Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОТЕСТНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: «СЕТИ СЕТЕЙ» В РАМКАХ АНТИГЛОБАЛИСТСКОГО И АЛЬТЕРГЛОБАЛИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Политический процесс с точки зрения взаимодействия различных акторов неизбежно включает и политические конфликты. Это связано с тем, что движущей силой политического процесса являются в том числе и противоречия при взаимодействии субъектов-участников. Из-за стремления акторов реализовать свои цели и интересы, из-за желания изменить свой социально-политический статус, происходят столкновения субъектов политики.

Протестное политическое движение является разновидностью общественного и выступает как совокупность коллективных действий, выражающихся в неинституциональных протестных выступлениях, направленных на решение актуальных проблем в сфере политики. На сегодняшний день «все без исключения, как социологи, так и политологи, обращают внимание на развитие и изменение в структуре, формах участия в общественной жизни, формах деятельности современных движений в условиях глобализации мирового сообщества» (Скобелина, 2010, с. 7). В конце XX - начале XXI века возникают новые массовые протестные политические движения, оказывающие существенное влияние на политический процесс. Не вызывает сомнения, что по масштабу и влиянию одними из главных протестных движений современности выступают антиглобалистское и альтерглобалистское движение. По всему миру формируются их сети, в этом смысле существует мнение, что мы живѐм в эру протестных движений (Агитон, 2004). Данная тенденция связана с тем, что, начиная с конца 1990-х - начала 2000-х годов произошла кардинальная смена вектора социального развития, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Важнейшей характеристикой последнего является стремительный рост производства услуг и объѐма накопленных человечеством знаний, они становятся основными продуктами потребления, а важнейшими технологиями - информационные. Но глобализация — процесс многомерный и нелинейный, она воздействует на развитие мирового сообщества неоднозначно и, порой, противоречиво.

Если антиглобализм мы определяем как многовекторное протестное политическое движение, выступающее против негативных аспектов процесса глобализации в целом, то альтерглобализм (или альтернативный глобализм) направлен против современной неолиберальной глобализации, и предлагает свою альтернативу. Он призывает к иным формам глобальной интеграции, обеспечивающим лучшее демократическое представительство, продвижение справедливой торговли, равномерного развития, соблюдения прав человека. Несмотря на различия в стратегии и целях (антиглобализму присущи изоляционистские позиции, альтерглобализму - левые идеи и стирание государственных границ), в политической практике оба движения, как правило тесно сотрудничают.

Глобализация, критикуемая антиглобалистами и альтерглобалистами, - это, в первую очередь, еѐ различные неолиберальные вариации, ведь движения выступают против политики неолиберализма. Поясним, что негативные последствия неолиберальной глобализации, по мнению протестующих, выражаются в свертывании госсектора, сокращении расходов на социальную сферу и перевод еѐ на рыночную основу. Участники критикуют крупные транснациональные корпорации, имеющие нерегулируемую политическую власть, осуществляемую через торговые соглашения и нерегулируемые финансовые рынки. В частности, корпорации обвиняются в стремлении максимизировать прибыль за счѐт ухудшения условий безопасности труда, трудового найма и стандартов компенсации, принципов охраны окружающей среды и т.п. На международном уровне движение проводит акции протеста против таких международных политических институтов как ВТО, Всемирный банк, МВФ, Всемирный экономический форум, Большая восьмѐрка, причѐм сами акции проходят в промышленно развитых странах. С этой точки зрения «международная  система, основанная на нациях–государствах трансформируется в политическую систему, состоящую из параллельных многоуровневых структур власти с низкой функциональной дифференциацией и скудной демократической легитимностью. В политическую систему глобализация привнесла транснационализацию политических отношений» (Porta, 2005, р. 12). В итоге общество предстаѐт как «функционально-дифференцируемая система с многочисленными основаниями для протеста» (Луман, 2006).

На современно этапе протестные политические движения «в основном выступают как своего рода неформальные сети, основанные на общих убеждениях и солидарности, мобилизующих индивидов на решение проблем, вызывающих конфликты, посредством частого повторения различных форм протеста» (Porta, 2005, р. 18). В целом движения представляют собой оформленное и структурированное противодействие политике властей. Их целью является конструктивное воздействие на систему социально-политических отношений и их изменение.

Если и есть общий знаменатель для членов антиглобалистского и альтерглобалистского движения, то не следует искать его в какой-то альтернативной модели или концепции, так как их социальный состав очень неоднороден. Здесь находят общие темы для сотрудничества новые протестные политические движения и традиционные организации, представители стран Востока и Запада, Севера и Юга. Но общим для них выступает идея глобальной справедливости, особенно для слабых, проигравших или жертв глобализации, - это то, что они разделяют как общие ценности.

Начиная со второй половины XX века в процессе изучения протестных движений было выявлено три специфических черты их организационной структуры. Во-первых, это сегментарность (различные группы возникают, мобилизуются, а затем со временем приходят в упадок); во-вторых, мультицентричность (наличие сложных узлов, связанных горизонтально и одновременно отсутствие лидерства как такового); в-третьих, сетевой характер (группы и индивиды соединены многочисленными связями).

Значимым является то, что по сравнению с прошлыми движениями антиглобалисты и альтерглобалисты характеризуются явно сетевыми чертами (подчѐркивая гиперсетевой характер, используются понятия «сеть сетей» и «движение движений» (Porta, 2005)), допуская в свой состав плеяду гетерогенных групп, поддерживающих различные организационные принципы. «Старые» протестные движения (до 1960-х гг.) как правило, были организованы централизованным образом, отчасти, для того чтобы максимизировать распространение информации и мобилизовать активистов. С 1960-х годов ХХ века новое семейство движений опробовало иные организационные принципы на основе малых групп, связанных друг с другом в сети (экологи, пацифисты, студенты, феминистки). Эти тенденции до сих пор ясно прослеживаются в движении против неолиберальной глобализации.

Интеграция сетей вокруг неких общих платформ и их мобилизация положительно влияют на готовность индивидов участвовать в различных акциях протеста. Появление на рубеже тысячелетий новых международных движений, например, АТТАС («Действие за налог Тобина в помощь гражданам»), побудило многих традиционно левых акторов объединиться для противостояния неолиберальной глобализации. Принципы демократического контроля над экономикой и защита благосостояния действовали как раз в качестве объединяющего фактора антинеолиберализма, сближая позиции участников.

Сетевая основа символизирует различные секторы, формирующие часть движения, пусть даже и с иногда существенными различиями в организационной стратегии (например, организации, присоединившиеся к мобилизации протеста против Большой Восьмѐрки в Генуе в 2001 году: от анархистского «Чѐрного блока» до Компартии Греции). В итоге, мы видим, прежде всего, интеграцию сетей по политической, идеологической, или просто тематической близости.

До сих пор движение антиглобалистов и альтерглобалистов остаѐтся успешным (хоть уже и не в той мере как в конце 1990-х - начале 2000-х) так как оно постоянно продолжает расти, привлекая все большие массы населения и организации со всего мира. В итоге оно превратилось в движение с постоянно высокой степенью фрагментации, «движение движений». Сильная гетерогенность такого свободного альянса сдерживается за счет разрастания сетевой структуры и соблюдения принципов как можно более широкого консенсуса. Для того чтобы справиться с неоднородностью движения применяются практики внутренней демократии, представляющие собой не только модели принятия решений в соответствии с разделяемыми принципами и ценностями, но и действующий способ решения внутренних конфликтов, сглаживая разногласия, объединяя группы вокруг точек совпадения интересов, и создавая путем постоянного ведения переговоров новую, коллективную идентичность.

Итак, на рубеже XX-XXI веков «появились совершенно новые коллективные акторы, возникли новые пространства для коллективного действия» (Павлова, 2008, с. 116), где традиционные организации всѐ больше уступают место новым протестным движениям, в силу эффективности последних.

 

Список литературы

1.     Агитон К. Альтернативный глобализм: Новые мировые движения протеста. М.: Гилея, 2004. — 204 с.

2.     Луман. Н. Общество общества. Часть IV. Дифференциация. — М., 2006. — 320 с

3.     Павлова Т.В. Социальные движения как фактор трансформации институциональной среды: проблемы теории. – «Полис. Политические исследования». – 2008. – №5. С. 113-124.

4.     Скобелина Н.А. Общественные движения в современном обществе: от теории к практике: монография / Н. А. Скобелина / ВолгГТУ. – Волгоград, 2010. — 120 с.

5.     Porta D. … [et al.] Globalization from below: transnational activities and protest networks // Social movements, protest and contention; v. 26. 2005. — 302 р.