Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЫХ МИГРАНТОВ-БЕЖЕНЦЕВ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

*Исследование выполнено в СПбГУ за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-10092)

 

Введение: Миграционное оживление 2014 года, связанное с украинскими беженцами немного угасло, правовые изменения, ужесточившие миграционное законодательство, по вопросу сроков пребывания беженцев на территории РФ, по сути, должны были снизить уровень привлекательности Российской Федерации для вынужденной миграции, однако статистические данные демонстрируют обратное.

Российская Федерация оценивается как государство не в высокой степени благоприятное для иммиграционных процессов с позиции улучшения уровня жизни сравнительно со странами Западной Европы или Северной Америки. По этой причине, страна даже не испытала на себе трудности миграционного кризиса из-за притока беженцев из Сирии. Экономическая рецессия 2014-2015 годов, девальвация национальной валюты, перекрывающей инфляцию, снижения уровня заработной платы вызвали отток трудовых мигрантов из РФ. Однако, с точки зрения экспертов, сейчас картина совершенно иная, уровень оплаты труда восстановился, формируются перспективы на рынке предложения труда, поскольку с учетом демографических тенденций ожидается сокращение населения работоспособного возраста, что в свою очередь, должно послужить стимулом для трудовой миграции.[7]

В настоящий момент,  по данным Главного управления по вопросам миграции МВД России, на апрель 2016 года, на территории страны было 9,87 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства. Большая часть миграционного потока – это трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия), а также украинские беженцы, которые продолжают прибывать, хотя и меньшими темпами в сравнении с 2015 годом, в территориальных органах ФМС России получили временное убежище 149,6 тысяч человек (в 2014 году более 250 тысяч человек).[1]

По данным Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт- Петербургу и Ленинградской области, на 1 июня 2016 года в Санкт-Петербурге временное убежище получили 14 тыс. человек, а статус беженца - 36 человек. [3] Все лица, ищущие убежище на территории Российской Федерации и прибывшие в Санкт-Петербург, имеют возможность обратиться в Санкт- Петербургское отделение Российского Красного Креста, где осуществляется следующая поддержка вынужденных мигрантов:

-   гуманитарная помощь;

-   временное размещение;

-   правовое консультирование по гражданским и миграционным вопросам;

-социальная и образовательная поддержка лиц, ищущих убежище, и беженцам, проживающим в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а именно компьютерные курсы, организация досуговой деятельности, обучение русскому языку, обучение работе в программе С1.[4]

Методы исследования: В 2016 году в рамках проекта «Социальные риски международной молодежной миграции в современной России» на базе Санкт-Петербургского Красного Креста были проведены четыре фокус группы с целью выявления основных проблем беженцев и лиц, ищущих убежище. Участниками исследования выступили граждане следующих государств: Украина, Сирийская Арабская Республика, Йеменская Республика. Возраст респондентов варьировался от 20 до 35 лет, то есть преимущественно представители молодежи.

Результаты исследования: Эмпирические данные, полученные в ходе проведения фокус-групп продемонстрировали, что каждый участник столкнулся с рядом типичных проблем, а именно, с такими как: получение официального статуса (статус беженца или временное убежище); трудоустройство; языковой барьер; жилищный вопрос; материальный вопрос; проблема безопасности.

Одной из самых актуальных проблем участников исследования стала проблема получения официального статуса, в частности, остро стоит вопрос о возможности самостоятельного оформления данного правового положения, поскольку это требует определенных знаний не только в области коммуникации, но и в области миграционного законодательства РФ, что не всегда является доступным для лиц, экстренно покидающих свое прежнее постоянное место жительство, поэтому без сторонней помощи государственных и негосударственных организаций этот процесс  является затруднительным. Но, очевидным преимуществом является тот факт, что официальное подтверждение статуса на территории РФ дает право на социальную и материальную помощь в рамках государственных программ.

«…. без посторонней помощи вообще сложно что-то сделать, используешь все возможные связи, много бюрократии, плюс без знания российского законодательства довольно не просто. Хотели получить статус беженца, в УФМС заставили написать отказ от статуса. Для того чтобы тебя признали беженцем нужны доказательства, такие как фотографии ранений, видеосъемка» (Марина, беженец из Украины).

Вытекающее следствие данной проблемы это невозможность оформления регистрации по месту проживания на территории нашей страны, что нарушает правовую обязанность постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина согласно Федеральному закону от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». [5] Основное же затруднение для участников фокус-групп заключается в том, что граждане Российской Федерации, которые предоставляют им жилые помещения по договорам социального найма, отказывают им в постановке на учет, хотя данный договор является основанием для оформления документов на вселение и регистрацию граждан по месту жительства или месту пребывания. При этом, если договор найма заключен на срок до одного года (краткосрочный наем), то такой договор может быть основанием только для оформления регистрации по месту пребывания. [2]

«….насколько я знаю, если снимаешь квартиру по договору, человек обязан сделать тебе регистрацию, но никто этим заниматься не хочет. Я в 2015 году договорилась и нам троим, сделали регистрацию, хотя племянник с нами не живет, за вознаграждение. В этом году я нашла одну контору через знакомых, которые там оформляли регистрацию и там стоит 10000 рублей на одного».

«….бывают еще случаи, когда живешь в одном месте, а зарегистрирован в другом, и для того, чтобы ребенка взяли в школу, нужен договор об аренде жилья с печатью» (Наталья, беженец из Украины).

Проблема, связанная с трудоустройством, по мнению респондентов, заключается в нежелании работодателей приема на работу лиц, имеющих статус временного убежища или беженца, поскольку это влечет за собой дополнительные обязанности, связанные с постоянным взаимодействием с органами УФМС по вопросу продления срока пребывания работника. Большинство работодателей отдают преимущественное право в трудоустройстве тем лицам, которые самостоятельно приобрели патент, так как в данном случае работники сами обращаются в органы миграционного учета.

«….сейчас абсолютно все столкнулись с этой проблемой, по которой организациям намного проще принять граждан Российской Федерации, а с нами предприятий появились бы проблемы взаимодействия с органами УФМС» (Наталья, беженец из Украины).

«….просто для того, чтобы работали сотрудники со статусом временного убежища в отделе кадров должен быть кто-то, кто будет уведомлять отдел УФМС и подавать документы по нам, что нас приняли на работу. Никто не хочет дополнительных обязанностей. Поэтому намного проще иметь гражданина с патентом, потому что с ним ты делаешь все сам» (Евгения, беженец из Украины).

Федеральные органы миграционного учета, по словам участников фокус-групп, не торопятся с оформлением статуса временного убежища вновь прибывшим беженцам, а нормативное количество прав на получение временного вида на жительство увеличивается с каждым годом, что показывает противоречивость в действиях уполномоченных органов власти.

Очевидной трудностью, по мнению опрошенных, является наличие языкового барьера, особенно ощутимого у лиц из стран Ближнего Востока, усложняющего полноценное проживание на территории Российской Федерации. Коррелирующая с данной трудностью проблема – это отсутствие или недостаточная возможность качественного бесплатного обучения русскому языку.

«….если я бы хорошо знала русский язык, а могла бы устроиться на работу, а сейчас возможности такой нет…» (Хеба, беженец из Сирийской Арабской Республики).

«…я изучал русский язык, но очень медленно и я здесь нашел, преподавателей в Красном Кресте, которые действительно бесплатно заинтересованы в тебе, чтобы научить, а не как у меня был преподаватель, каждую минутку он посматривал на часы….» (Джордж, беженец из Сирийской Арабской Республики).

Небольшая часть респондентов выразила обеспокоенность в вопросах безопасности, особенно в отношении со стороны правоохранительных органов. В ходе исследования выявился факт регулярной проверки представителями МВД документов у иностранных граждан без участия и не по распоряжению федеральных служащих ФМС, что по своей сути просто незаконно и является уголовным преступлением согласно ст. 12 п. 1 п. 32 Закона «О полиции».[6]

«У меня постоянно полиция проверяет документы, наверное, лицо у меня неславянское, причем везде на улице, в метро. Начинают докапываться, здесь нет печати, это просрочено, они вообще не имеют право требовать миграционную карту или патент, тем более медицинский полис» (Александр, беженец с Украины). 

Заключение: Для улучшения миграционной обстановки в области вынужденной миграции органы Субъектов Российской Федерации должны осуществлять межведомственное взаимодействие с Федеральными органами власти, в частности – раз в полгода предоставлять обратную связь с целью корректировки нормативных показателей по приему и установлению официального статуса иностранных граждан.

Необходимо унифицировать перечень документов и порядок подачи для всех отделений органов УФМС в Российской Федерации так, чтобы каждый сотрудник миграционного учета применял единый стандарт для всех клиентов,  обратившихся  за получением определенного статуса. Неотъемлемым обстоятельством поддержки беженцев должно стать оказание социальной помощи лицам, ищущим убежище, например, предоставление временной регистрации на базе социального жилья.

Министерством труда и социальной защиты РФ надлежит разработать мероприятия по стимулированию работодателей принимать на работу беженцев, а также упростить процедуру получения патента на работу для лиц, имеющих официальный статус.

Касательно мер поддержки молодых вынужденных переселенцев, то к ним следует отнести:

-   создание Центра профессионального образования по вопросам профориентации и обучения;

-    формирование электронного ресурсного центра по оказанию юридической и консультационной помощи в вопросах пребывания на территории Российской Федерации;

-   проведение досуговых мероприятий с целью социализации и адаптации в условиях российского социума.

Данные мероприятия должны стать первичным шагом для устранения проблем, с которыми сталкиваются вынужденные мигранты на территории Российской Федерации.

 

Список литературы и источников

 

1)        В          России          озвучили          количество беженцев          [Электронный          документ]//URL: http://lugradar.net/2016/10/140637 (дата обращения: 26.03.2017).

2)        Навигатор по государственным услугам Санкт-Петербурга. Предоставление жилья по договорам социального найма [Электронный документ]//URL: https://gu.spb.ru/188507/mfcservice/ (дата обращения: 26.03.2017).

3)        Общее  количество  беженцев  из  Украины  в  Россию:  официальное  число  [Электронный документ]//URL:http://www.migration-patent.ru/index/razdel3/chislo-bezhencev-iz-ukrainy-v- rossiyu(дата обращения: 26.03.2017).

4)        Российский  Красный  Крест  Санкт-Петербургское  отделение [Электронныйдокумент]//URL:http://spbredcross.org/about/spb/news/2014/09/29/okazanie-pomoshhi- grazhdanam-ukrainyi-sankt-peterburgskim-krasnyim-krestom/(дата   обращения:   26.03.2017).

5)        Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О миграционном учете иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства  в  Российской  Федерации»  [Электронный документ]//URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/5442db3d8cd78fcb11f24021df2291c7a8b37be d/(дата обращения: 26.03.2017).

6)        Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" 8 февраля 2011 г. //Российская газета - №5401.

7)        Экономика. Рекомендации представителя МВФ для России [Электронный документ]//URL: http://rusnod.ru/novosti/v-rossii/ekonomika/2017/03/14/ekonomika_30354.html (дата обращения: 28.03.2017).