Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПАЦИЕНТОВ ПЕРЕД ХИРУРГИЧЕСКИМ ВМЕШАТЕЛЬСТВОМ НА АМБУЛАТОРНОМ ПРИЕМЕ

Авторы:
Город:
Чебоксары
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2020г.

Оказание стоматологической помощи — один из востребованных видов врачебной помощи на первичном амбулаторном этапе.

Несмотря на существенные успехи в оказании стоматологической помощи, остается большое количество вмешательств, связанных с негативными психосоматическими и эмоциональными реакциями пациентов, а порой и выраженным дискомфортом, как при оказании стоматологической помощи, так и после ее окончания. Чаще всего наблюдаются состояния тревожности, стресса и психологического напряжения, переходящего в эмоциональный срыв или депрессивные состояния, приводящие к невозможности эффективного стоматологического лечения. Так исследования в области клинической психологии в странах Западной Европы и России показывают, что, несмотря на достаточно высокий уровень оказания стоматологической помощи, от 25 до 36 % взрослых людей испытывают страх перед посещением стоматолога [3].

Общие тенденции в современном здравоохранении направлены на обоснованный перевод части стационарных технологий в условия дневного стационара или амбулаторный прием, что выводит на первый план психологическую готовность пациента к оказанию объемной хирургической помощи в амбулаторных условиях или условиях дневного стационара.

Современное техническое оснащение АУ «Городская стоматологическая поликлиника» Минздрава Чувашии (г. Чебоксары) позволяет проводить сложные хирургические вмешательства и обширные операции на мягких и твердых тканях верхней и нижней челюстей в условиях стоматологической поликлиники. Страх перед таким обширным стоматологическим вмешательством у пациентов может выражаться не только в общем беспокойстве, тревожном настроении и панике, но также приводить к изменению гемодинамических показателей, дыхания, уровня сахара в крови, усилению потоотделения, а также неотложным состояниям [2].

Врачам-стоматологам для успешной работы недостаточно только мануальных навыков при лечении заболеваний зубочелюстной системы – они сталкиваются с психологическими особенностями пациентов, которые требуют индивидуального подхода, что создает необходимость к созданию благоприятного психологического климата, ведь от того, как выстроятся межличностные отношения, в значительной мере будет зависеть и успешность лечения. В процессе решения медицинских проблем между врачом и пациентом возникает связь, которая представляет собой системно организованное человеческое взаимоотношение, которое может быть как положительным, так и отрицательным, а от его характера зависит эффективность, качество и результаты лечения. Стоматолог не может рассчитывать на успех в своей работе, не применив индивидуальный психологический подход к каждому конкретному пациенту [2].

Для определения психоэмоционального статуса пациентов в условиях амбулаторного стоматологического приёма, можно использовать различные шкалы и опросники, которые обладают определёнными достоинствами и недостатками. Например, шкала клиническая стоматологическая (ШКС) позволяет определить преобладающий тип психоэмоциональной реакции пациента на предстоящее вмешательство путём составления специальных графиков, симптоматический опросник SCL-90-R позволяет определить паттерны психологических признаков у пациентов, но необходим предварительный инструктаж больного и специальные бланки [1]. Однако, согласно нормативу приёма стоматологического пациента, на больного выделяется не более 20 минут, в течение которых необходимо провести опрос, оценить общесоматический статус, провести осмотр, поставить диагноз и оказать помощь. Проведение диагностики психоэмоциональных отклонений вышеперечисленными методами занимает достаточное количество времени, которое может быть потрачено на оказание стоматологической помощи.

В данной статье приведен опыт ведения пациентов на амбулаторном хирургическом приёме в АУ «Городская стоматологическая поликлиника» Минздрава Чувашии (АУ ГСП).

На первичном приеме при сборе анамнеза врачи АУ ГСП придерживаются следующей схемы определения психофизиологического состояния пациента: оцениваются возрастные изменения личности; соматические заболевания (особенно те, что затрудняют проведение эффективного стоматологического лечения); физические недостатки (ограничивающие возможность получения положительного эффекта стоматологической помощи); отсутствие мотивации; неспособность адаптироваться к требованиям после проведенных стоматологических вмешательств; трудности в общении. Непосредственно психоэмоциональный статус пациента определяется типом темперамента с помощью тестирования по Айзенку: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Дополнительное тестирование, при оказании хирургической стоматологической помощи и в процессе адаптации к лечению особенно тревожных пациентов по шкале Спилбергера-Ханинае позволяет выявлять у пациента эмоциональное напряжение перед операцией, тревожно-мнительные черты характера, психологические особенности реагирования, склонность к фиксации ощущений [2].

В рамках стоматологической клиники, нет задачи провести коррекцию мировосприятия или реагирования человека, но важно отфильтровать пациентов, тип личности которых не даст возможности без стрессовой ситуации, как для пациента, так и для персонала, провести дорогостоящее, сложное, комплексное стоматологическое лечение, в том числе хирургические вмешательства.

Знание психоэмоционального статуса больного позволяет подобрать оптимальную стратегию поведения с пациентом в зависимости от его эмоционально-личностных особенностей «здесь и сейчас».

В практике АУ ГСП используются методы коррекции дистресса, основанные на снижении уровня ситуативной тревожности в зависимости от типа темперамента, а так же метод мотивационного интервьюирования (рациональная психотерапия) в форме: объяснение, разъяснение, убеждение, переориентация и психогогика:

–      убеждение и переориентация для эмоционально ранимых, впечатлительных пациентов с меланхолическим типом темперамента и низким или средним уровнем тревожности;

– периориентация для активных, подвижных, с частой сменой впечатлений «сангвиников» с низким и средним уровнями ситуативной тревожности;

–    психогогика для пациенток с резко меняющимся настроением и эмоциональными вспышками, резких «холериков»;

–    объяснение и разъяснение для неспешных и невозмутимых пациенток, с типом темперамента «флегматик».

Также при оказании хирургической стоматологической помощи важно устранить дефицит информации о происходящем и деструктивность в переживаниях и поведении. Адекватная подача информации достигается путём объяснения врачом-стоматологом причин болезни, наличия способов ее лечения и профилактики, гарантий сохранения жизни и социальной адаптации. Врач должен дать понятные, приемлемые и выполнимые рекомендации для послеоперационного периода и мотивировать на их выполнение.

Информационная и эмоциональная поддержка пациента в АУ ГСП также ведется с учетом психического и соматического состояния, возраста, темперамента, личностных качеств, особенностей поведения, настроения.

При завершении приема наши врачи-стоматологи подводят итог – объясняют пациенту, с какими задачами он пришел, какие лечебные манипуляции выполнил врач, как дальше должен вести себя пациент. Такие обыденные для врача рекомендации как: когда выплюнуть тампон, сколько времени не есть и не пить, чем полоскать полость рта после хирургических манипуляций, какие лекарства принимать, когда прийти на контрольный прием и другие, пациент может не воспринять по завершению визита. Больному на фоне перенесенного стресса трудно сосредоточиться, понять и запомнить даже самые простые рекомендации. Поэтому врачами АУ ГСП разработаны памятки для каждого клинического случая. Такие памятки в обязательном порядке выдаются больному на руки, в том числе как материальная гарантия его защищенности. Больше всего стрессированный человек нуждается в информации на актуальную для него тему [3].

Таким образом, определение психологического и функционального состояния рекомендовано всем пациентам перед стоматологическим лечением. Пациенты, испытывающие страх и волнение перед хирургическими стоматологическими вмешательствами, нуждаются в психологической поддержке врача- стоматолога. При планировании комплексных стоматологических вмешательств в амбулаторных условиях необходимо учитывать не только профессионализм врачей, но и психотип пациента, его психофизиологическую готовность к длительному стоматологическому лечению.

 

Список литературы

 

1.   Анисимова, Е.Н. Оценка психоэмоционального состояния пациентов в условиях амбулаторного стоматологического приёма / Анисимова Е.Н., Ерилин Е.А. // Архив внутренней медицины. Стоматология и челюстно-лицевая хирургия (специальный выпуск). – 2016. – С.70 – 71.

2.   Анисимова, Н.Ю. Психологический способ снижения уровня стресса в амбулаторной практике / Анисимова Е.Н., Рабинович С.А., Сирота Н.А. // Dental Forum. – 2012. – №5. – С.14.

3.    Петров, И.А. Психологические проблемы подготовки пациента и медицинского персонала к обширному хирургическому стоматологическому вмешательству в амбулаторной практике / Петров И.А., Чернавский А.Ф., Бадалян А.А., Огнев М.Ю. // Проблемы стоматологии. – № 3 (Т. 13). – 2017.– С. 63 – 69.