Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И АГРАРИЕВ В ЭПОХУ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

В первые годы деятельности партии большевиков сформировалась советская "военно-коммунистическая" политическая система, основной характеристикой которой является доминирование партии большевиков на всех уровнях государственной власти, где происходит слияние партийного и государственного аппарата. Созданный механизм руководства массами, беспощадный в достижениях целей правящей партии, помог ей победить и удержаться у власти. В начале 20-х годов страна находилась в глубоком экономическом кризисе, вызванный большими потерями за годы Первой мировой и гражданской войн. После политических кризисов на Россию обрушилось новое тяжкое испытание: небывалый голод 1921 - 1922 годов. К тому же по всей стране активизировалось повстанческое движение крестьянства недовольное политикой «Военного коммунизма». Весь социум Советской России требовал перемен в целом, а в частности, отмену политики "Военного коммунизма". Поиски выхода из тупика, в котором оказалась государство, увенчались переходом к новой экономической политике, провозглашенной на X съезде РКП (б) в марте 1921 г. Партийный форум положил начало далеко идущим изменениям во внутренней политике не только правящей партии, но и всего государства. Х съезде партии большевиков состоялся 8 - 16 марта 1921 г. В повестке дня съезда стояли отчет ЦК, вопросы о единстве партии, о профсоюзах, национальной, о замене разверстки продовольственным налогом. 15 марта В.И. Ленин официально в докладе «О замене разверстки натуральным налогом» указал, что необходимость перехода от продразвѐрстки к продналогу диктуется тем, чтобы всемерно облегчить положение трудящегося крестьянства и создать условия для подъѐма сельского хозяйства и всего народного хозяйства. Съезд принял важнейшее решение о переходе от политики военного коммунизма к новой. Натуральный налог, взимаемый в виде процентного отчисления от собранного урожая, имел прогрессивный характер в том смысле, что крестьяне - середняки и бедняки, а также хозяйства "городских рабочих" получали большие льготы. План Ленина был дополнен предоставлением налоговых льгот крестьянам, которые расширяли свои посевные площади или увеличивали урожайность. Весь документ был акцентирован на коммерческом характере новой политики. Коллективная порука была ясна и четко отменена, и вводилась ответственность каждого крестьянина за выполнение налога, государственный фонд служил для того чтобы обеспечивать потребительскими товарами и сельскохозяйственным оборудованием в обмен на излишки продуктов, добровольно поставляемые помимо выполненного налога, также разрешалось реализовывать свои излишки через кооперативные организации, так и на базарах и на рынках. Новая политика предлагала сельским труженикам благоприятные условия, но эти меры опоздали и не могли повлиять на урожай 1921 г., к тому же дело затормозилось из-за стихийного бедствия: засуха, которая уничтожила урожай особенно в Центральной России и Поволжье. Введение Нэпа требовало не столько создания новых учреждений, сколько трансформации существовавших учреждений из инструментов принуждения в инструменты новой политики, поощрявших личную инициативу. Нэп введя рыночные отношения в село, отменил уравнительную политику военного коммунизма и стал поощрять экономическую инициативу в агропромышленном секторе. Распределение помещичьих земельных угодий было завершено в 1918 г. после этого в период "военного коммунизма" не произошло никаких существенных изменений в системе землепользования. Запрещение законом сдачи и взятия земли, в аренду, а также запрет на наемный труд мешали единоличному труженику развивать свое хозяйство на товарной основе. Нэп давал возможность и свободу выбора формы обработки земли и гарантию землепользования. Право на аренду земли и на использование наемного труда, было признано в новом законе о сельском хозяйстве, принятом в 1922г. Декрет разрешая сдачу земли в аренду, так и использование наемного труда оговаривал, что такое возможно качестве исключения для удовлетворения специфических потребностей. Семьи, могли сдать в аренду земли только на два севооборота и то в "случаи потере рабочих рук". Работников можно было нанимать при условии, если члены семьи также работают "наравне с наемными рабочими". Целью Новой экономической политики было ликвидировать остатки уравнительных тенденций революционного периода. Государство давало впервые после революции - гарантию пользования с целью обработки своего участка земли и сбора урожая для своего собственного и всеобщего благосостояния. Новый акцент на индивидуальное предпринимательство был откровенно чужд организованным государством формам коллективной обработки земли. Не все члены партии приняли Нэп с радостью были и представители партии которые видели в новой экономической политике отступление от социалистических идеалов. В период становления Советской власти аграрная политика правящей партии была направлена на то что бы оказывать уравнительное действие то есть ликвидировать социальное расслоение деревни в пользу беднейшего крестьянства. Аграрная политика государства в период Нэпа была призвана поощрять рыночную инициативу и стимулировать середняка и кулака за счет бедных крестьянских хозяйств. Свободные рыночные отношения на селе должны были увеличить экономическое расслоение среди крестьянства, то есть способствует возможности развития эксплуатации успешных и благополучных крестьян с одной стороны неблагополучных и бедняков с другой стороны. Таковы были условия развития капиталистических отношений в деревне. Результаты уважительной политики государства к крестьянскому производству дали положительный результат очень быстро. Урожай 1922 г. был намного богаче, чем за все послереволюционные годы. Впервые у крестьянина не только появились излишки для продажи и законное право и даже стимулы к их продаже, но и сами условия торговли были благоприятными. Летом и осенью 1922 г. цены склонялись в пользу сельского хозяйства, в ущерб промышленности. Крестьянство получило поддержку государства и партии и становиться основным элементом диктатуры пролетариата. Осенью 1922 г. Советское правительство приняло ряд законодательных актов. В Земельном кодексе, который вступил в силу 1 декабря 1922 г. не было нововведений. В данном кодексе был подтвержден принцип национализации земли, частная собственность на территории государства отменялась навсегда. Все земельные угодья представляли собой "единый государственный фонд". Разрешалось использовать наемный труд в рамках сельской общины мира, с чересполосицей и периодическим перераспределением земли и без них, в виде единоличного крестьянского хозяйства, добровольного объединения в виде сельскохозяйственной коммуны, артели или совхоза. Также признавалось право крестьян покидать общину с соответствующим отчуждением земли. Кодекс не признавал права на пожизненное владение, однако подразумевал, что данные им правила имеют неограниченный срок. Земельный кодекс определял характер сельской России в течении менее десяти лет, причем это были годы почти непрекращающегося противоборства по фундаментальному вопросу о взаимоотношениях между крестьянским сельским хозяйством и крупномасштабной промышленностью в советской экономике.

Новая экономическая политика по своей сути была ориентирована на агропромышленный комплекс и внутренний рынок, но не на промышленность. Проблемы промышленного сектора экономики даже не обсуждались на партийном форуме, который принимал Нэп - как экономическую основу государства. В сельском хозяйстве Нэп быстро нашел необходимые стимулы производства, которые подвели Советское государство на рельсы экономического возрождения.

 

Список литературы

1.        Туфанов Е.В. Гуляк И.И. Установление Советской власти в Ставрополе // НаукаПарк. 2013. №3 (13). С.27-30.

2.        Туфанов Е.В. Левоэсеровский мятеж 1918 г. в контексте становления однопартийной системы в Советской России // НаукаПарк. 2013. №2(12). С. 5-9.

3.        Туфанов Е.В. К вопросу о формировании региональной элиты 1917 – 1920 гг. (на материалах рязанской губернии) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. №6 (2). С.101-106.

4.        Матвеева Т. Туфанов Е.В. Гражданская война в России 1917-1920 гг. // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания.: сб. науч. статей / СтГАУ. Ставрополь, 2013 С. 145-147.

5.        Туфанов Е.В. К вопросу о единстве правящей партии – X съезд РКП (б). // Основные проблемы общественных наук: сб. науч. тр. меж. научн. практ. конф. Волгоград 2014. С. 9-10.

6.        Туфанов Е.В. Номенклатура – политическая элита Советской России. // Общественные науки: вопросы и тенденции развития: сб. науч. тр. меж. научн. практ. конф. Красноярск 2014. С.9-11.

7.        Туфанов  Е.В. Гуляк И.И. Государственная система в первые годы советской власти (на примере Рязанской губернии). Ставрополь 2011. С. 166.

8.        Туфанов Е. В. Кравченко И.Н. Советская политическая система в период 1917 – 1920 гг. // НаукаПарк. 2013. №5(15). С. 16-20.

9.        Туфанов Е.В. Основной закон государства, конституция 1918 г. // Место и роль России в мировой истории.: сб. науч. статей / СтГАУ. Ставрополь, 2012. С. 116-120.

10.     Кравченко И.Н. Народ, игнорирующий основной закон - обречен // Актуальные проблемы российской государственности: сб. тр. науч. конф. Ставрополь. 2013. С. 51-56.