Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РТ. К ВОПРОСУ ВОСПРОИЗВОДСТВА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Для детального изучения кадровой политики, а так же инновационных методов управления кадровым потенциалом конкретного предприятия пищевой отрасли, необходимо ознакомиться с пищевой промышленностью в целом, рассмотреть ее отличительные особенности. Это в свою очередь, позволит нам выделить работников пищевого профиля в отдельную социальную группу.

Одной из крупнейших и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства России является пищевая промышленность, основной целью которой является обеспечение населения продуктами питания высокого качества и разнообразного ассортимента [2]. Теоретический аспект изучения пищевой промышленности предполагает применение институционального подхода, родоначальниками которого явились такие ученые, как О. Конт [7], Г. Спенсер [10], Э. Дюркгейм [4], М. Вебер [8] и др. Институционализация в социологии заключается в рассмотрении данного процесса в рамках социальных взаимодействий, которые в свою очередь носят систематический, а также самовозобновляющийся характер, основной целью которых является удовлетворение важнейших социальных потребностей.

Стоит отметить, что изучение пищевой промышленности в современной науке, в основном, носит экономический характер, связанный с вопросами управления предприятиями данной отрасли [5], мотивации и совершенствование стимулирования труда работников [3] и др. Однако, рассмотрение пищевой промышленности с позиции социологии в институциональном ключе не получило широкого освещения в научной литературе. Представляется, правомерным рассматривать пищевую промышленность не только с позиции управленческих функций, но и в рамках социальных взаимодействий, как социальный институт. В социологии термин «социальный институт» понимается как устойчивая организационная структура, способная обеспечить различные направления жизнедеятельности человека и реализовать цивилизационные установки в организационно-управленческой и нормативно-правовой сфере.

В современной науке принято считать, что впервые понятие «социальный институт» ввел в обиход Г.Спенсер, который применял его в различных контекстах с определенными родственными понятиями, такими как «социальные отношения», «организация» и др., а также рассматривал его в «самом широком смысле», а именно, как «установления», определяющие нормы и правила социальной регуляции»[6].

Изучая социальные институты, Спенсер выделил шесть видов их разновидностей: домашние, обрядовые, политические, церковные, промышленные и профессиональные институты[6]. Так, согласно его разделению пищевую промышленность следует отнести в группу промышленных социальных институтов, которые обладают определенной производственной структурой, а отношения между ее участниками регламентируется трудовым договором. Усовершенствование разделения труда, оптимизация производства, а также его управления являются основами развития данного института.

Рассмотрение пищевой промышленности в обществе в рамках институционального подхода предполагает определение его роли и места, а также ее взаимодействия с иными социальными институтами. При этом важным будет выделение ее цели, социальной значимости, ценности, основных функций, социальных статусов и других ее аспектов как социального института. Далее, проводя аналогию с социальным институтом, можно выделить следующие признаки пищевой промышленности как социального института. К ним относятся:

1.     наличие определенного круга субъектов: государство, бизнес, система образования, агропромышленный комплекс и др.

2.     наличие организационной основы пищевой промышленности, в которую входят положения, связанные с организацией ее структуры, определением статуса, разграничение полномочий ее членов и др.

3.     наличие социальных норм, выраженных в урегулировании трудовой деятельности работников, а также их взаимодействия с обществом, предприятием и другими субъектами промышленности.

4.     наличие социально значимой функции пищевой промышленности, которая  заключается в обеспечении широким ассортиментом и достаточным количеством высококачественных продуктов питания населения, а также поддержании их сбалансированного рациона питания.

Современная пищевая промышленность состоит из четырех групп отраслей: мясо-молочная, пищевкусовая, мукомольно-крупяная и комбикормовая, а также рыбная, где каждая отрасль включает в себя более 30 специализированных подотраслей с отдельным производством, объединяющих 43 тыс. действующих организаций и 1,3 млн. человек, работающих в отрасли  [1]. По данным статистики РФ на  конец 2012 года численность работников пищевой промышленности составила 849,3 тыс. человек (в РТ – 32,6 тыс. чел. [11]), при этом удельный вес потребности в работниках для замещения вакантных рабочих мест в общем числе составила 2,2% (19,3 тыс.чел.) [12].

Изучая структуру работников (см. Рисунок 1), занятых на пищевом производстве, можно заключить, что в целом предприятия ощущают нехватку рабочих специальностей (30,2% от общей потребности в персонале)[13].

Данная нехватка связана с тем, что в России при производстве продуктов питания значительная часть производственных затрат по-прежнему отводится ручному труду. В основном это связано с обслуживанием технологического процесса. Хотя не секрет, что сегодняшние инновационные технологии, связанные с применением различных промышленных роботов, а также автоматических машин, дают возможность обеспечить полностью автоматизированный производственный процесс. Примером могут послужить заводы «The Coca-Cola Company», в которых данный процесс, начиная от подготовки сырья до подготовки к транспортировки уже готовой продукции, является полностью автоматизированным [9].


Учитывая мировые тенденции роста наукоѐмких предприятий, справедливо будет спрогнозировать увеличение потребности в бакалаврах/магистрах, способных освоить и в дальнейшем развить подобные процессы в России.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что пищевая промышленность как социальный  институт обладает рядом отличительных признаков, к которым относятся:

– неотъемлемое присутствие, как в федеральной экономике, так и в экономике каждого региона; а также наличие законодательства, регулирующего деятельность пищевых предприятий;

– наличие институтов и научных школ по усовершенствованию пищевых производств и технологий; а также специальных образовательных программ подготовки кадров в системе ВПО и СПО;

– исторически сложившийся рынок продуктов питания;

– наличие постоянных связей с другими отраслями промышленности;

– социальная значимость пищевых продуктов, как одной из основ благополучия населения;

– наличие международных стандартов безопасности пищевых продуктов и упаковки, а также санитарно- гигиенических требований к предприятию и персоналу.

 

Список литературы

1.     Богданова А.Д. Специфика предприятий пищевого профиля как социального образования // А.Д.Богданова – Чебоксары.: Вестник Чувашского университета. 2014. № 3. С. 114-116.

2.     Богданова А.Д. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 7-5. С. 41-45. (белгород)

3.     Гурина М.А. Регулирование процессов мотивации и стимулирования труда на предприятиях (Региональный аспект): дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Гурина Мария Анатолькева. – Липецк, 2001, 194 с.

4.     Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э.Дюркгейм – М.: Канон, 1996. – 432 с.

5.     Иванов В.Н. Управление конкурентоспособностью предприятий пищевой промышленности региона: на примере Чувашской Республики: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Иванов Валерий Николаевич. – Чебоксары, 2009, 238 с.

6.     Коломийцев В.В. Социология Г.Спенсера / В.Ф. Коломийцев // Социологические исследования. - 2004. - N1. - С. 37-45 (с.39)

7.     Конт О. Курс положительной философии: Том 2. Отдел 2 / О. Конт – М.: Книга по Требованию, 2012. – 167 с.

8.     Осипов Г.В., Ионин Л.Г., Култыгин П. История социологии в Западной Европе и США / Г.В. Осипов, Л.Г. Ионин, П. Култыгин – М.: Издательство Норма, 1993. – 576 с.

9.     Праздник к нам приходит. Как работает завод Coca-Cola в Екатеринбурге Электронный ресурс: http://66.ru/news/business/165934/

10. Спенсер Г. Основные начала. Перевод с 5-го английского издания Н.Г. Чернышевского. ― СПб., 1897

11. Среднесписочная численность работающих в добывающих и обрабатывающих производствах, производстве электроэнергии, газа и воды. Электронный ресурс: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/statistics/employment/

12. Списочная численность работников и потребность организаций в работниках для замещения вакантных рабочих мест по видам экономической деятельности на 31 октября 2012г. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/free_doc/2013/potrorg/potr12.htm

13. Структура списочной численности работников организаций по профессиональным группам и видам экономической деятельности на 31 октября 2012г. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/free_doc/2013/potrorg/potr12.htm