13 апреля 2016г.
Принимая во внимание, что в современной школе практически отсутствуют здоровые дети, то сила влияния внутришкольной среды обитания на их здоровье возрастает многократно[1]. В этих условиях справедливо признается, что охрана здоровья учащихся не может обходиться без участия педагогов. Уже давно не оспаривается лозунг, суть которого в том, что сохранение и укрепление здоровья обучающихся - проблема и педагогическая. Хотя нельзя полностью согласиться утверждениями отдельных авторов [3], что именно учитель в реальных условиях может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем родители или медицинские работники. Результаты специального исследования, проведенного институтом возрастной физиологии РАО совместно с Центром образования и здоровья МО РФ [2] позволили выявить основные школьные неблагоприятные факторы, «Стрессовая педагогическая практика», «Интенсификация учебного процесса». Многие из этих выявленных факторах могут проявляться на конкретном уроке.
Цель исследования состояла в оценке уровня здоровьесберегающих компетенций учителя на уроке. Соответственно задачи включали: оценку уровня педагогического мастерства учителя, гигиенического сопровождения и уровня психологического комфорта на уроке. Методика: экспертная оценка здоровьесберегающей компетенции учителя руководством и методистами школы.
При оценке уровня педагогического мастерства отмечали следующие моменты: устно или письменно ставит цели обучения; уверенно ли владеет преподаватель учебным материалом; демонстрирует ненасильственные приемы обучения; использует связи с другими предметами, дает задания интегрированного типа; уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности; использует раздаточные дидактические материалы; использует динамические дидактические материалы; стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знаний; создает условия для познавательной активности учащихся; поощряет индивидуальные учебные достижения; инициирует речевую активность учащихся и обращает внимание на качество их речи; без задержки заканчивает занятие; учитывает особенности учащихся в процессе урока и при выдаче домашних заданий; строит учебное занятие на проблемной основе и диалоговой основе. При оценке уровня педагогического мастерства комиссия отметила как положительные, так и отрицательные аспекты
Положительные стороны: большинство учителей (71%) ставят конкретную цель урока и реализуют их в течение всего занятия; 94% учителей уверенно владеют учебным материалом; 91% учителей демонстрируют правильную, выразительную, ясную речь; 96% учителей не перебивают, не проявляют неприятия, раздражения гнева; около половины учителей (57 %) используют раздаточные и динамические дидактические материалы; 81% учителей строят занятие на диалоговой основе. Среди негативных оценок выделены: 81% учителей не учитывают особенности учащихся в процессе обучения; 36% учителей не стимулируют обоснование, аргументацию ответов;42% учителей не поощряют индивидуальные учебные достижения;33% учителей с задержкой заканчивают занятие; 41% учителей не используют связи с другими предметами, не дают задания интегрированного типа.
При оценке гигиенических условий обращалось внимание на такие вопросы: гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха; число видов учебной деятельности на уроке; средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности; число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный; чередование видов преподавания не позже, чем через 10-15 минут; использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения; длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами; позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы; физкультминутки и физкультпаузы как обязательная составная часть урока; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Положительными моментами организации этой стороны здоровьесбережения явилось то, что гигиенические условия в классе соответствовали норме на уроке у 94% учителей; 81% учителей использовали несколько видов учебной деятельности за урок; у 86% учителей средняя продолжительность и частота чередований видов учебной деятельности соответствовали норме; итоговая плотность урока у 81% учителей на уроке соответствует норме. Негативные стороны: 43% учителей не используют методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения; 75% учителей не формируют отношение к человеку и его здоровью, как к ценности; на уроке у 51% учителей позы учащихся и их чередование не происходит; у 48% учителей на уроке длительность применения технических средств обучения не соответствует норме; вид учеников, выходящих с урока, в 62% случаев: утомленный, растерянный или агрессивное, «взвинченное» состояние.
Психическое состояние учащихся оценивалось по таким критериям: наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке; благоприятный психологический климат на уроке; умение учителя предупредить эмоционально-психическое перенапряжение; наличие микроконфликтов между учителем и учащимися; преобладающее выражение лица учителя на уроке; итоговая плотность урока; момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности; темп и особенности окончания урока. При оценке психологического климата на уроке эксперты отметили, что у 70% учеников имеется мотивация к учебной деятельности; в 91% случаев отмечался благоприятный психологический климат на уроке. Практически не отмечались случаи микроконфликтов учителей с учениками.
При проведении данного исследования оценивалось, как используются современные педагогические технологии.
Таблица 1
Использование здоровьесберегающих педагогических технологий
Перечень здоровьесберегающих педагогических технологий
|
Частота использования (в % на 100 опрошенных)
Р ± m
|
1.Технологии развивающего обучения
|
51,7±5,9
|
2.Технологии на основе коллективной мыслительной деятельности
|
83,4±4,4
|
3.Технологии интенсификации обучения на основе схем и знакомых модулей учебного материала
|
68,4±5,5
|
4.Педагогическое проектирование
|
33,4±5,5
|
5.Информационные технологии
|
31,7±5,5
|
6.Технологии личностно-ориентированного обучения
|
85,0±4,3
|
7.Технологии авторских школ
|
8,3±3,3
|
8.Элементы здоровьесбережения в контексте урока или за его рамками
|
80,0±4,7
|
9.Технологии развития критического мышления
|
56,7±6,1
|
10.Технологии систематизации учебного материала, планирования итогового повторения, новые подходы в проведении промежуточного и тематического контроля знаний
|
86,7±6,4
|
11. Технологии на основе личностного подхода
|
88,4±3,8
|
12.Технологии на основе компетентного подхода
|
46,7±6,1
|
13.Методические подходы и теоретические концепции воспитания с гуманно- личностными, социально ориентированные и здоровьесберегающие технологии развития и воспитания личности
|
46,7±6,1
|
Из приведенных данных (Табл.1) видно, что среди различных видов здоровьесберегающих технологий наибольшее распространение получили : «Технологии на основе личностного подхода» (88,4%), «Технологии на основе коллективной мыслительной деятельности» (83,45), «Технологии личностно-ориентированного обучения» (85,0%), «Технологии систематизации учебного материала, планирования итогового повторения, новые подходы в проведении промежуточного и тематического контроля знаний»(86,7%).
Для реализации широкого использования здоровьесберегающих технологий безусловной предпосылкой является и удовлетворительное материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Однако, как показали наши исследования, здесь не все еще благополучно.
Таблица 2
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Перечень единиц материально-технического оснащения
|
Оценка уровня обеспечения ( в % к итогу)
|
Полное
( Р ± m)
|
Не полное
|
Нет
|
Итого
|
1.Программы, учебно-методические комплексы
|
72,8±5,3
|
27,2
|
0
|
100,0
|
2.Учебники
|
67,4±5,6
|
30,9
|
1,7
|
100,0
|
3.Учебно-методическая литература
|
78,2±4,9
|
18,2
|
3,7
|
100,0
|
4.Наглядные пособия, приборы и т. п.
|
20,0±4,8
|
76,6
|
3,4
|
100,0
|
5.Технические средства обучения
|
23,7±5,0
|
61,9
|
14,4
|
100,0
|
6.Оборудование рабочего места преподавателя
|
45,5±5,9
|
49,1
|
3,4
|
100,0
|
7.Оборудование рабочего места обучаемых
|
58,2±5,8
|
36,4
|
5,4
|
100,0
|
8. Санитарно-гигиеническое состояние кабинета (площадь, освещение, микроклимат, вентиляция
|
76,4±6,0
|
21,9
|
1,7
|
|
Как следует из приведенных данных (Табл.2), в большей степени материально-техническое обеспечение, как благоприятный фон эффективного здоровьесбережения более или менее удовлетворителен по таким позициям, как обеспечение учебно-методической литературой, обеспечение программами и учебно- методическими комплексами.
Список литературы
1. Александрова И.Э. Степанова М.И. ,Седова А.С. Регламентация учебной нагрузки как фактор сохранения здоровья школьников. Российский педиатрический журнал.2009;2:4-11.
2. Бирюкова Н.А. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательном учреждении//Гигиенаи санитария.2006.№1.С.76-77.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.:АРКТИ,2003.-272с