Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СНИЖЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРОБЛЕМЫ И АРГУМЕНТЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Избирательные права относятся к основополагающим и наиболее ответственным политическим правам, так как предоставляют большинству граждан право на принятие политических решений, определяющих будущее всего общества. Совокупность избирательных прав включает в себя активное право (право избирать) и пассивное право (право быть избранным) и ряд сопутствующих прав (право участвовать в выдвижении кандидатов, предвыборной агитации и наблюдении за ходом выборов) [2, с. 31.].

Значимость электоральных процессов подразумевает тесную взаимосвязь между обретением избирательных прав и предварительной политической социализацией граждан - длительным процессом усвоения политических знаний, норм и ценностей, определяющих формирование свойств, необходимых для качественного выполнения политических функций.

Законодательное ограничение избирательного возраста является одним из наиболее распространенных в мире политических цензов. Возраст обретения политических прав, как правило, совпадает со временем достижения гражданской дееспособности. После Второй мировой войны в результате общего процесса демократизации избирательных прав возрастной ценз в большинстве государств был снижен с 21 года до 18 лет. Но в настоящее время ряд представителей политических партий, общественных движений и политологов выступают с инициативами дальнейшего снижения избирательного возраста.

Несмотря на то, что с проектами снижения избирательного возраста выступают различные партии (левые, националистические, либеральные, более осторожны в этом вопросе центристские), выдвижение и широкое обсуждение данных инициатив в развитых странах стало возможно в рамках господства либеральной культуры и отражает изменение базовых ценностей современного общества. Модернизация духовно-ценностной сферы, как правило, носит опережающий характер, создавая почву для будущих трансформаций и в политике.

В связи с тем, что либеральная идеология подразумевает постоянные инновации, на протяжении последних десятилетий наблюдается процесс расширения трактовки многих либеральных теорий и обогащения их новыми элементами. Так, в русле либеральной идеологии сформировалось определение меньшинств как социальных групп (не обязательно численно уступающих большинству), являвшихся объектом коллективной дискриминации в настоящем или прошлом. В соответствии с данным критерием к крупнейшим социальным меньшинствам относятся гендерные и возрастные группы, в том числе дети и молодежь [7.].

Ограничение прав и свобод детей и молодежи по критерию возраста получило название «адалтизм» (от «adult» англ.- взрослый) [3.]. Идеал противников «адалтизма» - взаимодействие взрослых и детей на основе равного партнерства во всех сферах жизни представляет собой буквальное толкование классического принципа либерализма о равенстве людей от рождения [6.]. Ограничению «адалтизма» способствует ювенальная юстиция, в перспективе – борьба за свободу несовершеннолетних в принятии медицинских решений, снижение возраста сексуального согласия, отмена возрастных ограничений на принятие алкоголя (США) и другие инициативы [8.].

В сфере политики формой противодействия «адалтизму» является борьба за снижение избирательного возраста. Вопрос о снижении избирательного возраста  поднимают наряду с  представителями политических партий, общественных движений и политологи - исследователи электоральных процессов.

В основе данных инициатив лежит гипотеза о снижении избирательного возраста как эффективном способе вовлечения молодежи в политическую сферу и дальнейшего расширения ее политического участия [5, с. 74.]. Следуя этой гипотезе, современная трансформация демографической структуры населения в развитых странах, связанная с уменьшением количества молодежи [5, с.18.], лишает молодых людей возможности существенно влиять на результаты голосования в собственных интересах. Реформа избирательного права позволит увеличить процент молодых людей среди голосующих и выровнять существующее демографическое неравенство [8.].

Базовый аргумент в пользу снижения избирательного возраста в развитых демократиях – раннее взросление современной молодежи, ставшее следствием акселерации и начала трудовой деятельности молодежи задолго до достижения возраста гражданской дееспособности [8.].

В то же время сторонники понижения избирательного возраста практически обходят вниманием тот факт, что эмансипация современной молодежи носит незавершенный характер. Специфику положения современной молодежи развитых стран определяет долгий период обучения, отсутствие полной трудовой занятости и самообеспечения, зависимость от родителей, позднее создание семьи и рождение детей. Пробелы в прохождении наиболее ответственных этапов, определяющих формирование личности, не могут не отражаться на уровне социальной зрелости молодых жителей развитых стран в сравнении с предыдущими поколениями и молодежью некоторых стран третьего мира.

Готовность молодежи к участию в избирательном процессе аргументируется данными социологических исследований, которые фиксируют значительный интерес большинства молодых людей к политике, прежде всего, к проблемам образования, социальной политики и экологии [8.].

В тоже время отмечается отличие медиа-привычек современных молодых людей как носителей преимущественно визуальной культуры – например, предпочтение развлекательных программ политическим новостям [9, с. 82.]. Разница в уровне восприятия информации, как и отличие в ценностях молодых и старших поколений, фиксируется во всех развитых обществах.

Гипотеза о позитивном влиянии снижения возрастного ценза на политическую  активность молодежи может быть доказана лишь в процессе внедрения в жизнь данной инициативы, что признают и исследователи [5, с. 66.]. Известный американский политолог А. Лейпхарт отмечает, что пессимизм в отношении снижения избирательного ценза является преградой для апробации прогрессивного проекта [9, с. 202.]. Со временем уровень поддержки либеральных инициатив всегда возрастает. В качестве яркого примера ученые приводят постепенное привыкание к изменению статуса женщин в культуре и политике [4, с 3]. Следствием постоянного развития феминизма со временем стало предоставление женщинам особых прав и практика квотирования мест для женщин в политических и экономических организациях.

Таким     образом,    сторонники    данной    избирательной    реформы     предлагают    проект    активизации опережающего политического участия молодежи, несмотря на определенную незавершенность процесса ее политической социализации. Политическая социализация - один их самых сложных типов социализации личности, включающий в себя освоение целой совокупности политических знаний, ценностей, традиций и опыта. Анализ последствий снижения избирательного возраста с позиций консерватизма, основой которого является представление об иерархии ценностей и статусов, провел выдающийся русский мыслитель и политический философ И.А. Ильин.

«С одной стороны, они несведущи, беспомощны и беззащитны и всякий плут может их соблазнить, надуть, вовлечь в невыгодные сделки и отобрать; необходимо защитить их самих от недобросовестных сограждан и злонамеренных иноземцев. С другой стороны, они не в состоянии отвечать за свои волеизъявления, обещания и обязательства (безответственность!), и вменить им их поведение невозможно (невменяемость!), их дееспособность была бы вредна или даже гибельна и для них самих и для их сограждан» [1, с. 835.].

От пропорционального сочетания элементов политического знания, ценностей и участия зависит формирование   политически   культурной   личности.   Выборочная   активизация   поведенческого   аспекта политической социализации, опережающая усвоение молодежью ценностного и нормативного компонентов политической культуры, может способствовать усилению влияния негативных политических технологий и привести к снижению качества политического процесса в целом.

 

Список литературы

1.     Ильин И.А. Наши задачи\Политические институты, избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX-XX вв. М. 2003.

2.     Избирательное законодательство и выборы в современном мире. М. 2009.

3.     Adultism\Wikipedia,  the  free  encyclopedia\UPL:  http://en.wikipedia.org/wiki/Adultism  (дата  обращения 27.03.2015)

4.     Conway M. Vomen and public policy: a revolution in progress. Washington. 2005.

5.     Franklin M. Voter turnout and the dynamics of electoral competition in established democracies since 1945. Cambridge. 2004.

6.     Youth Suffrage - Lowering the Voting Age\The Free child Project\UPL: http://freechild.org/SNAYR/suffrage.htm (дата обращения 27.03.2015.)

7.     Marmaryan N. Minority Concept and Related Issues\Научни трудове на Русенския университет. 2010, T. 49, C. 5.2.\UPL: http://conf.uni-ruse.bg/bg/docs/cp10/5.2/5.2-11.pdf (дата обращения 27.03.2015)

8.     NYRA\National Youth Rights Association\ UPL: http://www.youthrights.org/research/library/(дата обращения 27.03.2015.)

9.     Wattenberg M.P. Is voting for young people? Irvine. 2012.