Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА «ОТЦЫ И ДЕТИ» В УСЛОВИЯХ НАСАЖДАЕМОЙ РЫНОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2020г.

Аннотация. Характерологические особенности поколения «миллениалов» обусловленные сменой общественных отношений, сопровождаются разрушением преемственности традиционной национальной культуры медицинской помощи. Извечная проблема «отцов и детей» в этих условиях отягощается кризисом взаимоотношений медицинских работников и пациентов. Человеколюбие и жертвенность медицинской профессии уступает место формальному исполнению служебных обязанностей с рыночной ориентацией на превращение медицинской помощи в бизнес на здоровье граждан. Набирает темпы процесс замещения бесплатной для пациента медицинской помощи на коммерческую, делающей её менее доступной и успешной. Благородство «отцов» отечественной медицины замещается «бережливыми технологиями» и бездушным отношением к пациентам, что составляет главный мотив недовольства граждан.

Ключевые слова: рыночные отношения, манипулирование сознанием, искусство врачевания, утраченные традиции, медицинский рынок, бизнес на здоровье, кризис отношений.

Горькая правда рыночных отношений . Человек - это удивительное творение живой природы, обладает бесценным даром сознания, способностью мыслить и творить. Однако, именно в связи с этим даром каждый человек воспринимает окружающую действительность под собственным, сложившимся у него углом зрения на происходящее. Он видит вокруг себя то, что хочет видеть. Он оценивает окружающую среду не с отвлеченных позиций объективной действительности, а в рамках той модели (парадигмы), которая сложилась в его сознании под влиянием множества факторов, оказавшихся в его жизненном поле, т.е. традиций, семейного воспитания, образования, общества и т.д. И, в конце концов, человек видит в окружающем мире то, что может и хочет видеть, что далеко не всегда то, что имеет место в реальном восприятии. Особенно, если при этом настойчиво используются технологии манипулирования сознанием и поведением людей, великолепно отработанные современной наукой и     практикой менеджмента. Замечательной иллюстрацией к сказанному является сказка о голом короле (Г.Х. Андерсен), когда свита короля, да и весь народ в королевстве, под влиянием манипулировавших их сознанием мошенников, видела, что голый король одет в великолепную одежду. И это было до тех пор, пока маленький мальчик, не поддавшийся манипуляциям, заявил, что король голый и только тогда люди это заметили. Правда и сам король и граждане королевства продолжали игру, все-таки опасаясь прослыть дураками, не способными разделять внушаемую глупость. В этой мудрой сказке живем сегодня мы все в нашей замечательной стране России. Нам внушили, что рыночные отношения - это    то благо, которого мы были лишены в социалистическом государстве, в которое надо поверить, и к которому надо стремиться. И вот уже 30 лет нас водят по этой «пустыне» (аналогия с библейской историей), выращивая новое поколение людей, не способных оценить происходящее, в том числе и потому, что оно физически лишено возможности сравнить то, что было с тем, что стало. Новое поколение не замечает, как жизнь демонстрирует отчаянную несправедливость и гибельность этого пути, не обещающего в конце ничего хорошего для абсолютного большинства граждан. Ежедневное непрерывное манипулирование сознанием граждан в СМИ, телевидении и особенно в интернете не оставляет никаких возможностей как-то остановить этот процесс и дать возможность людям понять всю гибельность избранного пути общественного развития. Примеры такого воздействия на гражданское общество в России очевидны и множественны, но это хорошо видно лишь тем, кто избрал для себя роль мальчика увидевшего голого короля. К сожалению их становится всё меньше по мере того как время уносит этих людей в другой мир. В сознание людей настойчиво вбивается представление о том, что частная собственность является мощным двигателем экономического развития, а государственная – малоэффективным способом организации общественных отношений. Вот это и есть тот самый голый король, в которого заставляют поверить граждан, когда всемерно пропагандируется идея решающей роли малого и среднего бизнеса для развития страны. Мало того, предпринимаются меры, ограничивающие контроль за деятельностью бизнеса, чтобы он «не кошмарился», а чувствовал себя вполне вольготно. При этом считается, что если предприятие является частной собственностью, то это надёжная прививка от мошенничества и всевозможного жульничества, потому что собственник, якобы, заинтересован в высоком качестве своей продукции. Такая практика, в той или иной мере, имеет место в отдельных странах на уровне местных небольших общин, где люди хорошо знают друг друга. Но это и есть великолепная одежда голого короля, выращенного в российской среде, где испокон веков бытовала иная практика. Психология современного российского собственника, особенно знающего о своей бесконтрольности, поощряемой государством, очень быстро превращает его бизнес, который всегда стремится исключительно к росту своей доходности любой ценой, в низкосортное производство на основах предельно низких инвестиций. Всемерное удешевление производства за счёт упрощения и искажения технологий, на фоне предпринимаемых оптимизаций и всевозможных так называемых "бережливых практик" приносит вожделенные плоды личного обогащения. Однако, при этом мало кто из бизнесменов думает о потребителе, его интересах, потребностях, удобстве, здоровье. Извлечение прибыли и желательно высокой – единственная цель любого бизнеса, ведущегося в России под надёжным протекторатом государства. Меньше дать и как можно больше взять – вот лозунг под которым всегда и везде развивается любой бизнес. Эта истина хорошо известна со времен Маркса. И вся жизнь простого современного российского гражданина, по мере погружения страны в болото процветающего бизнеса, превращается в тот самый «кошмар», от которого власть так трогательно старается уберечь отечественный бизнес. Обман и мошенничество подстерегают гражданина на каждом шагу. Об этом непрерывно сигнализируют все средства массовой информации, раскрывая появляющиеся каждый день всё новые механизмы и приёмы оболванивания и обмана граждан. Но одновременно эти же каналы, и особенно интернет, предоставляются для ведения настойчивой и ложной рекламы всего, начиная от лекарств и кончая продуктами питания. Особенно активно и успешно эта работа ведётся среди самой обездоленной части граждан, достигших пенсионного возраста и живущих на весьма ограниченное пенсионное пособие. Они, в основном, воспитанные советской властью на доверии к своему государстве, легко попадаются в ловко расставляемые сети обмана. И самое печальное в этой и истории то, что подобная деятельность практически не пресекается государством. Чаще всего оказывается, что мошенническим образом украденные деньги вернуть невозможно, а те, кто совершил это, отделываются незначительным штрафом или легким испугом, ибо оказывается, что подобные действия не подлежат преследованию на законном основании. Синдром «всеобщего недоверия» среди населения нарастает и это очень дурной признак неблагополучия зреющего в стране, который существенно и дурно влияет на отношения между людьми [1].

Влияние рынка на морально -этическое наследие отечественной медицины.    Складывается впечатление, что пора бы серьёзно озаботиться негативизмом, который складывается в отношениях между пациентами и врачами, между педагогами и учениками, между продавцами и покупателями, между таксистами и их клиентами и т.д. и т.п. – это можно перечислять очень долго. В историческом плане возникает вековая острая проблема взаимоотношений известная под названием «отцы и дети». Авторы статьи относятся к числу «отцов», отдавших более 50 лет трудовой   жизни отечественному здравоохранению. Богатый опыт и хорошее знание международной практики организации медицинской помощи невольно заставляет видеть последствиях новых общественных отношений для отечественной медицины. Главное, что бросается в глаза – коренная ломка национальных традиций и утрата «душевной теплоты» медицинской помощи в руках нового поколения («детей») российских медицинских работников. Было бы несправедливо винить исключительно молодое поколение («детей») в том, что они не похожи на своих «отцов». Общеизвестна истина, что жить в обществе и быть свободным от него для большинства граждан невозможно, в том числе и по причинам высокой конформности, свойственной российским гражданам. Столь же сомнительно, в этих условиях, ожидать такого уровня человеколюбия и профессиональной честности у «детей», которые были, не так уж исторически давно, присущи их «отцам». С искренним сожалением приходится констатировать, что прошло и, видимо, безвозвратно, то время, когда русские врачи были самоотверженно преданы своей профессии, своему народу, своим пациентам, готовыми отдать свой талант и врачебное мастерство делу спасения жизни людей. Утрачено удивительное этическое качество врачебной деятельности – её благородство. На смену пришло поколение «детей», которое в СМИ обозначают термином «жертвы перестройки», практически не имеющее представление о том, как жили «отцы» и какие ценности они разделяли и отстаивали. Мировоззрение и, соответственно, поведение современных активных граждан наиболее трудоспособных возрастов формируется не образованием, а интернетом, который живёт своей жизнью неподконтрольной государству. Поколение «миллениалов» по- другому воспринимают профессиональную деятельность и не лояльны к сформированным традиционно представлениям. Для них работа – это определенный алгоритм деятельности, обозначаемый как занятость. Занятость - это набор стандартных действий, обеспечивающих ожидаемый результат. Субъектом деятельности является болезнь у человека, именуемого пациентом. Последний не является приоритетом - это всего лишь носитель свойства, которое надо исправить. Ни о каком специфическом качестве известном в недалёком прошлом как «врачебное искусство», когда в пациенте видят человека речи не идёт. Это скорее атавизм, который мешает.

Главная причин а кризиса недоверия между пациентами и эскулапами . Современный врач видит болезнь у пациента, а не пациента с болезнью. И именно под влиянием данного обстоятельств сегодня, вдруг, заговорили о развитии «пациентоориентированного» медицинского обслуживания. С чего бы это, разве оно может по своей сути и смыслу быть другим? В новой России, оказывается, может. Ведь в сегодняшней трактовке врач это обычный человек и, как таковой, он имеет право на ошибку, что вполне естественно при таком подходе к делу. Эти ошибки могут стоить пациенту жизни или утраты здоровья, о чем при этом не вспоминают. Чтобы оградить себя от ответственности современный врач по указанию руководящих органов заставляет пациента подписать информированное согласие на возможность печального исхода. То, что пациент как бы подписывает свой приговор, никого не волнует и все с этим соглашаются. Никому и в голову не приходит, что совершается насильственное, противоправное по существу, действие под давлением угрозы состоянию его здоровья. И вовсе никого не волнует, что переживает при этом сам пациент. Самое главное это обеспечить доктору наиболее оптимальные условия его профессиональной деятельности, в основу которой заложено безусловное доверие граждан в сочетании с высочайшей ответственностью.

Заключение. Если проанализировать все меры по т.н. оптимизации медицинской помощи, предпринятые в постсоветской России, то окажется, что все они ориентированы, главным образом, на удобство медицинских работников и в очень малой степени отвечают потребностям и интересам пациентов. При этом оказалась разорванной веками сложившаяся духовная общность врачей и пациентов в ожидании исцеления [2]. Встречаясь, врач и пациент сегодня испытывают очень разные ожидания. Исцеление подменили стандартными схемами лечения, уход - бесстрастным исполнением обязанностей, благодарность - неадекватно высоким денежным вознаграждением. Как заметил известный в России сатирик М. Жванецкий: «Такие времена настали: врач и больной при встрече смотрят друг на друга с надеждой». Вот в этом и состоит главная причина нарастающей неудовлетворённости населения медицинской помощью в стране. Возможно ли это как-то изменить? К сожалению, болезнь зашла слишком далеко. Дополнительные денежные вливания в отечественное здравоохранение нужны, но это не сможет изменить человека, получающего право на медицинскую деятельность. Вернуть медицинской практике былое благородство, профессиональное чувство человеколюбия и эмпатии «отцов» этой мерой вряд ли возможно. Для этого, как минимум, надо отказаться от рыночных отношений в медицине, вернуть её в лоно исключительно государственной ответственности и существенно перестроить воспитательную роль высшей медицинской школы [3,4].

Именно эти решения предложили большинство курсантов сертификационного цикла "Организация здравоохранения и общественное здоровье" при анкетировании, проведенного в 2019г. кафедрой с аналогичным названием в РМАНПО. Как хотелось бы реализовать эти предложения хотя бы в перспективе.

 

Список литературы

 

1.        Алексеев В.А., Борисов К.Н. «Кадры решают всё» - отвечают ли этому свойству современные медицинские кадры?// Сборник материалов научной конференции "Материалы и методы инновационных научно- практических исследований и разработок". г. Киров 9 сентября 2019. .МЦИИ Omega science.С 201-209

2.        Алексеев В.А., Борисов К.Н. Недостаточность медицинской помощи - обратимо ли это состояние.//Сборник материалов научной конференции "Актуальные проблемы современной когнитивной науки". г. Магнитогорск. 17 сентября 2019. МЦИИ Omega science. С 140-144

3.        Алексеев В.А., Задворная О.Л., Борисов К.Н, Вартанян Ф.Е., Ершов А.А. Развитие системы непрерывного профессионального образования управленческих кадров здравоохранения// МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015, -№1(21) С.-106-111

4.        Задворная О.Л., Алексеев В.А., Борисов К.Н., Развитие профессиональных компетенций в подготовке управленческих кадров здравоохранения//МИР (Модернизация. Инновации. Развитие).2015. № 4.С.283-290