Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2017г.

В диагностике заболеваний и оказании медицинской помощи значительная роль отводится медицинским работникам вспомогательной лечебно-диагностической службы.

Нормативная численность этих должностей определяется соответствующими штатными нормативами. В последние годы рекомендуемые штатные нормативы приводятся в приказах о порядках оказания медицинской помощи, являясь составной их частью. Всего с 2009 г. было утверждено свыше 100 таких документов, часть из них пересмотрена, и к настоящему времени действует 67 приказов о порядках. Масса ошибочных  положений, содержащихся в этих документах в части  норм  труда, и неоднократно отмечаемых в печати, определяет необходимость их отмены[1,2].

Нормативы должностей медицинских работников вспомогательной лечебно-диагностической службы при оказании  амбулаторно-поликлинической помощи  указываются в следующих приказах Минздравсоцразвития России:

-   от 16.04. 2012 № 366н "Порядок оказания педиатрической помощи";

-   от 15.05.2012 № 543н "Положение об организации оказании первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".

Приказом №366н нормативное число должностей врачей клинической лабораторной диагностики, врачей по лечебной физкультуре, функциональной диагностики увеличено в 2 раза, врачей-рентгенологов и врачей-физиотерапевтов - в 4 раза. Вызывает большое сомнение предлагаемая приказом № 366н структура нормативного числа должностей врачей, проводящих диагностические исследования, в которой врач клинической лабораторной диагностики, врач-рентгенолог и врач функциональной диагностики составляют равные доли.

В приказе № 543н определены нормативы численности медицинских работников вспомогательной службы в рекомендуемых штатных нормативах поликлиники. При этом не указано, какая поликлиника имеется в виду. Однако учитывая, что нормы труда полностью соответствуют приказу Минздрава СССР от 11.   10. 1982, то можно предположить, что речь идет о городской поликлинике, расположенной в городах с населением свыше 25 тыс. человек. Следовательно,  приведенные в приказе №543н нормативы не могут быть использованы для медицинских работников вспомогательной службы областных, районных и участковых больниц при оказании медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях.

Ни в одном из этих приказов не указана должность врача ультразвуковой диагностики. В тоже

время совершенно очевидно, что широкое проведение ультразвуковых исследований значительно меняет и общий объем диагностики, и его структуру, и, следовательно, структуру должностей. Отсутствие этой должности в приказах Минздрава СССР объясняется тем, что в период утверждения этих документов должность врача ультразвуковой диагностики не была включена в номенклатуру должностей.

Иная ситуация сложилась в нормировании труда медицинских работников вспомогательной лечебно-диагностической службы при оказании больничной помощи.

В приказах о порядках приводится следующая формулировка норматива должностей врачей вспомогательной лечебно-диагностической службы при оказании больничной помощи:

-    устанавливается в порядке и по нормам соответствующего структурного подразделения;

-     устанавливается в порядке и по нормативам соответствующего структурного подразделения медицинской организации;

-   1 на аппарат в смену с учетом нормативов нагрузки.

Хотя в этих формулировках и отсутствует прямое указание на приказы Минздрава СССР, но ни в каких других документах нет нормативов по труду для этой группы медицинских работников при оказании больничной помощи. При этом в зависимости от задач каждого типа учреждения, его иерархии по роли и функциям в оказании медицинской помощи нормативы численности различны. Так, например, норматив должности врачей-рентгенологов устанавливался следующим образом:

-   из расчета 1 должность на 150 коек …( п.11 приказа № 560)

-   из расчета 1 должность на 200 коек (п.9 приказа № 600)

-   из расчета на 250 коек …( п.11 приказа № 900).

Однако, недавно утвержденным приказом Минздрава России [3] указанные приказы Минздрава СССР признаны не действующими на территории Российской Федерации. Следовательно, при признании не действующими приказов Минздрава СССР № 560, 600 и 900 медицинские работники вспомогательной лечебно-диагностической службы больничных учреждений (подразделений) оказались без нормативов численности должностей.

В этих условиях определение численности медицинских работников вспомогательной службы в медицинских организациях проводится на основании фактического объема работы и расчетных норм времени на проведение исследований, манипуляций, процедур. Действующие расчетные нормы времени были утверждены более 20 лет тому назад, не соответствуют современной оснащенности учреждений здравоохранения оборудованием и требуют пересмотра.

Таким образом, проблемы штатной обеспеченности медицинских работников вспомогательной лечебно-диагностической службы требуют неотложного решения на федеральном уровне управления здравоохранения. Первоочередной задачей является разработка расчетных норм времени на диагностические исследования, проводимые на современном оборудовании. Наши рекомендации сводятся к тому, что до разработки соответствующих нормативов численности должностей целесообразно использовать приказы Минздрава СССР, в том числе и признанные недействующими.

 

Список литературы

 

1. Шипова В. М. Штатное расписание медицинской организации/под редакцией акад. РАН Р.У. Хабриева– М.:ГЭОТАР-Медиа, 2015.- 192 с.

2.   Шипова В.М., Берсенева Е.А. Нормирование труда в здравоохранении: проблемы и перспективы // Управление качеством в здравоохранении, 2015.-№ 2.-С.10-19.

3.   Приказ Минздрава России от 16.10.2016 №708 « О признании не действующими на территории Российской Федерации приказов Министерства здравоохранения СССР и признании утратившим силу приказа Министерства здравоохранения РСФСР от 4 января 1988 №2 «О состоянии и перспективах развития патологоанатомической службы в РСФСР»