16 февраля 2018г.
Аннотация в статье показан анализ смертности и инвалидности у лиц трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения. о целесообразности применения популяционной стратегии для лиц трудоспособного возраста в рамках первичной медико-санитарной помощи. Представленный материал обращает внимание на проблему демографической обстановки в связи с высокой смертностью и инвалидностью среди трудоспособного населения Российской Федерации и в Санкт-Петербурге от болезней системы кровообращения. Показана эффективность введения практики школ здоровья, а также диспансеризации взрослого населения.
Ключевые слова: популяционная стратегия, первичная медико-санитарная помощь, лица трудоспособного возраста, болезни системы кровообращения, артериальная гипертензия, профилактика, демография, диспансеризация.
В настоящее время в Российской Федерации демографическая обстановка остается неблагоприятной в связи с высокими показателями смертности, особенно среди населения трудоспособного возраста при низких показателях рождаемости. Следствием таких тенденций становятся низкие показатели ожидаемой продолжительности предстоящей жизни и снижение численности населения. Незначительно изменили данную ситуацию наблюдаемые в последнее десятилетие рост показателей рождаемости и снижение смертности, в результате чего наметилась возможность на выход из «демографической ямы» и увеличение средней продолжительности жизни.
Снижение внутреннего валового продукта и старение населения происходит вследствие сокращения числа трудоспособного населения. По оценкам экспертов ВОЗ, при сохранении существующих тенденций в смертности потери государственного бюджета России вследствие недополученного национального дохода из-за болезней сердца, инсульта и сахарного диабета составили в 2015 году более 4% от внутреннего валового продукта [2].
Согласно литературным источникам [5, 7], в настоящее время общий показатель смертности от неинфекционных заболеваний составляет 78%. Около 40% всех случаев смерти в России приходится на людей трудоспособного возраста (25–64) лет. В структуре смертности в России на долю болезней системы кровообращения приходится 54 % (в сравнении со злокачественными новообразованиями – 13 %). Показатели смертности от всех неинфекционных заболеваний и от болезней системы кровообращения среди населения России в трудоспособном возрасте превосходят показатели стран Европейского союза в 3 раза.
На сегодняшний день описаны три стратегии профилактики неинфекционных заболеваний (популяционная, стратегия высокого риска и вторичная профилактика) нацеленные на снижение уровня развития неинфекционных заболеваний. Единообразная государственная политика и достаточное финансирование служат залогом успеха реализации таких стратегий [11].
Стратегия профилактики высокого риска является наиболее эффективной при состоявшихся инфарктах миокарда и инсультах. Ее основным принципом является воздействие на специфику образа жизни конкретного человека и окружающую среду. Который заключается в формировании знаний о сохранении здоровья, что в свою очередь снижает риск развития неинфекционных заболеваний среди всего населения Российской Федерации [11].
В связи с активным применением популяционной стратегии в Российской Федерации в период с 2014г по 2016г. наметился небольшой спад (7%) уровня первичной инвалидности по причине болезней системы кровообращения с 44 до 40 на 10 тысяч трудоспособного населения. Согласно статистическим данным ФГБУ ФНЦРИ им. Г. А. Альбрехта. видно, что в Санкт-Петербурге уровень первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста в динамике за 3 года (2014г-2016г.) снизился на 10%, и составляет соответственно: 35 - 33 - 32 на 10 тыс. трудоспособного населения в сравнении с общероссийскими показателями остаются высокими по причине болезней системы кровообращения (рис 1). Однако все равно данные показатели остаются высокими.
Рис 1. Сравнительная характеристика уровня первичной инвалидности по Санкт-Петербургу и Российской Федерации.
После утверждения приказа от 30 сентября 2015 г. N 683н в РФ реализация популяционной стратегии профилактики состоит в активном информировании обученными специалистами в рамках первичной медико-санитарной помощи и мотивации населения на здоровый образ жизни и обращение за медицинской консультацией при наличии факторов риска [9, 8].
Центрам медицинской профилактики отводится центральная роль среди медицинских специалистов в проведении популяционной стратегии. По данным Минздрава России в настоящее время в Российской Федерации функционирует - 724, по Санкт-Петербургу - 18 центров здоровья. В 2015 году число посещений центров здоровья составило более 5,9 млн., в том числе детьми (0-17 лет) - около 1,7 млн. посещений [7].
Основные направления профилактики, на которые следует обратить внимание для профилактики заболеваний и артериальной гипертензии, является проведение обследования с учетом физиологических особенностей, обучение гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающее помощь в отказе от потребления алкоголя и табака, а также работа с семьей. В 2015 году в структуру центров здоровья введен кабинет здорового питания, в функции которого включены организация и проведение мероприятий по информированию и мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни и рационального питания, в том числе и в учебных коллективах.
Идея диспансеризации всего населения страны для России не нова. Еще в середине прошлого столетия и функционировала с разной эффективностью. В 80-е годы ХХ века в Российской Федерации была создана современная инфраструктура в первичном звене здравоохранения для внедрения мер медицинской профилактики: отделения и кабинеты медицинской профилактики поликлиник. В настоящее время утверждена нормативно-правовая база, направленная на эффективную работу инфраструктуры медицинской профилактики в рамках первичной медико-санитарной помощи были внесены изменения в Федеральный закон 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Под эгидой Правительственной комиссии по охране здоровья граждан с 2013 года начата обновленная диспансеризация и ведется системная работа по реализации на федеральном уровне популяционной стратегии профилактики, основанной на межсекторальном взаимодействии при участии общественных и религиозных организаций [2, 3].
Приоритет в решении этого вопроса сохраняется за региональными программами по формированию здорового образа жизни и комплексной профилактике хронических неинфекционных заболеваний, так как «на местах» лучше видно, что нужно пациентам в конкретном регионе. В рамках этих региональных программ предусмотрены меры по реализации стратегии высокого риска (совершенствование системы раннего выявления лиц с высоким риском и организация мероприятий по коррекции факторов высокого риска) [1, 6].
В настоящее время диспансеризацию проходят как работающие, так и неработающие граждане, а также обучающиеся в образовательных учреждениях.
Суть диспансеризации заключается в углубленном обследовании граждан в целях раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности, а также основных факторов риска их развития, определения группы, состояния здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, проведения краткого профилактического консультирования больных и здоровых граждан, а также проведения индивидуального углубленного профилактического консультирования и групповых методов профилактики (Школ пациентов) для граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечнососудистым риском.
Реализация программы профилактических осмотров (согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2011 N 240 (ред. от 24.12.2013) «О Программе модернизации здравоохранения в Санкт-Петербурге на 2011-2012 годы») проводится территориальными поликлиниками, студенческими поликлиниками, школами профилактики артериальной гипертонии, центрами здоровья.
Эффективной формой профилактического группового консультирования в первичном звене здравоохранения является «Школа здоровья» для пациентов с артериальной гипертензией. Внедрение данной программы с использованием методов информированного воздействия на пациента может привести к улучшению результатов лечения у лиц не только с мягкой, но и с умеренной гипертензией [3, 5, 7].
Залог эффективности таких мероприятий определяется квалифицированными медицинскими кадрами, обладающими педагогическими навыками проведения групповых профилактических занятий.
В настоящее время первичная медико-санитарная помощь составляет неотъемлемую часть национальной системы здравоохранения, являясь основой системы оказания медицинской помощи, и включает в себя мероприятия по профилактике [4, 10], путем реализации популяционной стратегии.
Однако надо четко представлять, что эффект от этой стратегии появится тогда, когда население, восприняв ее, отреагирует изменением образа жизни, а для этого, как показывает опыт, потребуется длительный период времени и дополнительные финансовые вложения.
Эффективность первичной медико-санитарной помощи в странах с различными моделями здравоохранения базируется на объеме финансирования, моделях конечных результатов, численности обслуживаемого контингента. [1].
Стоит надеяться, что результативная работа специалистов в рамках первичной медико-санитарной помощи позволит снизить уровень заболеваемости, инвалидности и смертности населения Российской Федерации и, следовательно, затраты на лечение, в том числе на высокотехнологичную медицинскую помощь. Наряду с работой иных министерств, для снижения бремени неинфекционных заболеваний и негативного их вклада в существующую демографическую ситуацию необходимо создание и проведение широкомасштабных национальных и региональных программ, которые должны состоять из адекватных действий, охватывать достаточное число населения, осуществляться в течение отведенного на реализацию данных программ времени и с достаточной интенсивностью.
Снижение высокой смертности и инвалидности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни в России возможно главным образом за счет профилактики и контроля основных неинфекционных заболеваний. Данная проблема, бесспорно, является комплексной, однако ведущая роль в ее решении отводится медицинским работникам как «локомотивам» всех действий, способствующих профилактике неинфекционных заболеваний, должны информировать государственные органы и население о динамике этих процессов.
Таким образом, применение популяционной стратегии профилактики сердечно-сосудистых заболеваний сводится к информационно-коммуникационной кампании и обеспечению условий для здорового образа жизни.
Список литературы
1. Артюхов И. П., Гаас Е. Н., Модестов А. А. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний на уровне первичной медико-санитарной помощи // Сибирское медицинское обозрение. 2010. №2. С. 3-9.
2. Бойцов С.А., Вылегжанин С.В., Гилева Ф.А., Гулин А.Н., Ипатов П.В., Калинина А.М., Линчак Р.М., Пономарева Е.Г. // Профилактическая Медицина, № 2-2013. С. 3-12.
3. Дорофеев А.А. Анализ проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения как фактора раннего выявления сердечно-сосудистых заболеваний и снижения смертности // ВЕСТНИК РОСЗДРАВНАДЗОРА № 1-2016. С. 52-55.
4. Карайланов М. Г., Русев И. Т., Федоткина С. А., Прокин И. Г. Исторические аспекты реформирования первичной медико-социальной помощи в России //Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения» 2016. №3(49).
5. Карпова И.П., Шильникова Н.Ф. Оценка эффективности деятельности профильной школы артериальной гипертензии // Дальневосточный медицинский журнал. 2011. № 3. С. 13-15.
6. Кришталь Т.Ю., Моисеева И.Е. Первичная профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в общей врачебной практике // Российский семейный врач. 2015. № 4. С. 4-19.
7. Ли В.В., Каусова Г.К., Свитич Т.Н., Каражанова Л.К. Результаты образовательной деятельности Школы здоровья для пациентов с артериальной гипертензией - опыт 10 лет работы // Наука и здравоохранение. 2014. № 1. С. 31-34.
8. Приказ МЗ от 30 сентября 2015 г. N 683н «Об утверждении порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях»
9. Приказ от 15 мая 2012 г. 543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»
10. Федеральный закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
11. Эмберсон Д., Уинкан П., Моррис Р. Популяционная стратегия // Журнал РМЖ № 20 С.1320.