Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОТОКОЛОВ ВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2020г.

Аннотация. В работе рассматривается опыт реализации протоколов ведения пациентов на основе процессного подхода. Предлагается технология реализации алгоритмизированных протоколов ведения пациентов на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи и критериев качества.

Ключевые слова. Процессный подход, качество медицинской помощи, внутренний контроль качества, экспертиза качества медицинской помощи.

Результаты и их обсуждение.

В соответствии с приказом ФФОМС № 36, пункт 30, «экспертиза качества медицинской помощи проводится на основании критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 мая 2017 г. № 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи". А в соответствии с пунктом 43 плановая экспертиза качества медицинской помощи методом случайной выборки проводится для оценки характера, частоты и причин нарушений при оказании медицинской помощи при наступлении страхового случая:

}      в соответствии с порядками оказания медицинской помощи,

}      на основе клинических рекомендаций

}      и с учетом стандартов медицинской помощи,

В рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в сроки, установленные указанными программами, в том числе приведших к ухудшению состояния здоровья застрахованного лица, создавших риск прогрессирования имеющегося заболевания, создавших риск возникновения нового заболевания, приведших к инвалидизации, к летальному исходу, а также к неэффективному использованию ресурсов медицинской организации, неудовлетворенности медицинской помощью застрахованных лиц».

В соответствии с этим, медицинской организации необходимо создать технологию управления качеством медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи. При этом, должна осуществляться, с одной стороны, поддержка врача, оказывающего помощь, а, с другой стороны, такая технология должна обеспечить внутренний контроль качества. Кроме того, в данной технологии должна быть заложена методика проверки выполнения критериев качества, определенных в приказе МЗ РФ от 10.05.2017 г. № 203 н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (зарегистрирован в Минюсте России 17 мая 2017 г. № 46740).

Наиболее рациональным видится реализация такой технологии на основании следующих принципов:

}      Данная технология должна быть автоматизированной и не должна увеличивать нагрузку на врачей;

}      Не должна нарушать естественное выполнение рутинных функций врачами;

}      Должна давать возможность оперативного контроля и предоставления сведений врачу в режиме реального времени;

}      Должна давать возможность руководству: заведующий отделением, заместитель главного врача контролировать выполнение клинических рекомендаций, стандартов и критериев качества в режиме реального времени.

Предлагается для этого использовать комплексную автоматизированную информационную систему медицинской организации, с одной стороны основанную на технологии Workflow, позволяющей реализовать технологии процессного контроля [1,2,3], а, с другой, имеющей электронную медицинскую карту, в которую погружены стандарты, критерии качества и клинические рекомендации. Кроме того, в данной информационной системе медицинской организации должен быть реализован процессный контроль [2,3,4] и, соответственно, на основе клинических рекомендаций должны быть разработаны протоколы ведения пациентов при конкретных нозологиях в виде формализованных бизнес-процессов вплоть до временных параметров. Эти протоколы удобно реализовывать в виде наглядных графических алгоритмов.

При реализации стандартов в ЭМК следует:

}      Для нозологий, для которых есть стандарт - реализуется необходимый перечень исследований/назначений, который представляется при постановке диагноза. Если диагнозов несколько, то представляется совокупность необходимых исследований/назначений.

}      Для нозологий, для которых нет стандарта - определить набор необходимых исследований/назначений на основании клинических рекомендаций, критериев качества, национальных клинических руководств, клинического опыта, утвердить его внутренним приказом и имплантировать в ЭМК.

В этом случае, при непосредственной работе в электронной медицинской карте при постановке диагноза в этом случае врач всегда будет иметь перед глазами необходимый перечень и должен будет объяснить, если что-то не назначает – контролировать это будет система.

Для того, чтобы внедрить стандарты, клинические рекомендации и критерии качества в электронную медицинскую карту предлагается:

}      В формализованном алгоритме ведения пациента отмечать параметры соответствия стандарту;

}      В формализованном алгоритме ведения пациента отмечать соответствие клинической рекомендации, класс рекомендации и уровень доказательности;

}      В формализованном алгоритме отмечать соответствие критериям качества.

Пример созданного в соответствии с данными подходами протокола ведения пациентки при кровотечениях во время беременности, родов и в послеродовом периоде в виде графического алгоритма приведен на рисунке.

При реализации такой совокупной технологии можно в автоматизированном режиме осуществлять контроль соответствия стандарту, клинической рекомендации и критериям качества.

При реализации данных алгоритмов в информационной системе в виде on-line отчетов в системе всегда получить:

}      Перечень по стандарту;

}      Критерии качества по приказу 203н ;

}      Схему действий по клинической рекомендации с классом рекомендации и уровнем доказательности;

}      Обязать врача объяснять отклонения от стандарта и/или клинической рекомендации;

}      Формировать сводный отчет по выполнению стандарта/клинической рекомендации;

}       Формировать отчет в разрезе отделений и даже конкретного врача.

Таким образом, предлагаемая технология, позволяет решить все задачи, связанные с поддержкой и контролем качества медицинской помощи в медицинской организации при существующей нормативной базе.

Стандарт

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации

от 24 декабря 2012 г.

№ 1401н "Об утверждении стандарта скорой медицинской помощи при кровотечении из женских половых органов"

Стандарт

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 ноября 2012 г.№ 598н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при кровотечении в последовом и послеродовом периоде"

Критерии качества Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н

Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи

«Критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым и детям при предлежании плаценты с кровотечением, преждевременной отслойке плаценты, дородовом кровотечении»

Клинические рекомендации Российской ассоциации акушеров- гинекологов

«Акушерские кровотечения»


Список литературы

 

1.        Берсенева Е.А. Использование моделей бизнес-процессов ЛПУ в условиях как есть и в условиях автоматизации при оценке экономической эффективности комплексной информационной системы ЛПУ. // Материалы симпозиума «MedSoft – Экономика IT. Экономическая эффективность медицинских информационных технологий» - Умаг, Хорватия, 2005. – С.3-5.

2.        Берсенева Е.А. Методология создания и внедрения комплексных автоматизированных информационных систем в здравоохранении. – М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2005. – 352 с.

3.        Берсенева Е.А., Мендель С.А. Методология внедрения процессного подхода в управление административно-хозяйственными процессами в медицинских организациях. – М.: ООО «Светлица», 2019. – 308 с.

4.        Иванов А.И., Сударев И.В., Никифоров С.А., Гандель В.Г. Процессный подход при оказании медицинской помощи//Ремедиум. - №10. – 2010. – с,51-54 (URL: http://remedium- journal.ru/arhiv/detail.php?ID=39599&num=%B910&sec_id=4482; дата обращения – 02.11.2018).