Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
14 апреля 2016г.

Наркологические заболевания являются распространенными социально-значимыми заболеваниями, несущие большие медицинские, социально-экономические потери для  общества. В связи с этим возрастает значимость наркологической службы для общества.

В Свердловской области завершилась модернизация наркологической службы, направленная на улучшение кадрового обеспечения и материально-технического состояния специализированных учреждений, а также на внедрение методов медико-социальной реабилитации [2].

В связи с этим, авторы попытались акцентировать внимание на изменения, произошедшие в наркологии в период проведения модернизации.

1)       Количество медицинских учреждений, оказывающих амбулаторную наркологическую помощь взрослому и детско-подростковому населению, увеличилось незначительно (1 детско-подростковый кабинет и 2 взрослых кабинета). Так, в 2014г. амбулаторная помощь взрослому  населению оказывалась в 53 лечебных учреждениях, что составило 78,8% от всего числа муниципальных образований области. Детско-подростковому населению помощь оказывалась в пяти ЛПУ, что составило 7,5% от числа муниципальных образований, и свидетельствуют о недостаточном приближении специализированной помощи детско-подростковому населению. Необходимо отметить, что за этот период на 96,3% возросло число медицинских организаций, на базе которых развернуты кабинеты экспертизы алкогольного и наркотического опьянения. Так в 2014г. в 53 муниципальных образований развернуты кабинеты медицинского освидетельствования, что отражает повышение потребности граждан в проведении медицинского освидетельствования и улучшения качества проведения экспертизы алкогольного, наркотического опьянения.

2)     Стационарная наркологическая помощь в 2014г. оказывалась в областном наркологическом диспансере, в наркологических отделениях семи психиатрических больниц, в областном центре медико-социальной реабилитации больных наркоманией, а также в пяти наркологических отделениях многопрофильных больниц области. Таким образом, в 2014г. в Свердловской области было развернуто 745 наркологических и 85 – реабилитационных коек. За время  проведения  модернизации на 15% увеличилась длительность лечения на наркологической койке и в 2014г. она составила 14,7 дней, что в 1,9 раза ниже стандарта продолжительности стационарного лечения, рекомендованного Минздравом России (28 дней) [4]. В большинстве случаев это связанно с тем, что 80-85% больных проходят лишь детоксикационный цикл медицинских услуг и не участвуют в стационарных реабилитационных программах, тогда как для данной категории пациентов большое значение имеет медико-социальная реабилитация.

3)       Необходимо отметить о низком удельном весе наркологических больных, вовлеченных в программы амбулаторной медико-социальной реабилитации. Так с 2010 по 2014гг. уровень пациентов, вовлеченных в амбулаторные программы, сохранялся на уровне 2-3% от числа зарегистрированных больных, что ниже российского показателя в среднем на 9-33%. Также снизилась доля пациентов, успешно завершивших стационарные программы реабилитации, от числа проходивших стационарные реабилитационные программы (СРП). Так за период 2011-2014гг. в области на 11% снизилась доля пациентов, успешно завершивших стационарные программы, и в 2014г. доля этих пациентов составила 83,7%.

Таким образом, активизация мотивационной работы с пациентами наркологического профиля будет способствовать увеличению количества пациентов, вовлеченных в программы амбулаторной и стационарной реабилитации и успешно их завершивших.

В 2013г. в Свердловской области открыт реабилитационный центр ГАУЗ СО "Областной специализированный центр медико-социальной реабилитации больных наркоманией «Урал без наркотиков» на 60 коек для реабилитации пациентов наркологического профиля, и реабилитационное наркологическое отделение на 25 коек в составе психиатрической больницы. Таким образом, в области развернуто 85 реабилитационных коек. Но, этого количества коек является недостаточным для проведения медико-социальной реабилитации. По данным ФСКН в Свердловской области развернуто 29 негосударственных реабилитационных центров [5], что доказывает высокую потребность в реабилитации. В связи с этим в 2015г. дополнительно открывается реабилитационное отделение на 30 коек. В 2016г. планируется открытие 3-х реабилитационных центров в рамках областной целевой программы по совершенствованию оказания медицинской помощи на 2011 – 2015 годы (за счет средств областного бюджета).

Таким образом, в областной наркологической службе происходит активное развитие реабилитационного потенциала в рамках стационарного и амбулаторного режима, что соответствует потребностям пациентов и порядку оказания наркологической помощи [3]. С открытием государственных реабилитационных центров в каждом управленческом округе Свердловской области поможет приблизить реабилитационную помощь к населению и увеличит число пациентов, участвующих в программах медико-социальной реабилитации.

4)      Анализ кадрового потенциала службы свидетельствует о стабилизации в обеспечении населения психиатрами-наркологами. Так в 2014г. обеспеченность в области составила 0,23 специалиста на 10 тыс. населения, отставая от российского показателя на 38% (РФ - 0,37). На протяжении ряда лет в области коэффициент совместительства составлял 2,1 - 2,4, превышая российский показатель в среднем на 28-43% (РФ в 2010г. показатель совместительства составил 1,7, а в 2014г. – 1,4) [1]. Высокий коэффициент совместительства указывает на существующую потребность в специалистах данного профиля, а также на значительную их загруженность

За период 2010-2014гг. функция врачебной должности в области увеличилась на 60% и составила 4825 посещений в 2014г., за счет роста обращений по поводу разовых и периодических профилактических осмотров. осмотров. На этом фоне снизилась доля посещений пациентов по поводу заболевания: с 57% в 2010г. до 38% в 2014г.

Снизилось число психологов и социальных работников (соответственно на 39% и 26%), что свидетельствует о низком уровне обеспеченности наркологической службы специалистами реабилитационного звена.

5)    За время проведения реформы наркологической службы в Свердловской области дополнительно было развернуто четыре химико-токсикологических лаборатории. В настоящее время в области функционирует шесть химико-токсикологических лабораторий для проведения исследований на наркотические, психотропные и другие токсические вещества.

Мероприятия, проводимые в рамках модернизации наркологической службы, также позволили значительно улучшить материально-техническое состояние специализированных учреждений и подразделений.

Таким образом, программа модернизации дала определенный толчок дальнейшему развитию и совершенствованию областной наркологической службы.

Поэтому перед областной специализированной службой стоит ряд первоочередных задач:

1)       Организация выездных форм оказания первичной наркологической помощи в муниципальных образованиях, в которых отсутствует этот вид помощи.

2)       Укомплектование и закрепление кадров  (психиатров-наркологов, психотерапевтов, психологов, специалистов по социальной работе и социальных работников) в амбулаторном звене службы и реабилитационных учреждениях и подразделениях.

3)   Обучение специалистов первичного звена здравоохранения вопросам раннего выявления лиц, склонных к злоупотреблению ПАВ, что приведет к увеличению количества пациентов амбулаторного звена.

4)     Организация и проведение профилактической работы в учебных и трудовых коллективах с целью повышения уровня осведомленности о негативных последствиях употребления ПАВ.

5)      Организация внутриведомственного взаимодействия наркологических учреждений с лечебными учреждениями общесоматической сети и муниципальными Центрами здоровья по раннему выявлению лиц с зависимостью и направлением их в специализированные учреждения.

7) Организация межведомственного взаимодействия с образовательными учреждениями, силовыми структурами (ФСКН, МВД), средствами массовой информации и общественными организациями.

Список литературы

1.     Кошкина Е.А., Киржакова В.В., Гусева О.И., Мирошникова Ю.В. Проблемы развития наркологической службы в условиях модернизации //Социальные аспекты здоровья населения. – 2014. - №5. – С. 1-13

2.     Об  утверждении  Концепции  модернизации  наркологической  службы:  приказ  Минздрава  РФ  от 05.06.2014г. №263. – М., 2014.

3.     Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «наркология»: приказ Минздрава РФ от 15.11.2012г. №929н. – М., 2012.

4.     Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при синдроме зависимости, вызванном употреблением психоактивных веществ: приказ Минздрава РФ от 04.09.2012г. №133н. – М., 2012.

5.     http:www.ecad.ru/pokazateli-razvitiya-narkologicheskoj-sluzhby.html (дата обращения 11.12.2015г.)