Последние десять лет характеризуются созданием крупных холдинговых структур, обеспечивающих вертикальную интеграцию. Многие компании стремятся к этому для достижения важных целей: – большая независимость от поставщиков; – увеличение цепочки добавленной стоимости для получения большей прибыли. В больших вертикально интегрированных структурах особое место отводится интеграции разноуровневых участников создания продукта в единую систему, при этом количество связей (материальные, информационные, финансовые потоки) растут экспоненциальным образом [1]. Стратегическим направлением аудита качества XXI в. является создание интегрированных систем качества, которыми называется реализация на предприятии различных функций управления с помощью комплексного внедрения двух или более стандартов.
На основе формирования и развития синергетических резервов корпоративной организации (КО) экономика страны получает импульсы, с одной стороны, к поддержанию равновесного состояния, с другой – к саморазвитию, вот почему можно утверждать, что синергия – это тенденция, характеризующая развитие мировой экономики и ее макро-, мезо-, микроуровней. Системы качества (СК) , создаваемые на предприятиях, прежде всего позволяют сэкономить ресурсы на ее разработку, функционирование и сертификацию. СК, объединяющая корпоративные образования, повышает доверие потребителей, общественности, инвесторов руководящих органов, поддерживает хороший имидж и рыночную стоимость акций, снижает аварийность [2]
Синергизм – совместное действие для достижения общей цели, основанное на принципе, что целое представляет собой нечто большее, чем сумма его частей. Синергизм означает превышение совокупным результатом суммы слагающих его факторов. В последние годы концепция синергизма дополнилась понятием возможного негативного синергетического эффекта, особенно в области общекорпоративного управления. К наиболее значимым составляющим синергизма аудита качества КО относятся: – качественное управленческое решение (обоснованное, правомочное, своевременное, выполнимое); – корпоративная культура (главные ее составляющие: миссия – сформулированное в удобной форме предназначение организации, позволяющее каждому сотруднику легко представить себя частью целостного образования; видение – описание будущего организации, которое может быть достигнуто при благоприятных условиях так, как оно видится руководству или владельцам компании; базисные ценности и корпоративная этика); – постоянное улучшение деятельности (непрерывное стремление организации превзойти достигнутые результаты в различных областях); – инновации (нововведения); – профессионализм менеджеров (обучение, повышение квалификации, изучение профессиональной литературы и т. п.).
Анализ показал, что существуют три различных варианта синергизма систем аудита качества КО:
1) параллельные независимые друг от друга системы менеджмента;
2) аддитивные модели интегрированных систем, заключающиеся в добавлении к базовой системе любой другой системы менеджмента (в качестве добавочных элементов). При этом разрыв между началом работ по внедрению одной системы и началом внедрения следующей может составлять от полугода до нескольких лет
3) полностью интегрированные модели, т. е. объединение частей в одно новое целое.
В деятельности КО можно выделить качественно различные ее стадии. Так что одни и те же действия, совершенные на разных стадиях деятельности, имеют иной смысл и значение. Таким образом, синергетические резервы формируются в пространстве целей, объектов, субъектов, форм, методов, средств, стадий, места, времени и условий КО. Элементарные действия или события деятельности представляют собой точки в таком пространстве, а упорядоченные потоки событий – траектории (Рисунок 1) [3]
Синергетические резервы формируются как дополнительный эффект по результатам воздействия на основные компоненты состояния функционирования КО (услуги, система управления, собственный капитал, активы, ресурсная база, доходы и расходы), контроля над эффективностью управления ими в рамках реализуемой стратегии непрерывного развития.
В Табл.1 приведены основные факторы, которые объединяют многие предприятия, реализующие синергетические резервы и не характерны для предприятий, имеющих традиционную систему управления качеством.
Таблица 1 Сравнительный анализ КО, реализующего синергетические резервы и СК отдельной организации
Перечень характеристик, присущих успешным КО с положительными синергетическими резервами для повышения качества продукции и услуг по мнению авторов должна включать следующие методические рекомендации:
––у каждого члена КО есть чувство общей цели, каждый член КО готов работать над достижениями целей проекта;
––руководство КО знает, у кого из ее членов какие способности и знания, потенциал и использует их для работы над проектом в соответствии с необходимостью. Персонал КО с готовностью подчиняется и признает полномочия тех, чьи знания и квалификация важны для выполнения непосредственной задачи;
––к членам КО отношение равное и работают они на равных, что способствует достижению целей и поддерживает сплоченность и хорошее моральное состояние в коллективе;
––энергия персонала КО направлена на решение проблем, а не на выяснение отношений и конкуренцию;
––поощряются различные мнения и свободный обмен ими;
––для того чтобы поощрить творчество и способность принимать риск на себя, ошибки рассматриваются как возможность научиться чему-либо, а не как повод для наказания;
––работники КО лично для себя устанавливают высокие критерии работы и оценки ее эффективности и поощряют друг друга достигать цели проекта;
––каждый работник КО считается неотъемлемой частью и важным источником как профессионального, так и персонального роста.
Список литературы
1. Толстых Т.Н. Методическое обоснование формирования и развития синергетических резервов повышения качества продукции корпоративной организации / Т.Н. Толстых, С.С. Сараев, Е.В. Богомолова // Вестн. Тамбов. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов, 2010. – Вып. 2 (82).
2. Юрасов И.П. Проблемы планирования на среднесрочном уровне вертикально интегрированных предприятий / И.П. Юрасов, Ю.Ю. Костюхин // Экономика в промышленности. – 2010. – № 1. – Январь– март. – С. 41–44.