Качество – важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции. [5, С. 9] Ранее главным показателем при конкуренции товаров была цена, а затем уже качество, теперь качество становится главным фактором завоевания международных рынков.
Система качества – это определенный способ организации дела на предприятии, гарантирующий поставку потребителю продукции необходимого качества.
Принятие международных стандартов ИСО серии 9000, описывающих состав и структуру системы, требования к ее элементам, создало единую нормативную базу для сертификации систем качества во многих странах.
В мировой практике крупные фирмы уже давно перешли к взаимоотношениям со своими поставщиками на основе систем качества. Предприятие-потребитель запрашивает у поставщика сертификат на систему качества. Для потребителя система качества предприятия является гарантией качества продукции. Для руководителей предприятия система качества — это их уверенность в том, что задачи, которые они ставят перед коллективом, будут выполнены. [5, С. 15]
Системе менеджмента качества (СМК) соответствует концепция всеобщего управления качеством, т.к. эта система интегрирует организационные и функциональные структуры руководства качеством с тем, чтобы управлять бизнес-процессами на каждом организационном уровне. При создании системы определяются ответственности и полномочия по вопросам качества для удовлетворения всех заинтересованных сторон: потребителей, служащих, собственников предприятия, общества в целом. Общее количество документов – различных стандартов, предписаний, положений и других, часто противоречивых, значительно сокращается. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе (ИСО 9001:2000) приведена на Рисунке 1.
Для того, чтобы обеспечить работу организации, необходимо определить ряд взаимосвязанных процессов и осуществлять управление ими. Выходной элемент одного процесса часто может являться входным элементом для следующего процесса. Систематическую идентификацию таких процессов, понимание их последовательности и взаимодействия, а также управление ими часто называют «подходом к управлению, как к процессу» – Рисунок 2.
Это общая модель, иллюстрирующая взаимосвязь процессов. [7, С. 22]
Вертикальная петля показывает взаимосвязь между ответственностью руководства (раздел 5), создающей рамки системы, определением и применением ресурсов в рамках управления ресурсами (раздел 6), что необходимо для осуществления управления процессами (раздел 7) с целью превращения требований и ожиданий потребителя в определенные требования, выполнение которых позволит добиться удовлетворения потребителя. Петля завершается измерением, анализом и улучшением (раздел 8), связанным с анализом со стороны руководства (раздел 5.6) таким образом, что цикл возвращается к ответственности руководства (раздел 5), который включает санкционирование изменений и инициирование улучшения.
Горизонтальная петля иллюстрирует значимость роли потребителя, которая не ограничивается только предъявляемыми требованиями. Обратная связь с потребителем важна для выявления потребностей и возможностей дальнейшего улучшения. Процесс измерения удовлетворенности потребителя (раздел 8.2.1.1), таким образом, завершает горизонтальную петлю. [6, С. 37]
Как вертикальная, так и горизонтальная петля базируются на известном принципе – цикл Деминга (Deming's wheel): Планировать – Действовать – Проверять – Выполнять (Plan–Do–Check–Act).
Обе петли предусматривают создание обратной связи для процесса постоянного улучшения. Необходимость внедрения СМК имеет для предприятия «внешние» причины – выход на внешний рынок, конкурентные преимущества среди стран и фирм.
Однако немаловажны и «внутренние» причины: большая осведомленность о качестве; сокращение дефектов и их переделок; ускорение цикла производства и повышение производительности труда; позитивные культурные изменения, улучшение документации; повышение ответственности за качество своего труда; корпоративная культура и др.
Система менеджмента качества, соответствующая требованиям МС ИСО 9001-2000 –это внешняя сторона деятельности предприятия, его конкурентное преимущество. [1, С. 12]
Одной из известных и широко распространенных форм подтверждения соответствия является сертификация, которая определяется (в соответствии с тем же вышеуказанным законом) как реформа осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. [2, С. 5]
Орган по сертификации – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. [2, С. 5]
По положительным результатам проведенных сертификационных работ выдается документ – сертификат соответствия, который удостоверяет соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Непосредственно работы по подтверждению соответствия и выдаче сертификата осуществляются в определенной системе сертификации, представляющей собой совокупность правил выполнения работ по сертификации ее участниками и правил функционирования системы сертификации в целом. [2, С. 32] Подтверждение соответствия показано на Рисунке 3.
¾ международные организации по сертификации;
¾ органы по сертификации однородной конкретной продукции, услуг и т.п.;
¾ аккредитованные испытательные центры (лаборатории);
¾ предприятия - изготовители и поставщики продукции.
При проведении сертификации участвующие стороны представляют, как правило, интересы: изготовителей, поставщиков (первая сторона); покупателей, потребителей (вторая сторона); лиц или органов, признаваемых независимыми от участвующих в сертификации сторон (третья сторона). [2, С. 35]
Мировая практика показала, что для современных условий рыночной экономики подтверждение соответствия и сертификация различного рода объектов (продукции, услуг, работ, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, систем управления качеством и т.п.) техническим регламентам, стандартам и условиям договоров является действенным средством повышения эффективности деятельности предприятий, способствующим:
¾ удовлетворению и повышению спроса;
¾ развитию научно-технического сотрудничества и торгово-экономических связей страны;
¾ продвижению, диффузии и закреплению продукции, услуг и т.п.
¾ на внешнем и внутреннем рынках;
¾ выбору потребителями необходимых им продукции, услуг и т.п.;
¾ повышению качества и конкурентоспособности продукции, услуг и т.п. на рынках;
¾ созданию правовых условий для свободного перемещения
¾ продукции, услуг и т.п. как по России, так и по другим странам мира.
Все это, в конечном итоге, способствует закреплению предприятии на рынках на достаточно длительное время. Именно это предопределило широкое распространение подтверждения соответствия и сертификации во всем мире, в том числе и в России. Соответственно сертификация как необходимый компонент рыночных отношений объективно является одной из функций системы управления качеством. [1, С. 210]
Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо осуществлять менеджмент систематически и открыто.
Модель системы менеджмента по МС ИСО 9001-2000 основана на 8 основных принципах успешного бизнеса [4, С. 51]:
а) Ориентация на потребителя: организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
б) Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
в) Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
г) Процессный подход: желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
д) Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.
е) Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
ж) Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
з) Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Успешное использование организацией восьми принципов менеджмента приведет в результате к выгодам для заинтересованных сторон, таким как увеличение денежного оборота, создание ценности и повышение стабильности. [3, С. 7]
Политика в области качества – это общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
После утверждения Политики необходимо сформулировать цели организации в области качества – то, чего добиваются, или к чему стремятся в области качества.
Цели должны быть разработаны по каждой функции организации и по каждому уровню, т.е. должно быть развернуто «дерево целей»: от миссии организации к общеорганизационным целям, специфическим целям и конкретным задачам подразделений.
Каждое структурное подразделение организации должно иметь и поддерживать в рабочем состоянии свой комплект документов, определяющий характер деятельности подразделения в СМК и обеспечивающий прослеживаемость результатов этой деятельности. [3, С. 11]
Список литературы
1. Всеобщее Управление качеством: учебник для вузов. / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, Ю.В. Зорин, А.И. Гуров. – М.: Горячая линия – Телеком, 2001. – 266 с.
2. ГОСТ Р 40.003-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств. - М.: Издательство стандартов, 2001. – 120 с.
3. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требование. - М.: Издательство стандартов, 2001. – 150 с.
4. Григорович, В.Г. Информационные методы в управлении качеством. / В.Г. Григорович. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. - 200 с.
5. Окрепилов, В.В. Экономика качества. / В.В. Окрепилов. - СПб: Наука, 2011. – 308 с.
6. Хохлявин С.А. Стандарт ISO 50001: системный подход к энергоменеджменту. // ЭнергоАудит. – 2009. – № 3(11). – С. 36-37.
7. Шлафман, А.И., Михайлов, В.И., Большаков, А.С. Современный менеджмент организаций: теория и практика. / А.И. Шлафман, В.И. Михайлов, А.С. Большаков. – СПб. Изд-во СПбГПУ, 2011. – 406 с.