Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАГМАТИКА ФИЛОСОФИИ: КРИТИКА И АПОЛОГЕТИКА

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2016г.

Вопрос о генезисе дисциплинарном, мировоззренческой и концептуальном статусе философии ставился всегда, изначально, фактически с самого момента генезиса феномена философского знания и отношения к бытию как такового. Следует отметить, что данная проблема было достаточно широко развернута и дискуссии по данному поводу вполне концептуально очерчены, выявлены и понятны. У нас имеется в наличии позитивистская точка зрения на статус философского знания, восходящая к общей традиции сциентиского мировоззрения; также, существует вполне оформившаяся экзистенциалистская трактовка философии, как особого способа существования, находящего своё выражение в определенной экзистенциальной ориентации личного бытия. Существовали помимо этого, многочисленные попытки построения философии как строго науки, которые, впрочем, не увенчались каким-либо существенным успехом, поскольку не были с очевидностью указаны ни критерии научности философии, ни те результаты, к которым она должна стремиться. К концу двадцатого века дискуссии о статусе философии заметно утихли, если не считать постмодернистских, во многом эпатажных и стремящихся к экстравагантности её трактовок.

Тем не менее, и данный факт остается прочным фактом, - философия крепко обосновалась в контексте корпуса академических дисциплин, что позволяет сделать достаточно веское и основательное заключение о том, что в определённых кругах, которые  направляют общие тенденции научного  и сопряженного с  ним образовательного процесса высшей школы сохранилась твердая убеждённость в необходимости философии, некая форма веры в её скрытый потенциал, либо уважение к древней, некогда претендовавшей на статус науки наук дисциплине. Что ж, профессионалам от философии остается только надеется на то, что данная вера не иссякнет, хотя бы на их веку.

В рамках данного скромного повествовании-исследования нам бы хотелось акцентировать фокус внимания рефлексии на вопросе не столько дисциплинарного и общекультурного статуса философии, сколько на проблеме прагматического аспекта философского дискурса, посмотреть на философию как на способ и средство определенной практики и этики. Собственно говоря, зададимся простым и прямым вопросом, - зачем нужна философия. Мыслители веками избегали простых вопросов, явно или неявно утяжеляя, усложняя их постановку. Возможно, именно поэтому и ответы получались аморфными и неубедительными. Спрашивать, вероятно, напротив, стоит прямо и предельно упрощённо, ведь, по сути, жизнь состоит из достаточно простых вещей и проблем. Каков толк от философии, зачем заниматься философией? Зачастую отвечают на данный вопрос предельно глобально и возвышенно отвлеченно, в перспективе веков, в масштабе обществ и культур. Но, не стоит забывать, что отдельный человек не существует такими метриками и масштабами. Конечность как конститутивная архитктоническая структура бытия человечества – вот, пожалуй, единственная светлая идея экзистенциализма. Как субъект своего собственного личного бытия, я существую локально и ограниченно, в масштабах микроскопических по отношению к пространствам, перспективам и ретроспективам мира, истории, человечества и культуры. Поэтому и  смысл извлекаемый из философии для моего личного существования должен быть также локален, ограничен, предельно определен и прост. Утопая в абстракциях, спекулятивных построениях и крупномасштабных размахах мысли философы промахивались мимо действительно фундаментальных и насущных вещей. со временем таковая тенденция вызвала все те нападки, которым подверглась философия и, особенно, философская метафизика со стороны позитивистских кругов. Пожалуй, не грешили этим лишь греки, но о них отдельно.

Так каков же смысл философии, её прикладное значение в жизненно-практическом, а, также, экзистенциальном выражении, применительно к жизни отдельного человека? Здесь возможно несколько вариантов. Разумеется, говорить о том, что философия чего-то достигла, если под этим понимать нечто по аналогии с прогрессом естествознания, не стоит. Прогресс философии, следует скорее рассматривать в аспекте возникновения всё ширящегося с веками и эпохами разнообразия философских школ, тенденций, течений и направлений. Основной критерий прогресса философской мысли кроется в степени оригинальности новых философских идей, генерировании новых ходов и смысловых измерений философских ходов. Поэтому, в определенном смысле, осваивая всё новые тонкости и нюансы философского дискурса, человек развивает изгибы мышления, но, что самое важное, мышления философского, спекулятивного. Решает ли это какие-то жизненные вопросы, вопросы фундаментальные, подобно отысканию формулы мира в физике. Конечно же – нет. Имей философию какую-либо позитивную, положительную эвристику в плане схожем с естественными науками, в той ретроспективе, которую она имеет – результат непременно бы был. Но, к сожалению, этого нет. Но, это не означает бессмысленность существования философии. Философствование как определённые мыслительные, теоретизирующие практики выполняет важную экзистенциальную задачу – заполняет время жизни, концентрируя сознание на философских предметах, обеспечивая забвение суеты житейской, эмоциональных потоков, создающих дискомфорт, вызывающих страдание. В этом смысле, философствование в чистом виде, равно и углубленное изучение тематических текстов, в особенности, предельно спекулятивной и метафизической направленности можно рассматривать в качестве определённой медитативной процедуре, своеобразного парения ума в сфере предельно оторванной от профанного измерения реальности с её текущими скорбями, волнениями и заботами. Собственно говоря, в исключительно прагматическом, повседневном смысле с этой точки зрения упражнения в философствовании в своей сути сходны с медитацией в её восточном понимании и, даже, с практикой умной молитвы, получившей широкое распространение в мистико-созерцательной традиции восточной церкви, в особенности, в исихазме. В указанном варианте, философствование культивирует состояние особой отрешенности, забвения суетности мира, которое под различными понятиями фигурирует в истории как европейской, так восточной философских традиций: атараксия и апатия у античных скептиков и эпикурейцев, состояние самадхи в буддизме (хотя здесь есть определённые нюансы, в которые, в предельно общем смысле, вдаваться не стоит), сатори в дзэне и т.д.

Вторая и немаловажная, особенно в современном, глобализирующемся мире, с подвижной экономикой, важной ролью средств массовой информации в жизни общества, прагматическая функция философии заключается в формировании чрезвычайно мобильной в профессиональном смысле личности, способной активно адаптироваться к изменению конъюнктуры рынка труда. Как уже было сказано выше, мы поднимает непосредственные, жизненно близкие и насущные проблемы, одна из которых определяется как, - куда идти выпускнику философского факультета работать. Поверхностное понимание специфики влияния изучения философии в систематическом виде в рамках вузовского образования, либо видение профессионального будущего дипломированного «философа» лишь в узкой перспективе научно-педагогической деятельности, отталкивает существенное количество абитуриентов от выбора соответствующего факультета в качестве первой ступени (коих, не стоит об этом забывать, в современной России три) получения высшего образования. Вместе с тем, совершенно игнорируется тот факт, что многие выпускники философских факультетов и отделений успешно нашли себя в качестве профильных профессионалов в самых различных областях общественной жизни. И, не побоимся об этом утверждать, произошло это именно благодаря тому потенциалу, который был сформирован философским образованием. Широко известен термин «философский склад ума», но зачастую под ним понимают лишь способность и склонность к именно философскому восприятию и осмыслению мира, основанному на широте абстрактного видения, обобщения, при этом совершенно забывая о втором, не менее важном, значении.

Второй, практический аспект «философского ума», формируемый изучением данной познавательной традиции заключается в том, что он представляет собою высоко развитую способность систематического, детального и глубоко изучения любого материала, имеющего все составляющие гуманитарного дискурса. Изучение философии – это непрестанная работа с текстами, оно отрабатывает навыки системного текстового мышления, способности анализа, переработки и воспроизведения текстового материала, а, соответственно, формирует навыки скоростного переобучения в рамках пространства  любых гуманитарных наук. Второй практический смысл изучения философии заключается в том, что она формирует развитые речевые и общекоммукативные навыки, которые выполняют важнейшую роль в современной экономической среде, поскольку последняя в плане преобладающей и наиболее масштабной сфере деятельности стремительно эволюционирует в сферу услуг, основанных на том, что, в общем, достаточно точно именуется как «работа с людьми».

Таким образом, указанные выше два основных прагматических аспекта философского слада ума, при их адекватном развитии и умелом сопряжении с мотивацией и стремлением занять профессиональную нишу на рынке труда в областях не связанных исключительно с педагогической и научной деятельностью, как нельзя лучше служат данной цели.

И в заключении следует непременно указать и третью, уже озвученную возможность философии в её прикладном аспекте, - построение академической карьеры. В силу высокой степени междисциплинарности философского знания, его наитеснейшей связи с подавляющих большинством дисциплин гуманитарного цикла, философское образование создает потенциал научно-педагогической деятельности в иных областях гуманитарных наук, либо на границах смежности между данными науками.

В итоге отметим, что несмотря на существующую в культуре контртенденцию по отношению к философскому дискурсу, при грамотном изучении и масштабном перспективном понимании потенциальных возможностей его прагматики он, несомненно, остаётся и является важнейшей частью культуры и образовательного процесса.