20 марта 2016г.
Аннотация: Данная статья рассматривает проблемы интеграции русских мусульман в российское общество. В первую очередь затронута тема критики в адрес таких людей со стороны некоторых исследователей. В статье автор пытается ответить на вопрос «Являются ли русские мусульмане проблемой для гражданского общества России?».
Ислам – это вторая по численности религия в мире, то же место мусульмане занимают и в России. При этом в нашей стране Ислам всегда был частью истории страны. Однако сегодня множество людей меняют свои убеждения. К таковым относятся люди русской национальности. На мой взгляд, это люди, которые самостоятельно выбрали свой путь, не привязываясь к каким-то причинам, связанным с историей своего народа или выбором родителей этого человека. Русский мусульманин, на мой взгляд, - термин, который не очень удачный с точки зрения его применения на практике, потому что Ислам, как религия, учит одним ценностям как русских, так и узбеков, татар, англичан и др. В России по разным оценкам количество русским мусульман оценивается десятками тысяч. Например, озвученные в СМИ цифры оценок колеблются от нескольких до ста тысяч человек. Поэтому данная тема крайне актуальна.
В еще большей степени тема принятия русскими Ислама интересна тем, что некоторые исследователи негативно относятся к данному явлению. Меня заинтересовали причины такого отношения, а точнее я поставил вопрос, насколько такие люди объективны. В частности, такое отношение просматривается в работе молодого ученого Красноярска Излученко Т.В., которая совсем недавно стала кандидатом наук, под названием «Русский ислам: современное положение и тенденции развития» [1].
Излученко Т.В. начинает свою статью с информации, что свое исследование она вела в период 2007-2012 гг., в первую очередь, на базе закрытого включенного наблюдения. Я ранее не слышал о таком методе, однако установил, что это способ, когда человек внедряется в некую среду, чтобы раздобыть какую-либо информацию. После этого мне стало ясно, так как было достоверно известно, что Излученко Т.В. многие годы под видом мусульманки и работника библиотеки общалась с мусульманами, выражаясь языком Ислама, была «мунафиком». Мне неизвестно, насколько это научно, однако делать те выводы, о которых она написала, точно не стоило, потому что это далеко от правды, и вызывает очень странное впечатление. В одной статьей кандидат наук Омаров Б.М. написал «я считаю, что действенными мерами в борьбе с «информационным джихадом» может стать разоблачение лживой риторики экстремистов» [2], я же дополню, что также важно выявлять «лживую риторику» так называемых исламоведов, что и являются целью данной статьи.
Излученко Т.В. продолжает свою статью словами, что люди, которые приняли Ислам по своему желанию и живут по законам Шариата, в Красноярске, а это именно тот город, где она вела «шпионскую» работу, насчитывают порядка 40 человек, однако, она добавила, что десять лет назад их было 3. Конечно же, цифра 40 – это далекая от реальности цифра, так как только мой круг общения насчитывает большее число русских мусульман, но наиболее интересным представляется ее ссылка на информацию о 3 людях. В источнике она пишет: «Кабдулвахитов, 2010». Непонятно, для чего названа фамилия того, кто брал интервью, и кому слова о 3 мусульманах не принадлежат. Принадлежат же эти слова, как раз таки русскому мусульманину А.Дедкову, в отношении которого в настоящее время возбуждено уголовное дело, связанное с экстремизмом, в частности с трудами исламского богослова Саида Нурси. Однако суть замечания в следующем. Если она доверят этому человеку (хотя они точно не знакомы), то стоило взять его слова полностью, а он сказал: «Десять лет назад в городе нас было всего трое русских мусульман. Сейчас я не могу точно сказать, сколько за это время русских приняло ислам в Красноярске, если приблизительно, то более пятидесяти человек» [3]. Также важно учесть, что его цифра более 50 человек была высказана еще в 2009 г., а с тех пор прошло много времени.
В общем, только одно данное предложение порождает 2 факта некачественной работы Излученко Т.В.:
1. Она не знает реального числа русских мусульман в Красноярске, тем более в Красноярске, но дает непонятные цифры.
2. Она неверно оперирует цитатами и неверно делает выводы, что было доказано выше.
Стоит отметить, что на момент написания статьи Излученко Т.В. не была кандидатом наук, а являлась, как и автор этой статьи, начинающим исследователем.
Далее в статье Излученко Т.В. выделяет 2 причины принятия русскими Ислама: брак и духовное становление. Очень негативно описаны те, кто выходит замуж за «кавказцев, турков и арабов». Она почему-то утверждает, что для таких людей «ислам заключается во внешней атрибутах как сохранение семьи», при этом все такие девушки, по словам Излученко Т.В. остаются приверженцами «светских или христианских» идей. Откуда у Излученко Т.В. такая информация? Может ли она привести конкретные данные? Как можно утверждать, что все русские мусульманки, вышедшие замуж за нерусских, ведут себя именно таким образом? Я уверен, что это фантазия автора, разыгравшаяся на фоне ее «агентурной работы» в роли некого агента 007.
Далее Излученко Т.В. утверждает, что русские мусульмане отдают своих детей «только в светские заведения», указывая на то, что это их отличительная черта. Я не просто ставлю под сомнение эти слова, но и называю их ложью, потому что за последние годы многие русские мусульмане отдали в мечеть на официальные уроки детей русской национальности.
Далее Излученко Т.В. говорит, что русские мусульмане имеют «слабое знание исторических фактов об исламе и его современном положении». Дискриминация, не обоснованная ничем, - признак не красящий кандидата наук. Автор уверяет, что любой русский мусульманин знает хуже нерусского мусульманина или русского немусульманина. Не травля ли это в адрес русских мусульман? Непонятны причины такого плохого отношения в их адрес. Неужели автор говорит о известных русских, принявших Ислам, например о Полосине А.В.?
Негативное отношение к русским мусульманам продолжается словами, что у них «слабое знание» переводов священных текстов и низкая способность к переводу и осознанию прочитанного». Эти слова – это уже оскорбление чувст русских мусульман, граничащее с уголовным делом. Нетерпимость к русским мусульманам, являющихся коренными жителями своей страны, может стать катализатором разжигания межнациональной и межрелигиозной розни, что непозволительно в наше время, требует принятия законных мер. Ислам же строго повелевает равное отношение к любой нации, а Конституция РФ гарантирует равные права каждому гражданину.
В завершении Излученко Т.В. достигает пика в оскорблении, говоря, что русские мусульмане склонны к увлечению экстремистским идеям, что приводит к росту преступности. Это уже не подлежит комментариям. Стоит лишь заметить, что автор, указывая на смену культуры, не говорит того же про христианских татар, русских буддистов и так далее. Еѐ цель – русские мусульмане.
Таким образом, я делаю вывод о полной некомпетентности Излученко Т.В., она под маской эксперта сеет вражду по отношению к русским мусульманам, называя их очагом преступления, называя их по сути глупыми и не умеющими думать. Не это ли экстремизм? Не это ли разжигание межнациональной и межконфессиональной розни? Если я был в чем-то не прав, то даю время на указание моих ошибок после опубликования данной статьи, в противном случае, следует считать критику оправданной. Страшно представить, что русский мусульман – это потенциальный изгой, по мнению Излученко Т.В. Я точно не знаю, но слышал, что она преподает студентам про Ислам. Страшно представить мысли, которые она сеет в головах студентов. Уверен, что именно из-за таких экспертов и происходят запреты книг? Может из-за них и заводят уголовные дела? Не приведут ли такие мысли к реальности из фантастического романа Р. Брэдбери «451 градусов по фаренгейту», где любое инакомыслие, на их взгляд, уничтожалось на корню?
В дальнейших статьях планируется подробнее раскрыть причины запрета некоторой исламской литературы.
Список литературы
1. Излученко, Т.В. Русский ислам: Современное положение и тенденции развития / Т.В. Излученко // Вестник КГПУ. - 2013. - №1. - С. 278-282;
2. Омаров Б.М. Пропаганда религиозного экстремизма в интернете: проблемы противодействия и пути их решения // Современные научные исследования: актуальные теории и концепции - ART 64302. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64302.html - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X;
3. Русские мусульмане Сибири: у каждого верующего внутри сидит полицейский http://www.islamnews.ru/news-25089.html.