВВП |
19,55 |
16,17 |
17,03 |
16,19 |
16,20 |
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) образования к ВВП |
0,93 |
0,89 |
0,87 |
0,91 |
0,79 |
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) расходов Министерства образования и науки к ВВП |
0,48 |
0,50 |
0,50 |
0,54 |
0,44 |
Обобщив полученные результаты, можно сделать вывод, что за последние пять лет в среднем удельный вес по исполнению бюджетов бюджетной системы РФ к валовому внутреннему продукту составил:
ü консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов - 35 %, в т.ч. образование - 3,92 %;
ü федеральный бюджет – 17 %, в т.ч., на образование - 0,88 %;
расходы Министерства образования и науки - 0,49 % .
Средний удельный вес бюджетных затрат на образование к консолидированному бюджету составил в среднем 11%, а к федеральному - 5%.
Заглядывая в будущее, произведём прогноз расходов на образование с учётом оценки Министерства финансов по ВВП России - 78,7 трлн. рублей ($1,15 трлн.) на 2016 год и представим в Табл.2.
Таблица 2
|
Показатель /год |
2016 |
|
Валовой внутренний продукт (в млрд. руб.) |
78 700,00 |
|
Федеральный бюджет, всего (в млрд. руб.), в т.ч.: |
13 116,7 |
|
Образование |
564,301 |
|
Министерства образование и науки |
298,159 |
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) к ВВП |
16,67 |
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) расходов образования к ВВП |
0,72 |
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) расходов Министерства образование и науки к ВВП |
0,38 |
Основываясь на наблюдениях можно отметить, что в будущем вероятность падения позиции России в мировых рейтингах очевидна, как по развитию экономики с изменением ВВП, так и по расходам на образование в связи с сокращением бюджетного финансирования.
Образование, являясь фактором развития экономики страны в целом, так и общества должно по праву занимать достойную позицию в бюджете государства, дополнительно привлекая при этом иные источники.
С целью недопущения развития прогнозируемых событий необходимо проведение мероприятий по применению стимулирующих мер для привлечения большего объёма внебюджетных средств, частных инвестиций на развитие области образования.
Инвестируя в образование сегодня, мы инвестируем перспективы нашего будущего.
Список литературы
1. Николаев Я. МВФ ухудшил прогноз по сокращению российского ВВП// Российская газета от 19 января 2016 г.
2. Интернет источник: Бюллетень «Перспектив развития мировой экономики» // официальный сайт Международного валютного фонда: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/WEO/2016/update/01/pdf/0116r.pdf (19.01.2016г.)
3. Гладышева А.В., Горбунова О.Н. Роль образования как социально-экономического института в современной экономике// Социально-экономические явления и процессы/ 2012. №10 (46-51).
4. Интернет источник: Рейтинг стран по расходам на образование: официальный сайт группы организаций Всемирного банка http://data.worldbank.org/
5. Макарова Ю.В., Мациборская Д.А., Пацук О.В. Эффективность национального богатства в России/ Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты// 2015 №20 (с. 168-172)
6. Интернет источник: Показатели мирового развития 2014г. // официальный сайт группы организаций Всемирного банка: http://databank.worldbank.org/data/download/GDP.pdf (20.01.2016г.)
7. Интернет источник: Единая межведомственная информационно-статистическая система: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=36731(20.01.2016г.)
8. Бибаров - Государев А.П. Теоретико-правовая характеристика национального достояния/. Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015- [6 с. 80].
9. Николайчук О.А. / Национальное богатство России: история и современность / 2014 № 2 Том 6, (с.110-117)
10. Интернет источник // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: http://info.minfin.ru/kons_rash_isp.php (20.01.2016г.)