Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОЧЕРЕДЬЮ ЗАДАЧ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2020г.

Введение. Предоставление медицинской помощи, соответствующей законодательно установленным требованиям, является одним из способов обеспечения населения страны доступной и качественной медицинской помощью. По данным Всероссийского союза страховщиков, за последние 2 года в РФ наблюдается снижение частоты дефектуры при оказании медицинской помощи (в 1,4 раза) [5]. При этом общее количество нарушений остается высоким: в каждом третьем случае оказания медицинской помощи выявляются ошибки в лечебно-диагностическом процессе. Однако, не все нарушения в равной степени влияют на исход заболевания. Не все из них в равной степени нуждаются в немедленном или отсроченном устранении. Это определяет необходимость управления очередью задач в системе менеджмента качества медицинской помощи [6]. Разберем особенность управления качеством медицинской помощи на примере бронхиальной астмы.

Ключевые слова. Качество медицинской помощи. Управление очередью задач. Бронхиальная астма.


Цель исследования – разработать научно обоснованный методический подход к управлению очередью задач в системе менеджмента качества медицинской помощи при бронхиальной астме.

Материалы и методы. Предметом исследования явилось современное состояние системы управления качеством медицинской помощи при бронхиальной астме, нормативная правовая база, методы обеспечения качества медицинской помощи. Объектом исследования явилась действующая система управления качеством медицинской помощи при бронхиальной астме. Определение степени влияния нарушений на исход заболевания проведено с использованием методики оценки причинно-следственных связей и расчета информативности по С. Кульбаку [5]. В качестве эталона сравнения нами был использован стандарт медицинской помощи больным с астмой (при оказании специализированной помощи) (далее – стандарт) [4].

Результаты и их обсуждение. С учетом проведенных ранее исследований и полученных результатов информативности по С. Кульбаку (J) каждое из лечебно-диагностических мероприятий стандарта мы разделили на три группы:

1)        группа А – мероприятия, нарушения при проведении которых изолированно формируют неблагоприятный исход заболевания;

2)        группа Б – мероприятия, нарушения при проведении которых формируют неблагоприятный исход заболевания только при сочетании с другими нарушениями;

3)        группа В – мероприятия, достоверно не влияющие на формирование исхода заболевания [2].

В целях управления очередью задач в системе менеджмента качества медицинской помощи возможно ранжировать мероприятия выше указанных групп по степени их влияния на исход заболевания:

1)        мероприятия, необходимые для достижения запланированного результата при оказании медицинской помощи только в острый период заболевания (при обострении бронхиальной астмы в рамках специализированной медицинской помощи);

2)        мероприятия, необходимые для достижения запланированного результата при оказании медицинской помощи, как в острый, так и в хронический период заболевания (при бронхиальное астме вне обострения) при предоставлении медицинской помощи амбулаторно.

Устранение мероприятий первой группы целесообразно только в острый период заболевания, а второй – как в острый, так и в хронический период (таблица 1).

Таблица 1. Целесообразность устранения нарушений при оказании медицинской помощи пациентам

с бронхиальной астмой

N п/п

Мероприятие, проведенное с нарушением, или необоснованное не проведенное мероприятие

J

Целесообразность устранения

Немедленно при обострении

Отсрочено

Мероприятия группы А

1

Бронхолитики пролонгированные

0,234

Да

Да

2

Бронхолитики короткого действия

0,189

Да

Да

3

Оксигенотерапия

0,105

Да

Да

Суточное наблюдение

реанимационного больного

0,103

Да

Нет

4

Ксантины

0,100

Да

Да

5

Исследование неспровоцированных

дыхательных объемов и потоков

0,097

Да

Да

Мероприятия

группы Б

6

Глюкокортикостероиды

0,084

Да

Да

7

Муколитические препараты

0,073

Да

Да

8

Рентгенография органов грудной

клетки

0,071

Да

Да

9

Оксиметрия

0,065

Да

Да

10

Биохимический анализ крови

0,064

Да

Да

11

Измерение пульса

0,064

Да

Да

12

Общий анализ крови

0,045

Да

Да

13

Антибиотики

0,041

Да

Нет

14

Электрокардиография

0,035

Да

Нет

15

Бактериальное исследование

мокроты

0,035

Да

Нет

16

Электролитические препараты

0,023

Да

Нет

Мероприятия

группы В

17

Измерение артериального давления

0,012

Нет

Нет

18

Термометрия

0,010

Нет

Нет

19

Общий анализ мочи

0,009

Нет

Нет

20

Группа крови и резус-фактор

0,001

Нет

Нет

21

Исследование крови на

носительство инфекций

0,001

Нет

Нет

*Данные таблицы 1 необходимо использовать для планирования очереди задач в рамках реализации системы менеджмента качества.

 

 

Методический подход к управлению очередью задач в системе менеджмента качества медицинской помощи при бронхиальной астме заключается в следующем:

1.        В первую очередь – устранить все нарушения при проведении мероприятий группы А.

2.        Задачи второй очереди – устранить как можно больше нарушений при проведении мероприятий группы Б в соответствии со степенью значимости этих мероприятий (таблица 1) из числа целесообразных в зависимости от острого или хронического периода заболевания. Степень значимости мероприятий прямо пропорциональна порядковому номеру в таблице 1. Устранение нарушений необходимо проводить последовательно в соответствии с возрастанием этого порядкового номера [1].

3.        Задачи третьей очереди – устранить нарушения при проведении мероприятий группы В. Поскольку влияние устранения этих мероприятий на риск для пациента и медицинской организации не значимо, то устранение этих нарушений возможно проводить вне зависимости от порядкового номера мероприятия в таблице 1 в последнюю очередь — уже после устранения мероприятий групп А и Б.

Использование этой методики позволяет принимать решения с целью минимизации рисков для пациента и медицинской организации, а значит, позволяет построить наиболее эффективную систему менеджмента качества медицинской помощи при бронхиальной астме, как в поликлинике, так и в стационаре.

Отсутствие устранений нарушений при проведении мероприятий группы А при управлении ресурсами медицинской организации недопустимо и является признаком ненадлежащей медицинской помощи [3]. Устранение нарушений при проведении мероприятий только группы А связано с максимальным риском для пациента и медицинской организации, а устранение всех нарушений в наибольшей степени снижает вероятность реализации такого риска.

Таким образом, управление очередью задач позволяет медицинской организации управлять рисками в рамках реализации системы менеджмента качества.

 

Список литературы

 

1.        Анализ эффективности внедрения системы менеджмента качества медицинской помощи при острой сердечно-сосудистой патологии / С.О. Шкитин, Е.А. Берсенева, В.А. Шкитин [и др.] // Вестник Росздравнадзора. – 2018. - №3. – С. 72-77.

2.        Дифференцированный подход к управлению качеством медицинской помощи / С.О. Шкитин, Е.А. Берсенева, А.В. Березников [и др.] // Выпуск V: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы медицины в России и за рубежом» – Новосибирск, 2018. – С.56-58.

3.        Методические рекомендации по диагностике и лечению пациентов с сердечно-сосудистой патологией, которым медицинская помощь оказана с нарушениями / С.О. Шкитин, А.В. Березников, Е.А. Берсенева [и др.] // - М.: ООО «Светлица», 2018 – 48 с.

4.        Стандарт медицинской помощи больным с астмой (при оказании специализированной помощи), утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 июля 2007 г. N 459.

5.        Экспертиза качества медицинской помощи: учебное пособие / А.В. Березников, Е.А. Берсенева, С.О. Шкитин – М.: Светлица, 2019. – 176 с.

6.        Экспертная оценка случаев оказания медицинской помощи с острым коронарным синдромом без подъема сегмента ST электрокардиограммы / С.О. Шкитин, А.В. Березников, В.А. Шкитин [и др.] // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2016. – № 3. – С. 17-23.