Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИИ И НАЛИСИЯ НА ТЕЛЕЭКРАНЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

В данной статье, мы хотим понять такие явления как агрессия и насилие.

Может ли нормальный человек быть вдохновлен на совершение насилия примером на телевидении или в кино? Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала понять суть данных явлений.

Такие феномены как насилие и агрессия имеют разнообразные определения. Так что, надо разобрать, что в них общего и в чем отличие.

В марксистском направлении насилие трактуется как «применение определенным классом различных форм принуждения в отношении других классов (групп) с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных привилегий» (2).

Социолог Бернард Крик писал о том, что «... понятия «насилие» и «созидание» находятся в значительно более тесной и прямой связи друг с другом, чем может показаться на первый взгляд», т.е. насилие имеет конкретный двойственной характер, а также обладает противоречивостью. Благодаря насилию, человек может достичь положительных целей. Подавление чужой воли может осуществляться во имя благих намерений. Примером может служить такая ситуация: принудительное лечение от зависимостей (алкоголизма, наркомании и т.д.). Такие примеры убеждают нас рассматривать насилие как явление с положительными и отрицательными сторонами.

Теперь перейдем к другому понятию – агрессия.

«Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт» (1).

«Агрессия — есть не что иное, как вынужденная обстоятельствами защитная реакция индивидуума к сохранению своей индивидуальности и возможности ее выразить в соответствующей форме» (7), это определение уже социологического характера.

Пределы понятия насилия задаются целевым характером, а пределы, границы понятия агрессии более размыты, ибо включают все множество спонтанных и актов негативного характера, осознанных и неосознанных, явных и скрытых. Понятие агрессии имеет всецело деструктивный и разрушительный характер, чего нельзя сказать о насилии, зачастую осуществляемом с положительными мотивами и имеющем положительные последствия. В этом плане насилие можно определить всякое действие, имеющее принудительный характер, осуществляемое помимо воли объекта, на которого направлено это действия. Именно поэтому понятие насилия с логической точки зрения шире понятия агрессии.

Кинематограф, реклама и новости могут влиять на эмоции и поступки индивида, но это не поддается объективному исследованию. Это новая проблема, поэтому она недостаточно изучена российскими исследователями. В США и на Западе другое дело. Там они давно с ней столкнулись и на протяжении десятилетий, в основном американские исследователи, накопили весомый опыт, с которым нам нужно ознакомиться.

Перейдем непосредственно к исследованиям агрессии и насилия, которые проводили ученые разных направлениях.

Около 90% исследований, касающихся этой темы, приходятся на 70-е годы. Тем не менее, культ насилия в кино и на ТВ не ослабевал. По оценке экспертов, период с 1970 по 1978 г. стал наиболее урожайным. В самых кассовых кинофильмах центральное место отводилось убийствами, избиениям, изнасилованиям и пр. Отточенность сюжета, проникновение в глубины человеческих взаимоотношений, сложные социальные коллизии отступали далеко на задний план. На телевидении «рекордными» оказались 1974, 1976 и 1978 гг., когда 88% передач содержали сцены с насилием.

В 1977 г. телевидению, пожалуй, впервые был предъявлен иск. Судебному разбирательству подвергся такой случай. 15-летний житель Майами убил 83-летнюю соседку за ее угрозы рассказать полиции о совершенной им краже с взломом, невольной свидетельницей которой она явилась. Суд приговорил подростка к пожизненному заключению.  Но  его  адвокат,  вооружившись  показаниями  родителей,  обвинил  все  три общенациональные телекомпании (ABC, NBC, CBS) в «интоксикации» его клиента посредством сцен насилия (5). В одном из экспериментов на эту тему Роберт Либерт и Роберт Бэрон показали группе детей очень жестокий эпизод из полицейской драмы. В контрольной ситуации приблизительно такой же группе детей показали возбуждающее, но не жестокое спортивное соревнование, при этом показ занимал то же количество времени. Каждому ребенку затем разрешили поиграть в другой комнате с группой других детей. Те, кто смотрел жестокую полицейскую драму, проявили больше агрессивности против своих товарищей по игре, чем те, кто смотрел спортивное соревнование (4).

Таким образом, вполне вероятно, что просмотр насилия в средствах масс-медиа по существу позволяет агрессивным детям выразить свою агрессию. На основе эксперимента можно сделать вывод, что дети, изначально не склонные к жестокости, не обязательно поведут себя агрессивно — по кранной мере после просмотра лишь одного фильма.

Эта последняя фраза очень важна, потому что даже дети, не склонные к агрессии, могут стать жестокими, если в течение  долгого времени будут смотреть фильмы с жестокостями и насилием. Именно это явление обнаружил психолог Филип Лейенс и его коллеги, проводившие полевые эксперименты в Бельгии.  В этих экспериментах различные группы детей наблюдали, насилие по телевидению в течение гораздо более длительного периода времени  по сравнению с обычным единичным  экспериментом в лаборатории. В этих полевых экспериментах подавляющее большинство детей (даже тех, кто не проявляли сильной тенденции к агрессивности), долгое время наблюдавших насилие, становились более жестокими по сравнению с детьми, смотревшими сравнительно нейтральные и безвредные передачи.

Обсуждая эффекты насилия в масс-медиа, раньше обращали внимание главным образом на детей - и вполне обоснованно. Молодежь по определению более податлива, чем взрослые, то, что молодые люди видят и слышат, оказывает на них более глубокое влияние. Например, мужчина на грузовике въехал в кафетерий в городе Киллин, штат Техас, вышел из машины и начал наугад стрелять. К тому моменту, когда прибыла полиция, он убил 22 человека. Затем убийца покончил с собой. Полицейские обнаружили у него в кармане обрывок билета на фильм Король-рыбак (FisherKing), где один из героев расстрелял в баре из пистолета несколько человек.

Действительно ли этот фильм причина акта насилия? Среди старшего  поколения тоже есть лица, на которых сказывает это влияние. Но это не означает, что все люди или большой процент населения смотрят насилие по телевизору, а потом выходят на улицу демонстрируют агрессивное поведение.

Борьба с насилием является одни из ключевых аспектов нашего времени.

В странах, где применяют смертную казнь за убийство, не меньше убийств, чем в  странах, где нет смертной казни. Суровое наказание, по-видимому, не ограничивает жестокие преступления.

Довольно распространено представление о том, что человек может избавиться от агрессии только одним способом сделать что-нибудь агрессивное. «Выбросите это из головы», советовали многие психологи на протяжении долгих лет. То есть если вы разозлились, не пытайтесь подавить свои чувства, а вместо этого кричите, орите, ругайтесь, бросайте посуду о стену и тогда вы избавитесь от этого ощущения, оно не будет мучить вас и не перерастет в неконтролируемое чувство. Такое представление основывается на упрощенном психоаналитическом понятии катарсиса, которое попало в массовую культуру.

Фрейд придерживался «гидравлической» идеи агрессивных импульсов: он считал, что если человеку не позволять выражать свою агрессию относительно безвредным способом, то агрессивная энергия будет подавляться, ее напор возрастет, и энергия будет требовать выхода, или приводя к вспышкам крайнего насилия или к проявлению симптомов душевной болезни (6). Существуют некоторые данные в пользу того, что подавленные чувства действительно приводят к болезни.

Катарсис – понятое о там, что «выпускание пара» - совершение агрессивных действии, наблюдение за тем, как другие ведут себя агрессивно или воображают агрессивное действие - высвобождает агрессивную энергию человека и снижает вероятность агрессивных поступков впоследствии.

Как бороться с насилием до его появления? «Каким бы казался тебе мир, если бы ты был маленьким, как кошка?» «Какому из членов твоей семьи, какой подарок на день рождении приглянулся бы больше всего?» Эти вопросы формируют основу одного из упражнений для начальной школы в Лос-Анджелесе, ученики которой участвуют в тридцати часовой программе, разработанной Нормой Фешбах, которая первой внедрила обучение эмпатии в начальных школах. (3) Тщательное обдумывание ответов на эти вопросы развивает умение детей поставить себя на место другого. Помимо этого, дети слушают рассказы, а затем пересказывают их с точки зрения каждого, из различных персонажей этих рассказов дети играют роль каждого из героев. Их действия записываются на видеокассету. Затем они просматривают записи и анализируют, как люди выглядят и говорят, выражая различные чувства.

По завершении программы дети не только обучаются быть более эмпатичными, но и показывают более высокую самооценку, большее великодушие, более позитивные установки и меньшую агрессивность, чем ученики, не участвовавшие в программе.

На первый взгляд, такая программа может показаться не связанной с учебными достижениями. Однако ролевые игры и тщательный анализ рассказов являются тем самым, что ученики делают при постановке пьесы или анализе литературного произведения. Интересно, что в воспоминаниях о своем детстве нобелевский лауреат, физик Ричард Фейнман отмечал, что его отец задавал ему задачу сделать вид, как будто он очень маленькое существо, живущее на ковре в их гостиной. Выполняя это задание, Фейнман должен был, в самом деле, войти в роль такого маленького существа и почувствовать, на что была бы похожа его жизнь в таких обстоятельствах. Такие вопросы также поощряют определенный тип когнитивной гибкости. Соответственно, нас не должно удивлять, что Норма Фешбах отмечает, что ученики, прошедшие обучение, по программе развития эмпатии, также зачастую имеют более высокие успехи в учебе.

 

Список литературы

1.     Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1998.

2.     Денисов В.В. Империализм и насилие. — М.: Знание, 1973.

3.     Егоров И.В, Лесняк М.В. – Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология - 2010. Вып. 3 (18). С. 131–141

4.     Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. - 4-е междунар. изд. - СПб.;М.:Прайм-Еврознак;Олма-Пресс,2004.

5.     Тарасов К.А. – От насилия в кино к насилию «как в кино»./-1996 г.

6.     Фрейд З. «Недовольство культурой» —1930 год.

7.     Черных Е.В. Юридическая ответственность и государственное принуждение. // Теория государства и права/ Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — М.: Юрист, 1997