Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Северокавказский регион всегда был чрезвычайно  значимым  для России, занимал особое место в ее политике. Стратегическое значение для России Северокавказского региона обусловливается не только его выгодным местоположением, но и его природными богатствами, наличием здесь развитой аграрно- промышленной инфраструктуры. Так как в новых геополитических условиях основной передел мира ведется за установление контроля над природными ресурсами, геостратегическими и военно-морскими путями, то главной стратегической целью крупных мировых держав является оттеснение России на северо-восток Евразии, подальше от одного из главных коммуникационных подступов к центру мировых ресурсов: Средиземноморско- Черноморского – Кавказско-Каспийского региона. Ближайшие цели – сделать неконкурентоспособными, затратными имеющиеся российские магистральные газонефтепроводы, проложив в обход России собственные транспортные артерии, доставляющие дешевое сырье из Казахстана, Азербайджана, Ирана в Европу и Америку. Поэтому внутриполитическая нестабильность на Северном Кавказе и в Закавказье в значительной мере выгодна целому ряду государственных и межгосударственных образований, преследующих исключительно свои национальные (политические и экономические) интересы. Положение на границе цивилизаций объясняет соприсутствие двух полюсов притяжения – к Западному и Восточному культурным мирам. Если, в силу исторических причин, первая тенденция больше повлияла на культурное развитие,  то вторая –  определила доминирование Востока в духовно-религиозной области. Эта двойственность явилась в новейшее время одной из причин сложной этнополитической ситуации в этом регионе. Исследователи отмечают наличие особого кавказского регионального самосознания и региональной идентичности, характерной для народов Северного Кавказа. Культурологическими особенностями народов Северного Кавказа являются своеобразие культурных традиций, полифония социальных связей и, одновременно, их жесткая регламентированность, культура внутриобщинной поддержки и взаимопомощи. Эти особенности составляют ценнейший ресурс, позволяющий разрешать сложнейшие межнациональные проблемы. К этой народной мудрости люди обращаются в сложных ситуациях.

Сложное наследие оставила в памяти народов Кавказская война (1817-1864гг.), которая ассоциируется с именем имама Дагестана Шамиля. После окончания Кавказской войны Северный Кавказ окончательно вошел в состав Российского государства. Еще раньше он был признан частью России Ираном и Турцией. Последствия включения Кавказа в состав России трудно  назвать однозначно позитивными. Так, сразу же по  окончании Кавказской войны последовала вынужденная эмиграция горцев-мусульман (мухаджирство) в Турцию и заселение Северного Кавказа народами из внутренних областей России. Вовлечение кавказских народов в экономическую и политическую жизнь России, безусловно, способствовало интеграции их в общероссийское культурное пространство. Народы Северного Кавказа, как и другие народы империи, развивались в пространстве российской цивилизации, обусловившей существенные черты современного этнокультурного облика этих народов. Поэтому сегодня Россию без Кавказа и Кавказ без России представить невозможно. Во всяком случае, народы Кавказа, люди, которые там живут, этого себе представить не могут. В экономическом отношении кавказская политика России также не подпадала никак под понятие «колониальная». Не было хищнической эксплуатации, дискриминации в государственных отношениях. Наоборот, оказывалась поддержка, снижались налоговые подати с кавказских народов, и этот регион для империи был даже убыточным, поскольку все собранные средства оставались на Кавказе и в центральную казну не поступали. Вместе с тем, этнополитическая напряженность на Северном Кавказе не исчезала, а продолжала существовать и в советское время. В ряде районов Чечни вспыхнули антисоветские выступления. Для подавления восстаний осенью 1928 года в Гойты, Шали и Беное на помощь войскам НКВД пришлось вводить регулярные части Красной Армии. Эти крупные мятежи удалось подавить, но менее масштабные столкновения продолжались вплоть до сороковых годов. В 1940 году восставшие под руководством Хасана Исраилова захватили большинство горных районов и провозгласили временное народно- революционное правительство. Сопротивление в горных районах так и не удалось подавить до начала Великой Отечественной войны. Гитлеровские оккупанты умело воспользовались этнополитическими противоречиями на Северном Кавказе, межнациональной напряженностью. В 1943 - 1944 годах, после ложного обвинения целых народов Северного Кавказа в пособничестве врагу, были репрессированы балкарцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, чеченцы, которых выселили в Сибирь и Казахстан. В конце 50-х и в 60-е годы репрессированные народы были реабилитированы, была восстановлена государственность ингушей, чеченцев, калмыков, балкарцев, в основном восстановлены границы 1944 года. Однако, эти меры носили половинчатый характер, не был решен ряд проблем, в том числе территориальных, явившихся одной из причин межэтнических конфликтов, что усугубило и так острые территориальные разногласия на Северном Кавказе. Исследователи обращают внимание, что со временем в массовом сознании реабилитированных народов произошла инверсия – территориальные притязания соседей стали представляться как причина депортации, а советское государство – всего лишь как инструмент реализации их вероломных замыслов. В настоящее время этнополитический и социально- экономический кризис, актуализировав все старые проблемы, породил и новые: происходил гипертрофированный рост этнического сознания, активизировались политические силы, стремящиеся использовать ситуацию для прихода во власть. Как показывает опыт, такая ситуация крайне опасна, поскольку возникают условия, когда стирается грань между национальным эгоизмом и национальным самосознанием. Процессы радикализации национальных движений вели к нарастанию этнополитической напряженности, углублению противоречий между национальными движениями. В результате Северный Кавказ превратился в один из самых конфликтных регионов страны, где разгорелись наиболее масштабные и кровопролитные межнациональные столкновения. В 1991-1992 гг. созданы межреспубликанские общественные движения – Конфедерация народов Кавказа, Ассамблея тюрко- язычных народов Северного Кавказа – выдвигающие откровенно сепаратистские идеи создания государств по национальному принципу. В 90-е гг. обострились противоречия между национальными движениями, после чего произошел ряд внутренних расколов и появились экстремистские тенденции сепаратизма. Особый аспект этнополитических процессов на Северном Кавказе представляет собой казачье движение. Северокавказское казачество – одна из самых влиятельных групп современного российского казачьего движения, обладающая мощным политическим потенциалом и уже сейчас выступающая как серьезная политическая сила, претендующая на осуществление властных функций. Специалисты и сегодня расценивают деятельность казачьих организаций как одну из серьезнейших региональных проблем Юга России. Созданный в 1992 году Союз казаков Юга России организационно делится на Донское, Кубанское, Ставропольское и Терское казачество. В силу ряда причин достаточно сложно судить о количественных показателях казачьих структур Юга России. По данным различных источников их число измеряется от 250-300 тыс. человек в составе всех казачьих структур Северного Кавказа до 400 тыс. только в Кубанском казачьем войске. Объединившись, они выдвинули требование признания за казачеством национально-территориальных образований. Реакция народов, чьи интересы затрагивались такими требованиями, была очень резкой и обострила и до того напряженную этнополитическую ситуацию в регионе. Одной из острых проблем последнего времени на Северном Кавказе являются межконфессиональные отношения, обострившие этнополитическую обстановку. Сегодня как никогда необходима консолидация всех здоровых сил общества, включая потенциал всех религиозных конфессий, которые действуют на территории страны адекватно тем благим целям, которые заложены в их вероучениях.

 

Список литературы

1.     Кравченко И.Н. Исторический опыт Федеративной политики советского государства. // Основные проблемы общественных наук: сб. науч. тр. меж.научн. конф. Волгоград. 2014. С. 6-9.

2.     Асеев Ю.И., Канц Н.А., Кравченко И.Н. Русский мир: анализ состояния, проблемы : монография. Ставрополь: АГРУС. 2014. 172 с.

3.     Туфанов Е.В. Кравченко И.Н. Номенклатура – правящий класс Советской России // НаукаПарк. 2014. № 10 (30). С. 101-102.

4.     Мясоедова В.А., Кравченко И.Н. Причины этнополитических конфликтов на Северном Кавказе // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания: сб. тр. науч. конф. Ставрополь. 2014. С. 138-141.

5.     Кравченко И.Н. Конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России: символическая политика в трансформирующейся публичной сфере // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания: сб. тр. науч. конф. Ставрополь. 2014. С. 119-126.

6.     Казаков В.В., Кравченко И.Н. Национальная политика в России // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания: сб. тр. науч. конф. Ставрополь. 2014. С. 68- 72.

7.     Методологический философский и социогуманитарный анализ российского общества: моногр. / Н.Г. Гузынин, И.И. Гуляк, С.П. Золотарев, С.Б Калинченко, И.Н. Кравченко, Е.В. Туфанов. Ставрополь: ООО ИД «ТЭСЭРА», 2014. 176с.

8.     Асеев Ю.И., Канц Н.А., Кравченко И.Н. Славянский союз: необходимость и возможность : монография. Ставрополь: АГРУС. 2015.  180 с.

9.     Кравченко И.Н. Историческая память и образ прошлого в культуре пореформенной России // НаукаПарк. 2015. № 1 (31). С. 4-7.