14 апреля 2016г.
Неинфекционные заболевания (НИЗ) уже в течение нескольких десятилетий занимают ведущее место среди проблем, стоящих перед здравоохранением большинства стран мира. В 80-е годы ХХ века они служили причиной смерти в 70-75% случаев в государствах Западной Европы и Северной Америки [4], но и в настоящее время ситуация не изменилась. По данным Всемирной организации здравоохранения в 2010 г. в мире от НИЗ умерло более 36 млн. человек, и в структуре смертности неинфекционный компонент составлял 73% [5]. Это оказывает серьезное влияние не только на социальную сферу, но и на экономику многих стран. Как отмечают эксперты Всемирного экономического форума, цена бездействия при решении проблемы НИЗ к 2030 г. может составить 47 трлн. долларов США, что сопоставимо с 75% глобального валового продукта в 2010 году [6].
Все вышеизложенное в полной мере относится и к России, учитывая сохраняющуюся неблагоприятную демографическую ситуацию, обусловленную высоким уровнем смертности. В связи с этим, важным направлением деятельности национальной системы здравоохранения является профилактика НИЗ и формирование здорового образа жизни.
С середины 90-х годов прошлого века этой работой в стране занимаются центры медицинской профилактики и отделения (кабинеты) медицинской профилактики поликлиник. С 2009 г. в рамках государственной программы «Здоровая Россия» на базе существующих медицинских учреждений во всех субъектах страны было открыто более 500 центров здоровья (ЦЗ). Основными их функциями являются:
- оценка функциональных и адаптивных резервов организма, прогноз состояния здоровья;
- консультирование по сохранению и укреплению здоровья;
- разработка индивидуальных программ по ведению здорового образа жизни;
- динамическое наблюдение за пациентами группы риска развития НИЗ;
- групповая и индивидуальная пропаганда здорового образа жизни, профилактика возникновения и развития факторов риска различных заболеваний и формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью;
- осуществление мониторинга реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, факторов риска развития заболеваний [7].
В связи с короткой историей существования ЦЗ публикаций об их деятельности немного [1,2,3]. Специалисты отмечают наличие в работе центров ряда организационных проблем: отсутствие рекомендаций по кратности динамических обследований в течение календарного года, недостаточную доступность обследования для жителей сельской местности, и главная – кадровое обеспечение. Так, анализ обеспеченности ЦЗ 12 регионов Сибирского федерального округа врачами показал, что во всех них она была меньше рекомендуемого норматива, а укомплектованность штатных должностей не превышала 65%. [8].
Цель исследования – оценить кадровые ресурсы ЦЗ в одном из крупных субъектов Российской Федерации. Материал и методы. Объектом исследования служила Свердловская область, занимающая по численности населения 5-е ранговое место. К 1.01.1015 г. в ней функционировало 19 ЦЗ для взрослого населения.
Анализировались показатели, характеризующие штатную обеспеченность врачами.
Результаты и обсуждение. Обеспечение врачами населения, проживающего на территориях, относящихся к зоне ответственности большинства ЦЗ ниже рекомендованного Министерством здравоохранения России норматива – 0,4 на 10000 человек (таблица). Лишь в двух из них (№ 1 и 12) этот показатель превышает его. Кроме того, в зонах ответственности еще 5 ЦЗ обеспеченность врачами близка к нормативу – 0,30-0,36 на 10000 человек, однако в большинстве из них этот показатель варьирует от 0,07 (ЦЗ №14) до 0,27 на 10000 населения (ЦЗ № 3 и 16). Сравнивая эти данные с приводимыми О.Ю. Кутумовой и Б.Э.Горным [8] по субъектам Сибирского федерального округа, где уровень обеспеченности населения врачами ЦЗ варьирует от 0,02 в Республике Хакасия до 0,13 в Забайкальской крае, можно сделать заключение об достаточно благополучной кадровой ситуации в Свердловской области.
Из материалов, приведенных в таблице видно, что в большинстве ЦЗ укомплектованность штатных врачебных должностей высокая: в 7 из них (№ 2,7,8,11,12,15,19) показатель составляет 100%, и еще в 4 (№ 1,3,5,6) он превышает 70%. Для сравнения, из 12 субъектов Сибирского федерального округа столь высокая укомплектованность отмечена только в трех [8].
Важным для оценки кадровых ресурсов ЦЗ является показатель доли совместителей среди врачебного персонала. Согласно полученным результатам, в четырех из них (№ 11,13,14 и 19) штатные должности укомплектованы основными работниками, но, в то же время, в трех (№ 8,15 и 18) все врачи ЦЗ являются совместителями (Табл.1). Уровень квалификации специалистов в большинстве центров невысок: в 7 из них (№ 8,11,12,13,14,15,17) врачи высшей категории отсутствуют. Также почти во всех (в 15-ти) нет врачей моложе 30 лет (Табл.1).
Дополнительный анализ показал, что подавляющее большинство основных работников и совместителей имеют специальность «терапия», наряду с ними встречаются также пульмонологи, стоматологи, гигиенисты педиатры.
Таблица 1
Кадровые ресурсы врачебного персонала центров здоровья Свердловской области
№ ЦЗ
|
Обеспеченность врачами на 10000 человек
|
Укомплектованность штатных должностей, %
|
Доля совместителей,
%
|
Доля врачей высшей категории, %
|
Доля основных работников до 30 лет,%
|
№ 1
|
0,51
|
84,0
|
50,0
|
17,0
|
33,0
|
№ 2
|
0,20
|
100,0
|
75,0
|
25,0
|
0,0
|
№ 3
|
0,27
|
94,0
|
25,0
|
0,0
|
67,0
|
№ 4
|
0,18
|
52,0
|
25,0
|
25,0
|
0,0
|
№ 5
|
0,16
|
85,0
|
33,0
|
66,0
|
0,0
|
№ 6
|
0,32
|
78,0
|
25,0
|
50,0
|
0,0
|
№ 7
|
0,30
|
100,0
|
25,0
|
25,0
|
25,0
|
№ 8
|
0,20
|
100,0
|
100,0
|
25,0
|
0,0
|
№ 9
|
0,33
|
63,0
|
33,0
|
66,0
|
0,0
|
№ 10
|
0,23
|
50,0
|
50,0
|
50,0
|
50,0
|
№ 11
|
0,19
|
100,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
№ 12
|
0,52
|
100,0
|
83,0
|
0,0
|
0,0
|
№ 13
|
0,30
|
50,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
№ 14
|
0,07
|
66,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
№ 15
|
0,25
|
100,0
|
100,0
|
0,0
|
0,0
|
№ 16
|
0,27
|
44,0
|
66,0
|
33,0
|
0,0
|
№ 17
|
0,12
|
40,0
|
50,0
|
0,0
|
0,0
|
№ 18
|
0,09
|
33,0
|
100,0
|
60,0
|
0,0
|
№ 19
|
0,36
|
100,0
|
0,0
|
100,0
|
0,0
|
Текучесть врачебных кадров в ЦЗ Свердловской области низкая. В 2014 г. в 16 из них не было уволившихся работников и лишь в одном (№4) таковых было 3. Основные причины увольнения – смена места жительства и переход в другую медицинскую организацию. В то же время новые работники были приняты в четырех ЦЗ (№ 4,6,17,18).
Таким образом, на основании полученных результатов можно констатировать, что кадровый потенциал созданной в Свердловской области сети ЦЗ достаточно высок, что позволяет выполнять возложенные на них функции по профилактике НИЗ. Вместе с тем, были выявлены и существенные различия в обеспеченности врачами и их квалификации.
Список литературы
1. Андриянова О.В. Центры здоровья: первые успехи, проблемы и перспективы / О.В. Андриянова //Материалы II Уральского конгресса по формированию здорового образа жизни.- Екатеринбург, 2010.- С.8-10.
2. Белостоцкий А.В. Развитие системы формирования здорового образа жизни как компонента профилактической медицины в Российской Федерации / А.В. Белостоцкий, В.Г.Винокуров, А.М.Алленов // Бюлл. ННИИ ОЗ , М., 2013.- вып. 1.- С.91-94.
3. Белостоцкий А.В. и соавт. Центры здоровья в системе профилактической медицины: учеб. пособие / А.В. Белостоцкий и соавт.- М.: Практическая медицина, 2014.- 80 с.
4. Бреслоу Л. Профилактика неинфекционных болезней и борьба с ними / Л. Бреслоу // Всемирн. форум здравоохр.- 1983.- Т.3, № 4.- С. 76-78.
5. Всемирная организация здравоохранения. «Глобальный отчет по неинфекционным заболеваниям». Женева, 2010. – 145 с.
6. Всемирный экономический форум «Глобальное экономическое бремя неинфекционных заболеваний: доклад Всемирного экономического форума и Гарвардской школы общественного здравоохранения», Женева, 2011.- 127 с.
7. Коротков Ю.А. Организация и функционирование современных центров здоровья / Ю.А.Коротков, А.А. Слугин, Л.А. Сковердяк // Главврач.- 2010.- № 11.- С.25-33.
8. Кутумова О.Ю. Деятельность центров здоровья Сибирского федерального округа в свете статистики / О.Ю. Кутумова, Б.Э.Горный // Профилактическая медицина.- 2011.- № 5.- С. 36-39.